Лот на строительство в Ленобласти по концессии V и VI этапов Широтной магистрали скоростного движения выложен на портале torgi.gov. Лица все знакомые, схема — тоже. Вопрос один: а в Петербурге-то когда?
Заявки на участие начали принимать с 21 октября. Принцип такой: есть заинтересованная сторона, которая готова в партнерстве с регионом создать, а потом и эксплуатировать платную трассу. Просто ударить по рукам и подписаться не позволяет законодательство. Поэтому правительство Ленинградской области дает возможность гипотетическим конкурентам подать свои предложения. Если бывают торги, которые можно назвать формальностью, то это именно такой случай.
Что строят
V и VI участки Широтной магистрали скоростного движения — это два разнонаправленных щупальца от КАД на восток. Одно идет к трассе «Кола», его длина — 6,23 км; другое — к дороге «Санкт-Петербург — Колтуши», 9,44 км. В обоих случаях 4 полосы движения, одна разделительная (3–5 метров), расчетная скорость — 120 км в час. На V этапе будет три развязки: собственно, с Кольцевой, с «Колой» и с дорогой «Деревня Старая — Кудрово»; на VI — одна, с Колтушским шоссе. Для последующей эксплуатации — административный и производственный корпуса, мойка, автостоянка, ангар, КПП, подстанция и котельная, площадка для приготовления противогололедных материалов.
Проект концессионного соглашения правительству Ленобласти направило ООО «Всеволожская концессионная компания» (ВКК). 20 октября чиновники выпустили распоряжение о возможности подписать его, утвердили проект и постановили выложить его на торгах. После этого у претендентов 45 дней на то, чтобы перебить предложение ВКК. Если больше никто поучаствовать не захочет — правительство будет рассматривать проект распоряжения о заключении концессии по поступившей инициативе.
В обосновании компания пишет, что из скоростных магистралей непрерывного движения в Ленобласти — только КАД, этого не хватает, чтобы решить транспортные проблемы региона, где спрос на перевозки обгоняет предложение. Концессионер готов спроектировать, построить и эксплуатировать дорогу, соглашение действует 49 лет.
Проект — это подробное перечисление взаимных обязательств, ограничений, ответственности, регламентов взаимодействия. Из важного сроки: проектирование надо закончить не позднее 36 месяцев с момента подписания соглашения, на строительство отпускают 4 года, но этот срок может быть продлен. В приложенной финансовой модели — идеальный расклад: если соглашение заключено в октябре 2023-го, то проектирование начинается с января 2026 года, строительство — с апреля 2027-го, эксплуатация — с апреля 2031-го.
Сколько стоит проект
Второй принципиальный момент — финансирование. В СМИ прозвучала стоимость в 110 млрд рублей, но с концессией так просто не бывает. Сметная стоимость самого строительства — 74,7 млрд, это предварительная сумма, которую уточнят на стадии госэкспертизы с учетом инфляции. Бюджет выделяет капитальный грант, на него приходится три четверти от индексированной сметы — 59 млрд; почти половина от этого — в первый год стройки, то есть в 2027-м, потом по 8–11 млрд и в 2031-м — «хвостик» в 1,7 млрд.
Но концессионер будет обеспечивать свою часть в том числе за счет заемных средств. В итоге полная стоимость проектирования и строительства действительно выливается в 110 млрд (59 млрд — бюджет, 51 млрд — внебюджетные источники).
А вот дальше, на стадии эксплуатации, начинается система, хорошо знакомая Петербургу по первым годам работы Западного скоростного диаметра. Есть некий минимальный гарантированный доход, который концессионер рассчитывает получать до конца действия соглашения (то есть все 42 года после строительства) и за счет которого отбивать свои расходы. Его условно делят на компоненту А (это инвестиционная часть, то есть то, что компания потратила на строительство и займы) и компоненту Б (то, что она тратит на эксплуатацию дороги). Судя по таблице, в течение десятилетий в сумме это около 1,5–2 млрд в квартал.
Если концессионер недобирает до нужной суммы (например, трафик оказывается меньше, чем рассчитывали) — включается бюджет и докладывает необходимое. Верно и обратное: если все автомобилисты Петербурга и Ленобласти дружно поехали на ШМСД и пролили на концессионера дождь из денег, то он отдаст региону половину того, что собрал сверх планов. За все годы соглашения компания рассчитывает гарантированно получить от кого бы то ни было 167 млрд как возмещение инвестиционных затрат и 78 млрд — эксплуатационных.
