Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Наша коллекция Чем больше высота, тем меньше страха. Какие экстремальные развлечения есть в Петербурге и что будет, если вы случайно на них умрете

Чем больше высота, тем меньше страха. Какие экстремальные развлечения есть в Петербурге и что будет, если вы случайно на них умрете

Как отмечают любители острых ощущений, Петербург — столица не только культурная, но и экстремальная. Прыгать с веревками, парашютами, летать на вертолетах и парапланах и, сюрприз, кататься на танках в город приезжают туристы в том числе и из Москвы. «Фонтанка» изучила рынок экстремального отдыха в Петербурге и выяснила, как и где можно пощекотать нервы, сколько за это нужно заплатить и как убедиться, что шаг в пропасть не станет последним.

Прыгать в пропасть едут в Петербург

Вариантов, как испытать свою нервную систему и вестибулярный аппарат, в Петербурге действительно много. Причем это не подпольные кружки экстремалов, а целый ряд компаний-агрегаторов со всеми лицензиями, страховками и сертифицированным оборудованием. В городе это движение настолько развито, что находятся те, кто целенаправленно едет в Петербург за долей адреналина.

«Очень много туристов приезжают в Петербург и хотят именно прыгнуть с веревкой или поучиться кайту. Очень много москвичей. Казалось бы, туристам что интересно? В Эрмитаж, по Невскому прогуляться. А они приезжают за тем, чтобы получить острые ощущения. На наши вопросы, а что, простите, у вас в Москве или Нижнем Новгороде нет такого уровня развлечений, отвечают: «Нет. Поэтому мы приехали в Петербург»», — подчеркнула директор компании Extreme People.

По ее словам, в летний сезон туристы — это примерно 50% клиентов. Самый большой спрос на прыжки с веревками — 100–200 человек в месяц в летний период. В Петербурге для роупджампинга есть высота 88 метров — выше точек по России наберется не так много. Тем более что в том же Skypark в Сочи за прыжок с высоты 207 метров придется отдать 22,5 тысячи, а в Петербурге ценник колеблется в районе трех тысяч. Второе по популярности развлечение, как отметила директор Extreme People, — экстремальное вождение, а третье — питбайки и мотоциклы.

Сколько нужно заплатить за страх и что делать, если передумал

Роупджампинг как раз одно из самых дешевых развлечений. Цены на него зависят от высоты объекта, с которого предлагают прыгать. Например, на площадке «Утопия» — недостроенном одиннадцатиэтажном доме высотой 40 метров — первый прыжок будет стоить 1 500 рублей. Если будете прыгать еще раз — 1 200.

Столько же стоит прыжок с объекта «Кирза» — недостроенного цеха Кировского завода. Там шагаешь не совсем в пропасть, а в широкую дырку на самой стройке и летишь 27 метров, причем останавливаешься совсем близко от земли. Самая высокая в Петербурге площадка — «Труба». Точнее, две трубы, FUNовая и Павловская. Одна в Павловске, другая — часть недостроенной ТЭЦ недалеко от пересечения Волхонского и Таллинского шоссе. Высота обеих — 88 метров. За прыжок с них нужно будет заплатить уже 3 000 рублей.

Полет с парашютом обойдется уже куда дороже. Если прыгать с инструктором, то это будет стоить в среднем 12 500 рублей, а если самостоятельно — 5 500 рублей. В обоих случаях в стоимость включена экипировка, теоретическая и практическая подготовка и страховка, которая оформляется на аэродроме. С инструктором поднимают на высоту до 3000 метров, а одиночных парашютистов-любителей — до 900 метров, если только у клиента нет большого опыта в полетах.

Парашютист Игорь рассказал «Фонтанке», что самостоятельные прыжки обычно осуществляются на круглых парашютах с «принудительным открытием». Человек три секунды находится в свободном падении, а потом срабатывает механизм, и парашют раскрывается самостоятельно. Приземление без инструктора часто далеко не такое мягкое, поэтому более травмоопасное. Игорь на своем опыте застал и случаи переломов ног на аэродромах, если человек не придерживался правил техники безопасности или плохо усвоил информацию на инструктаже.

Всего в Петербурге четыре таких аэродрома: в Куммолово, Лисьем Носу, а также в селе Никольское Гатчинского района и в Путилово, где парашютистов поднимают на высоту до 4 000 метров. Среди них самый небезопасный — аэродром в Лисьем Носу, потому что на нем самая маленькая площадка для приземления, нет запасной, а кругом лес. «В том же Путиловском или в Гатчине огромные поля. Должна быть серьезная ошибка выброса с самолета, чтобы попасть в лес. Но на всех четырех аэродромах профессиональные инструкторы, которых легко можно проверить», — поделился он.

Полет на параплане в среднем стоит 3 000 рублей, а если с элементами акробатики и трюками от инструктора — 4 000. Еще есть мотопарапланы — с колесиками, на нем не нужно взлетать с разбега. Цены на такие полеты в Петербурге чуть больше — 4 500 тысяч за 10 минут, 5 500 — за 15 минут, 8 500 — за полчаса.

Более безопасный вариант — воздушный шар. Полет длиной около часа в составе группы под Красным Селом обойдется в 10 тысяч рублей, вдвоем — 30 тысяч. Еще летать можно на самолетах, вертолетах и планерах. Например, 15 минут в воздухе над Кронштадтом будут стоить 5 500 рублей на самолете, 8–9 тысяч — на вертолете.

