Почти 2,5 недели назад произошла авария на газопроводе Balticconnector, который связывает побережья Финляндии и Эстонии. Перекачка газа была остановлена из-за падения давления. Как менялись версии произошедшего и какие преждевременные обвинения успели прозвучать — в материале «Фонтанки».
Balticconnector
Двунаправленный газопровод между финским городом Инкоо и эстонским Палдиски проходит по дну Балтийского моря и соединяет газовые сети двух государств. Трубопровод предоставляет Финляндии доступ к подземным латвийским хранилищам природного газа в Инчукалнсе. С недавних пор он работает в реверсивном движении, поставляя из нового терминала сжиженного природного газа на финской стороне в Эстонию.
Строительство морского трубопровода началось 20 мая 2019 года и было завершено 24 июня 2019 года. Трубопровод был открыт 11 декабря того же года. За первый месяц работы он обеспечил более трети потребности Финляндии в газе. В 2022 году операторы газовых сетей Эстонии, Латвии и Финляндии подписали договор о создании единой газовой зоны, чтобы стать менее зависимыми от российских источников голубого топлива.
8 октября — снижение давления
В ночь на 8 октября компания-оператор Gasgrid Finland сообщает, что газопровод был перекрыт из-за подозрения, что он дал течь. Финская сторона вместе с эстонским оператором Elering заметила «необычное падение давления» в подводном газопроводе. Клапаны подводного трубопровода были закрыты, начато расследование инцидента.
10 октября
Отрабатывается версия о взрыве
Первым делом проверяется версия о возможном подрыве газопровода, как это произошло с российским «Северным потоком». Однако сейсмологические станции Эстонии и Финляндии не зафиксировали похожих на взрыв событий в Финском заливе во время утечки. «Если и был взрыв, то его мощность находилась ниже порога обнаружения», — заявила ведущий сейсмолог Эстонского геологического центра Хейди Соосалу порталу Гостелерадио ERR.
Найдено место повреждения
Вечером 10 октября власти Финляндии находят место повреждения газопровода. Анонсирована пресс-конференция, на которой будет объявлено «о тревожном изменении ситуации с безопасностью Финляндии». Президент Саули Ниинистё допускает, что газопровод был поврежден извне.
Международная реакция
Авария на газопроводе Balticconnector вынуждает Литву усилить охрану своих стратегических объектов, сообщает национальный центр по управлению кризисами.
Глава Евросовета Шарль Мишель после телефонных разговоров с властями Финляндии и Эстонии заявляет: «ЕС полон решимости обеспечить и усилить защиту своей критически важной инфраструктуры. Необходимо тщательное расследование».
«Как союзники по НАТО и друзья, мы привержены безопасности в Балтийском море. [Президент Финляндии Саули] Ниинистё и [премьер-министр Эстонии] Кая Каллас, Великобритания готова помочь вам с вашим расследованием», — заявил премьер-министр Соединенного Королевства Риши Сунак.
В ночь с 10 на 11 октября премьер Эстонии сообщает о звонке генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу, во время которого они обсудили способы усиления защиты объектов критической инфраструктуры.
Эстония начала расследование
После встречи премьер-министра страны с представителями службы внешней разведки, военной разведки и службы внутренней безопасности на сайте правительства появляется сообщение о том, что власти начали уголовное расследование «по факту возможного саботажа». Вместе с этим начато уголовное расследование по факту неисправности кабеля связи.
11 октября
НАТО обещает «решительный» ответ, если подтвердится намеренная атака на подводный газопровод — Йенс Столтенберг.
Опасаясь того, что «решительным ответом» НАТО может стать перекрытие Финского залива для судоходства, «Фонтанка» решила узнать у экспертов, насколько вероятен этот сценарий. Ответ однозначный — у Североатлантического альянса таких прав нет, но даже если бы были, у грузоперевозчиков есть план «Б».
«Опасные прецеденты по осуществлению терактов объектов критической инфраструктуры уже были созданы», — заявил Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России. Он напомнил о подрыве трубопроводов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». При этом в Москве называют новость тревожной и ждут более подробной информации.
25 октября пресс-секретарь российского президента еще раз напомнил, что официальных обвинений в адрес России в связи с повреждением трубопровода не звучало. Только «русофобские рефлексы», рассуждения в духе «если за этим стоит Россия».
Предварительные сроки восстановления газопровода
Восстановление поврежденного газопровода Balticconnector между Финляндией и Эстонией продлится как минимум до апреля 2024 года, посчитал оператор газотранспортной системы Финляндии Gasgrid.