Плата за проезд
Сколько конкретно будет стоить проезд — точно до рубля никто сейчас не скажет. В соответствующем приложении — только формула. В ней базовый тариф, который определяет концессионер, и несколько коэффициентов: категории транспортного средства, времени суток, выходного дня, частоты поездок, загруженности, расстояния. Но есть максимум, через который переходить нельзя: для машин с двумя осями — это 16,5 руб. за 1 км, с тремя — 25 руб., с четырьмя и более — 33 руб. Нужно понимать, что этот максимум индексируется год от года, нынешние цифры рассчитаны исходя из января 2022-го. Если регион хочет позаботиться о жителях и своим решением устанавливает планку ниже, он должен компенсировать концессионеру расходы.
«Въезд транспортных средств осуществляется свободно (далее — «Безбарьерный въезд»)», — говорится в проекте. То есть на ШМСД, по крайней мере в областной части, будет реализован принцип free-flow, без шлагбаумов и касс. При этом, если у пользователя нет транспондера или если на счету недостаточно денег, у него 5 дней после поездки на то, чтобы оплатить ее.
Кто построит?
«Всеволожская концессионная компания» может быть известна читателям под другим именем: при рождении ее назвали «Трамвайная компания Северной столицы». В 2018 году ее учредили «ВТБ Инфраструктурный холдинг», ООО «Актив», принадлежащее тогдашним владельцам АО «Институт Стройпроект», и еще, казалось, живой «Пилон». Компания заявилась на ГЧП-конкурс по строительству трамвайной линии от Кировского завода до Петергофа. Это был как раз период всплеска концессионных анонсов по трамваю, но дальше разговоров дело не пошло, сейчас часть маршрута попала в ближайшие планы комтранса и «Горэлектротранса.
С тех пор предприятие поменяло не только название на «Всеволожскую концессионную компанию», но и состав участников, из него предсказуемо выпал «Пилон». Чуть больше половины уставного капитала у ООО «Актив»: им, как и раньше, владеют Алексей Журбин и трое его многолетних партнеров по «Институту Стройпроект». Однако применительно к самому «Стройпроекту» СПАРК распознает их как бывших совладельцев (до 2022 года); актуальный набор собственников «Стройпроекта» скрыт, о его продаже ходило много слухов.
Оставшаяся доля «Всеволожской концессионной компании» — у «ВТБ Инфраструктурный холдинг». Это содружество, в общем, намекает, что к Широтной магистрали — как огромному проекту из шести этапов — не будут подпускать посторонних. Дело в том, что структуры ВТБ и «Актив» являются соучредителями российско-турецкой компании «ПУСК-ЛИМАК-Север». Именно она является генподрядчиком по строительству Витебской развязки ЗСД, которая представляет собой первый этап ШМСД (проект для нее делал в том числе «Институт Стройпроект»). Теперь та же команда заходит на Широтную магистраль с другого конца. Это не сюрприз, никто не скрывал, что заниматься проектом собирается ВТБ.
А что в Петербурге?
Говорить, что Ленобласть оказалась резвее Петербурга, не совсем справедливо — все же именно в Петербурге скоро сдадут первый этап Широтной магистрали. Но в части объявления новой концессии — да, город отстал. «Фонтанка» подробно рассказывала, как это работает. Первый этап оформили как Витебскую развязку ЗСД, так что для нее просто заключили допсоглашение к концессии с «Магистралью Северной столицы» и начали строить — как любую другую развязку, хоть Шкиперскую, хоть Шуваловскую. И это, в общем, самодостаточный проект.
Второй этап пойдет от Витебского проспекта до Союзного, с мостом через Неву, сейчас под него готовят территорию. Третий — до границы города. Четвертый — до КАД. На них придется заключать отдельное концессионное соглашение, то есть городу предстоит та же конкурсная процедура, через которую сейчас проходит Ленобласть. По срокам — неясно, проектирование вынесено отдельно и должно быть завершено до конца года, так губернатор докладывал президенту. Строить будут за счет федерального и городского бюджетов, а также средств концессионера. Стоимость Витебской развязки — 40 млрд рублей, следующие три этапа оцениваются в 300 млрд.
«Сейчас в проекте бюджета [2024 года] нет ничего, с оговоркой по поводу Широтной, что мы финансируем подготовку территории… Появится ли в 2024 году или в каких годах — сейчас мне сложно ответить на этот вопрос», — говорил вице-губернатор Алексей Корабельников в сентябре.
Предугадать, кто придет к Смольному с проектом концессионного соглашения, несложно, вопрос разве что в непосредственном юрлице. Просто для информации: «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и ООО «Актив» в 2018 году учредили «Камчатскую концессионную компанию». В 2022-м она переименовалась в «Медицинскую инфраструктуру Северной столицы», а вскоре — и в «Широтную магистраль Северной столицы». Несколько дней назад в ней сменился директор, им стал Антон Новиков. Когда-то он был гендиректором петербургского «Мостостроя № 6», после работал в структурах ВТБ, в том числе — в совете директоров «Магистрали Северной столицы».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»