При этом безусловно находятся те, кто посмотрел вниз, прикинул высоту и передумал. Как заметили в Extreme People — это примерно 10–15% клиентов. «Самое парадоксальное, что с большой высоты отказываются меньше. Вообще у нас есть автоматизированный лифт, но это дополнительная услуга. А те, кто не хочет тратиться, во всей страховке поднимаются на высоту 88 метров сами, и понимают, что если не прыгнут, то им потом столько же спускаться. Наверное, это неплохо их мотивирует», — отметила директор компании.

Кроме того, с большей высоты не так страшно прыгать, потому что земля далеко и не кажется такой уж угрожающей. «Как есть такой анекдот. Почему с парашютом прыгать не страшно? Открываешь дверь самолета, а там Google Maps», — поделились в Extreme People.

Деньги в таком случае, конечно, не возвращают. Компании за эту цену обязаны обучить, как правильно прыгать, предоставить экипировку и доставить на точку, а смелость и решительность клиента уже не входит в зону их ответственности.

Байки, танки, два ствола

Кроме всевозможных полетов, есть в Петербурге и другие способы нестандартно провести время. В их числе катание на тех же квадроциклах, мотоциклах и байках по бездорожью — может показаться, что по уровню адреналина с прыжком в пропасть это не сравнится, но на самом деле экстремальное вождение, по наблюдениям опытных инструкторов, куда более травмоопасно.

Цена вопроса в таком случае зависит от уровня опасности трассы. Просто на скорости проехаться по бездорожью стоит в среднем 2–4 тысячи рублей, а особенно опасный маршрут с канавами, обрывами и реками — 15 тысяч рублей.

Еще одно развлечение — стрельба из огнестрельного оружия. Не как в тире, а из настоящих винтовок на загородных стрельбищах. За 45 минут просят отдать 3–5 тысяч рублей.

Из интересного — в Петербурге сразу несколько компаний предлагают услугу катания на военной технике. 15 минут на БТР-80 стоят всего 800 рублей, а на БМП-1 и ПТ-76 — 1 200 рублей. На таком можно провести даже корпоратив — за 45 тысяч рублей.

Как прыгать безопасно и на ком лежит ответственность за возможный вред здоровью

В таком виде активностей беспокоит в первую очередь вопрос безопасности, соответственно, перечень требований есть и к компаниям-организаторам, и к инструкторам, и к самому клиенту. «Фонтанка» изучила регламенты прыжков с парашютом и роупджампинга, а также проконсультировалась по этому вопросу с директором Extreme People.

К каждому экстремальному виду спорта требования свои. Особенно заморачиваться приходится с полетами на парашюте, там бумажек нужна целая стопка — от подтверждения квалификации инструктора до сертификата летной годности самолета. Роупджампинг же лицензированию не подлежит: серьезная лицензия нужна в тех видах экстремального отдыха, где у страховки или у экипировки есть механические и электрические элементы, как, например, на тех же зиплайнах. Но это не значит, что прыгать можно хоть с обычного каната — веревки и карабины должны быть куплены у сертифицированного поставщика, и за этим на проверках тщательно следят.

К инструкторам тоже предъявляют особые критерии — экстремалом-любителем для этого быть недостаточно. Для парашютов они должны иметь категорию AFF в прыжках и минимальный опыт в полторы тысячи таких полетов. Проверить своего инструктора можно на сайте Федерации парашютного спорта, поделился советом парашютист Игорь. Если у него есть необходимая лицензия, российская или американская, то его можно найти в списке и проверить документы. Инструкторы по роупджампингу должны получить разного рода альпинистские корочки.

Клиент, который решился прыгнуть, должен иметь с собой медицинский полис. Также он заполняет медицинскую анкету, где подтверждает, что не имеет противопоказаний к тому или иному виду экстремального спорта. Если у инструктора есть сомнения, то клиента отправляют к лечащему врачу на площадке.

К противопоказаниям относятся сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, нервные, психологические и гипертонические заболевания. «Прыжки с парашютами или, например, погружения в дайвинге осуществляют и с инвалидами-колясочниками — это отдельное направление. Но для прыжка с веревкой нужно точно быть здоровым на 100%», — рассказала директор Extreme People.

Если клиент скрыл какое-либо заболевание, то последствия — это уже его зона ответственности. Перед прыжком все подписывают бумагу, где подтверждают, что принимают потенциальные риски и не имеют противопоказаний. Поэтому если человек вдруг получает тяжелые травмы или умирает, то начинается расследование — по какой именно причине произошел инцидент. В теории, если дело в неисправности оборудования или недосмотре инструктора, то ответственность несет компания, а если в нарушении техники безопасности и сокрытии несовместимого с прыжком заболевания, то уже ответственность лежит на клиенте.

Однако опытные инструкторы и агрегаторы отмечают, что травмы и уж тем более смерти в таком экстремальном спорте — большая редкость. По крайней мере, если проверять нервы на прочность в официальных организациях. «Синяки бывают, но это самое тяжкое на моей памяти», — подчеркнула директор Extreme People.

Кроме того, те же парашютные прыжки по регламенту подлежат обязательному страхованию жизни клиента. Этим занимается либо он самостоятельно и приходит с готовым полисом страхования на один день, либо — компании, и тогда страховка входит в стоимость услуги.

Еще одно требование — погода. Всевозможные прыжки — развлечение сезонное и к природным неурядицам прихотливое. Так, роупджамперам нельзя прыгать в дождь или сильные порывы ветра. Для полета на парашюте в этот день должна быть твердая и сухая земля, а еще не должно быть так называемой «низкой облачности». Дело в том, что при приземлении должно быть пространство для маневра, а точку приземления нужно хорошо видеть, поэтому если облака осели на высоте 150–200 метров, то прыгать запрещено.

Милена Солдатенко, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях