Проект закона, согласно которому вывески, информация о товарах и акциях должны быть прописаны на русском языке, внесен в Госдуму 25 октября. Изменения коснутся и наименований жилых комплексов и микрорайонов — их тоже нужно будет обозначать на русском языке, говорится в пояснительной записке документа. При этом требования не будут распространяться на фирменные наименования и товарные знаки.
Авторы инициативы — депутаты Елена Ямпольская, Сергей Пахомов, Александр Хинштейн, Максим Топилин, Алексей Канаев, Александр Шолохов, Елена Драпеко, Денис Майданов и Ольга Германова. Прежде всего законотворцы обращаются к 68-й статье Конституции РФ, согласно которой русский язык «как язык государствообразующего народа» является государственным на всей территории РФ.
По мнению депутатов, на практике встречается агрессивное, активное использование вывесок, надписей, информации о скидках и акциях на иностранном языке. Аналогичная ситуация с рекламными щитами, вывесками на магазинах, названиями ЖК и строящихся микрорайонов, полагают авторы законопроекта.
Группа депутатов предлагает защитить русский язык и ограничить использование англицизмов и иностранных слов на территории России, и прежде всего в публичном пространстве. Так что изменения затронут сферу рекламы, продажи, оказания услуг и продукции СМИ, а также градостроительную деятельность.
В настоящее время в статьях 8 и 9 закона «О защите прав потребителей» говорится, что на русском языке должна быть прописана информация об изготовителе, о товарах, работах и услугах, которая доводится до сведения потребителя при заключении договора купли-продажи или оказании услуг. Проект закона предполагает, что на русском языке нужно будет писать информацию, размещенную в общедоступных местах. К примеру, на вывесках, надписях, указателях, внешних поверхностях, информационных табличках, знаках, не содержащих рекламы и предназначаемых для публичного ознакомления.
«Так, доведение до сведения потребителей информации о классе или виде товара, его дополнительных потребительских свойствах и характеристиках, условиях доступности организации, проводимых стимулирующих мероприятиях, акциях, скидках, распродажах и льготах, используемом коммерческом обозначении должно осуществляться на русском языке», — говорится в пояснительной записке. Депутаты полагают, что использование на вывесках и витринах таких надписей, как, например, coffee, fresh, sale, shop, open, будет невозможно.
Также авторы инициативы вносят изменения в закон «О рекламе». Рекламные тексты на русском и иных языках должны стать идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению. Трансляция информационных программ на общероссийских телеканалах и радио должна осуществляться на государственном языке и других языках народов РФ. Эта норма поможет избавить ведущих и дикторов от речевых и лексических ошибок при передаче сообщений.
Градостроительный кодекс РФ и ФЗ «Об участии в долевом строительстве домов...» также потерпят изменения. В законе закрепят положения о том, что наименование жилого комплекса или малоэтажного ЖК, поселков и микрорайонов необходимо будет указывать на русском языке.
В случае принятия законопроекта данный федеральный закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин еще летом 2022 года сообщил, что депутаты подготовили законопроект о запрете размещения рекламных вывесок на иностранных языках. В своем telegram-канале он опубликовал опрос, поддерживают ли его подписчики эту инициативу. На данный момент 72% ответили положительно, 17% — отрицательно, 11% сказали, что им все равно.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.