Почти 600 петербуржцев в стремлении добиться судебной отмены закона о «новой» реновации — комплексном развитии территорий — дошли до Верховного суда. Туда истцов привела жалоба губернатора Александра Беглова. Суд встал на сторону градоначальника и оставил в силе прекращение рассмотрения иска, пока сам закон на паузе. На очереди — Конституционный суд.
В Москве коллегия Верховного суда рассмотрела жалобу губернатора Петербурга Александра Беглова, который просил прекратить производство по коллективному иску 579 петербуржцев, требующих отмены закона о комплексном развитии территорий (КРТ).
Коллегия отменила решение Третьего кассационного суда, который вернул дело на новое рассмотрение, и оставила в силе решения двух предыдущих, которые прекращали производство по делу. Логика простая: раз отдельные положения закона в настоящее время не действуют, значит, интересы заявителей не нарушаются.
Как рассказал «Фонтанке» представитель административных истцов адвокат Иван Шелуханов, по сути оппоненты озвучивали те же доводы, которые прозвучали и в апелляции.
«Они говорили, что закон приостановлен, поэтому не нарушает права и интересы истцов. А мы говорили, что приостановка — это не то же самое, что отмена, потому что законом предусмотрено прекращение производства при отмене закона. И при возобновлении закон будет как раз нарушать права истцов», — считает адвокат.
Он уточнил, что по сути перед Верховным судом стояла интересная задача — решить, возможно ли прекращение по административному иску по отмене закона, если этот закон просто приостановлен. Он добавил, что мотивировочная часть решения будет известна через несколько дней.
В ходе заседания представители истцов пояснили, что по статье 208 Кодекса об административном судопроизводстве подать иск о признании нормативного акта недействующим может либо лицо, к которому эти нормы были применены, либо лицо, которое является субъектом регулируемых правоотношений. К этой категории относятся и истцы, так как все 579 человек собственники квартир в домах, которые могут пойти под снос в рамках программы. Губернатор и Заксобрание, добавила одна из представителей истцов, придерживались позиции, что субъектами истцы как собственники «хрущевок» станут, только когда появится инструмент, который мог бы нарушить права истцов.
Перспективы оспорить закон
На Верховном суде возможности истцов поспорить с решениями всех инстанций не завершились. «Дальше мы будем обжаловать это решение в Конституционный суд, потому что слишком широко Верховный суд дал толкование нормам о прекращении производства. С этим мы, конечно, не согласны. Посмотрим, как это растолкует вышестоящая инстанция. Соответственно, еще не все потеряно, сходим туда, узнаем их мнение», — пояснил Шелуханов.
Адвокат уточнил, что на данный момент сам закон можно будет оспаривать уже только после того, как его действие будет возобновлено. «Когда возобновят этот закон, нужно будет не возобновлять производство по этому иску, а подавать новый коллективный иск, уже оспаривая закон в том виде, в каком он будет на момент возобновления», — рассказал Иван Шелуханов.
Примерные сроки, когда такая возможность появится, в этом случае теряются уже в послевыборном периоде. Хотя сейчас закон приостановлен только до 2024 года, губернатор уже написал законопроект, который продлит паузу до 2025 года.
Как протест против КРТ дошел до суда
Город пришел в беспокойство, когда Заксобрание в июне 2022 года в ошеломляющем темпе приняло губернаторский законопроект о «новой» реновации, по которой под снос могут подпадать типовые панельные «хрущевки» 1957–1970 годов постройки. Жители, несмотря на коронавирусные запреты, начали активно собираться домами и даже кварталами, объединяться в чаты и обсуждать способы противодействия КРТ. Наибольшее беспокойство вызывал факт, что жильцов дома, который попал в программу, можно будет вынудить переселиться через суд, а новое жилье переселенцам может быть предоставлено в любом районе города. Сам механизм того, как дом может попасть в программу, тоже вызывал множество вопросов.
Коллективный иск горожане подали еще летом 2022 года, на тот момент в списке истцов значились всего трое. В числе ответчиков — губернатор и Заксобрание города. Заявители потребовали признать недействующим закон № 444–59 о комплексном развитии территорий.
Уже после того, как Городской суд назначил дату предварительного заседания, губернатор Александр Беглов объявил о том, что положения закона будут заморожены. Свое предложение градоначальник объяснил тем, что за это время власти смогут проработать «варианты корректировки федерального и совершенствования нашего регионального законодательства». ЗакС оперативно принял «заморозку».
Для решения проблемы в стенах Мариинского дворца, где обитает законодательная власть, по предложению спикера ЗакСа Александра Бельского был создан Общественный штаб по КРТ. Правда, непосредственно до корректировки городского закона дело не дошло: за прошедший год штаб разработал только проект федеральной инициативы, как некоего компромисса. В октябре парламент его принял, и теперь дело за Госдумой, куда инициатива уже поступила. Ее суть, напомним, заключается в корректировке положений Жилищного и Градостроительного кодексов, «Фонтанка» подробно о ней рассказывала.
Как сообщил руководитель одной из рабочих групп Общественного штаба по КРТ, депутат Борис Вишневский, в рамках его группы также были собраны и предложения по корректировке городского закона. В числе предложений, что можно сделать, даже если федеральные законы останутся без изменений:
— Закрепить, что только «хрущевки» с износом не менее 70–75% могут попасть в КРТ.
— Увеличить срок, отведенный на проведение общих собраний по вопросу участия дома в КРТ, до 180 дней.
— Очертить границы переселения муниципальным округом и гарантировать законом предоставление равнозначного жилья и другие.
Законопроект, пояснил депутат, в целом готов, но пока не завершился сбор предложений и замечаний.
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»