В Законодательном собрании Петербурга обсудили вопрос льготного тарифа на платную парковку для каршеринговых машин. Депутаты поразились смелой идее пожалеть бизнес, который платит налоги в Москве.
Совещание постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры прошло 23 октября, буквально по соседству от идеологического форума Русского народного собора. На ней в последнее время много говорят о платной парковке, благо она стремительно расширяется уже пару лет, а через неделю сделает решительный, и последний пока, прыжок на Васильевский остров. Вот только в этот раз обсуждали специфический аспект — льготы для каршеринга.
В петербургском парламенте присутствовали представители «Делимобиля» и «Сити Драйва», от «Яндекса» и «Белки» никого не было, но делегаты рынка подчеркнули, что все сервисы выступают в данном случае единым фронтом. Презентация их была нескромной: разговор шел о том, что они дают рабочие места, что практически 500 человек обслуживают машины (в том числе самозанятые и ИП), что техобслуживание происходит не только на собственных СТО, но и на сторонних — в общем, каршеринг внедрен в систему городского бизнеса. Ну и главное — он помогает бороться с пробками, ведь одной машиной пользуются за день 5–6 человек; а вместе с платной зоной все это стимулирует горожан оставить дома личный автомобиль — а не этого ли хочет город?
При этом у сервисов, несмотря на растущий рынок и спрос, хватает проблем: увеличивающийся дефицит локализованных машин, сложности с поставкой комплектующих, удорожание обслуживания, дорогой лизинг — из-за ключевой ставки. Собственно, поэтому Минтранс поручил регионам подготовить свои предложения по мерам поддержки отрасли.
Одной из таких, считает бизнес, и должен стать более низкий тариф на парковку, то есть фактически льготный абонемент. Сейчас, как объяснили представители компаний, сервис платит полной монетой, то есть те самые 100 рублей в час в период с 8 утра до 8 вечера. Происходит это, как только в диспетчерском центре отслеживают парковку своей машины в центре, у двух сервисов система «дружит» с городской системой Центра управления парковками, так что плата производится в автоматическом режиме.
В качестве примера привели Москву, где льготный абонемент на машину каршеринга стоит 30 тысяч в год, Казань (10,9 тысячи), Тулу (4,8 тысячи). Слово вроде как за Петербургом...
Когда слово взяли чиновники и депутаты, от стройности сюжета не осталось и следа. Глава Центра управления парковками Михаил Курдяев уточнил, что, конечно, не впервые слышит об этой инициативе и встречи с бизнесом у его учреждения были. В частности, на них обсуждалось, что право на льготную парковку имеют электромобили, и в этом направлении держателям автопарка тоже следует подумать. В остальном город запрашивал детальную информацию о расходах компаний, их выручке, объеме налогов, чтобы понять, насколько они нуждаются в льготах, но данных этих не получил.
Кроме того, Курдяев обратил внимание на взаимосвязь: чем шире платная зона, тем шире использование каршеринга и его флот. Да и цель платной парковки — сократить трафик в целом, так что сосредоточиваться на отдельных способах размещения не собирались.
Центр управления парковками последние два года живет в роли ответчика по ежедневным претензиям со стороны жителей районов, куда платная зона приходит: резидентов, которые не могут закрыть свои дворы, инвалидов, которым не хватает свободных мест, многодетных семей, которым только недавно дали возможность получать разрешение на второй автомобиль (если там 4 и более детей), обитателей коммуналок, которые не могут собрать нужных документов, и так далее. В общем, только чиновничий этикет, надо думать, не позволил Курдяеву удивиться вслух, что пострадавшим выставляют не какую-то из этих категорий, а вполне себе приметный бизнес.
Депутатам же ничего не мешало, кроме отсутствия информации. Для начала у просителей поинтересовались: а какого льготного тарифа они ждут? Отвечал представитель «Сити Драйва»: практика показывает, что это 8–10% от полной цены годового абонемента; например, в той же Москве — 30 тысяч и 370 тысяч рублей соответственно. В Петербурге, если что, заплатить авансом за год вперед стоит почти 180 тысяч.