Внешние следы: не взрыв, а якорь корабля
Тем временем Центральная криминальная полиция Финляндии находит «внешние следы» в районе утечки газопровода Balticconnector. Техническое расследование требует времени, как и рассмотрение и анализ результатов, уточняют там.
Комиссар по уголовным делам Ристо Лохи полагает, что причиной повреждения стала «внешняя сила», но версия о взрыве уже маловероятна. Причиной все еще может быть якорь, случайно застрявший в трубе.
На следующий день финские СМИ также тиражируют информацию о том, что внимание следствия сосредоточено именно на «движении кораблей», а не на «подводной составляющей».
13 октября — реакция Путина
«Чушь собачья», — считает президент России Владимир Путин по поводу версии о причастности России к аварии на финно-эстонском газопроводе. Более того, глава государства заявил, что не был в курсе существования этого трубопровода.
17 октября
Китайский Newnew Polar Bear или российский «Севморпуть» повредили трубопровод?
Эстонские журналисты выпускают расследование, в котором говорится, что к повреждению газопровода между Финляндией и Эстонией Balticconnector может быть причастно китайское судно Newnew Polar Bear, которое подошло к трубе «гораздо ближе», чем обычно.
Судно шло со скоростью 11 узлов, но почему-то при подходе к газопроводу в 1:19 ночи по местному времени начало снижать скорость до 9,5 узлов. В 1:24 ночи судно ускорилось, скорость движения составила уже более 11 узлов. В этот промежуток времени китайский контейнеровоз пересек газопровод, уточняет эстонская пресса.
Официальный представитель МИД Китая Мао Нин заявила, что Newnew Polar Bear курсировало в районе газопровода без отклонений. Она добавила, что Китай и Финляндия контактируют по поводу инцидента на газопроводе.
На следующий день экипаж атомного контейнеровоза «Севморпуть», принадлежащего Росатому, заявляет, что не фиксировал технологические инциденты и подозрительные предметы в районе Balticconnector. Контейнеровоз, по данным финской полиции, фигурирует в расследовании инцидента с Balticconnector.
Уточняется, что судно следовало из Мурманска в Петербург без остановок и замедления скорости (14,5 узла). Якорь на ходу не вытравливался, технологических инцидентов не было.
Поврежден не только газопровод, но и кабель
Министр по делам гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин 17 октября сообщает о повреждении подводного телекоммуникационного кабеля, проходящего между Эстонией и Швецией. По его словам, повреждение произошло «во времени и пространстве, близком к заявленному повреждению газопровода».
Через неделю правительство Швеции заявляет, что повреждения газопровода и шведско-эстонского кабеля связаны между собой.
19 октября — завершение осмотра газопровода
Полиция Финляндии завершила осмотр места повреждения газопровода Balticconnector. Также специалисты обследуют территорию вокруг места повреждения.
НАТО обещает усилить интенсивность патрулирования Балтийского моря с помощью военных кораблей и самолетов, заявляет официальный представитель альянса Дилан Уайт.
20 октября — в Латвии хотят закрыть Балтику для РФ
Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс 20 октября заявил, что если подтвердится «какого-то рода ответственность России» за ЧП на газопроводе, то Балтийское море может быть закрыто для всех российских судов. При этом ответственность иной страны за случившееся он назвал «маловероятной».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на заявление Ринкевичса спросил: что он будет предлагать делать с Балтийским морем, когда вскроется правда о тех, кто стоит за терактом в отношении «Северных потоков»?
24–25 октября: Newnew Polar Bear снова в центре внимания
Тем временем Центральная криминальная полиция Финляндии сосредоточилась на роли контейнеровоза Newnew Polar Bear под флагом Гонконга в расследовании аварии на газопроводе. На морском дне рядом с местом повреждения нашли огромный комок грунта, содержащий, вероятно, чрезвычайно тяжелый предмет. Из-за глинистого дна объект невозможно идентифицировать, его попытаются поднять на поверхность.
Во вторник, 24 октября, финская полиция сообщила, что около поврежденного газопровода Balticconnector нашли посторонний предмет, который похож на якорь. Его подняли. При этом версия о причастности РФ к повреждению газопровода больше не рассматривается как основная.
Известно, что Newnew Polar Bear принадлежит китайской судоходной компании Newnew Shipping Line, которая в 2023 году открыла регулярную контейнерную линию между Китаем и портами Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург и Калининград по Северному морскому пути (СМП). 6 октября 2023 года контейнеровоз зашел в Балтийск, а 10 числа судно вышло из Петербурга.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.