Далее спросили: вот вы говорите, что одной машиной в день пользуются 5–6 человек. А сколько же времени тогда она стоит в день на платной парковке, да еще и в платный период? Ответ: около часа. 100 рублей в день, стало быть.
Депутаты переспросили еще раз: сколько денег вы тратите на парковку одной своей машины в год? Около 40 тысяч рублей, ответили за всех в «Сити Драйве» (ну да, примерно по 100 рублей ежедневно и выходит). Звучит не ярко, но, как сообщили представители бизнеса, это больно бьет по карману и превышает многие другие расходные статьи.
Артподготовку продолжили вопросом о налогах: в ответ снова раздалось про рабочие места и заказы для местных СТО, а для налога на прибыль... еще надо дождаться этой прибыли. Эксперт в области организации дорожного движения Дмитрий Попов сузил: где каршеринговые компании платят транспортный налог? Диалог вышел лаконичным, но ярким:
— В Москве.
— Зашибись.
Депутат Александр Ходосок выразил общую озабоченность. «Что-то мне подсказывает, что мы можем вызывать в этих районах некоторый резонанс относительно наших граждан. Допустим, есть семьи, где 2–3 автомобиля, а льготой пользуется, один, есть категория инвалидов, которая тоже нуждается в дополнительной соцподдержке, — размышлял он. — Мы прямо сейчас своими руками начнем создавать сложный для нас всех момент, который, уверен, в ненужное русло пойдет».
Наталия Астахова была более решительна: просьбу каршеринга, который платит налоги в Москве, а льгот ждет в Петербурге, она назвала удивительно смелой. Более того, она убеждена, что расходы компаний на парковку на самом деле упакованы в цену услуги для пользователей, хотя ее в этом попытались разуверить. Ну и, конечно, на фоне трудностей, с которыми сталкиваются жители платной зоны, давать послабления компаниям вроде «Яндекса» (под который и так уже, по мнению Астаховой, написан закон о такси, а теперь еще и каршеринг переписывают) — значит рисковать. «Вряд ли нас поймут жители», — подытожила она.
Дмитрий Павлов призвал собрать побольше цифр и понять, насколько компаниям нужны эти послабления. «Бизнес — не Красный Крест, — подчеркнул он. — Может, у вас и так все хорошо».
Дмитрий Попов заявил, что существенная роль каршеринга в сокращении трафика — миф, хотя свой трехпроцентный эффект у него есть; причина — в распределении этого трафика, есть утренние и вечерние пики, а в остальное время транспортная активность горожан падает. Кроме того, он остановился на методике Минтранса по расчету стоимости парковки. По его словам, в городе уже есть зоны с запаркованностью 85% и выше. «В случае создания льгот при ведении коммерческой деятельности с учетом коэффициента запаркованности бремя платежа за счет повышения стоимости платной парковки перекладывается на простых горожан», — зачитал он.
Подводил итог Алексей Цивилев, который подтвердил, что вопрос не подготовлен и надо собрать цифры, чтобы депутаты не оказались в роли слепых котят. «Мы не можем свою позицию объяснить гражданам, — говорил он. — Каждый депутат. Особенно Наталия Владимировна Астахова, она у нас всегда на острие критики по поводу платной парковки, она не знает, чем обосновать свое решение». Комиссия решила отложить вопрос и создать рабочую группу.
Напомним, с 1 ноября платная парковка заработает в Василеостровском районе, сейчас она функционирует в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском. Стоимость часа составляет 100 рублей, льготное разрешение для местных жителей — 1 800 рублей в год. Об ее эффекте и сомнениях в нем «Фонтанка» говорила с главой центра транспортного планирования Рубеном Тертеряном.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру».