Как отмечают любители острых ощущений, Петербург — столица не только культурная, но и экстремальная. Прыгать с веревками, парашютами, летать на вертолетах и парапланах и, сюрприз, кататься на танках в город приезжают туристы в том числе и из Москвы. «Фонтанка» изучила рынок экстремального отдыха в Петербурге и выяснила, как и где можно пощекотать нервы, сколько за это нужно заплатить и как убедиться, что шаг в пропасть не станет последним.
Прыгать в пропасть едут в Петербург
Вариантов, как испытать свою нервную систему и вестибулярный аппарат, в Петербурге действительно много. Причем это не подпольные кружки экстремалов, а целый ряд компаний-агрегаторов со всеми лицензиями, страховками и сертифицированным оборудованием. В городе это движение настолько развито, что находятся те, кто целенаправленно едет в Петербург за долей адреналина.
«Очень много туристов приезжают в Петербург и хотят именно прыгнуть с веревкой или поучиться кайту. Очень много москвичей. Казалось бы, туристам что интересно? В Эрмитаж, по Невскому прогуляться. А они приезжают за тем, чтобы получить острые ощущения. На наши вопросы, а что, простите, у вас в Москве или Нижнем Новгороде нет такого уровня развлечений, отвечают: «Нет. Поэтому мы приехали в Петербург»», — подчеркнула директор компании Extreme People.
По ее словам, в летний сезон туристы — это примерно 50% клиентов. Самый большой спрос на прыжки с веревками — 100–200 человек в месяц в летний период. В Петербурге для роупджампинга есть высота 88 метров — выше точек по России наберется не так много. Тем более что в том же Skypark в Сочи за прыжок с высоты 207 метров придется отдать 22,5 тысячи, а в Петербурге ценник колеблется в районе трех тысяч. Второе по популярности развлечение, как отметила директор Extreme People, — экстремальное вождение, а третье — питбайки и мотоциклы.
Сколько нужно заплатить за страх и что делать, если передумал
Роупджампинг как раз одно из самых дешевых развлечений. Цены на него зависят от высоты объекта, с которого предлагают прыгать. Например, на площадке «Утопия» — недостроенном одиннадцатиэтажном доме высотой 40 метров — первый прыжок будет стоить 1 500 рублей. Если будете прыгать еще раз — 1 200.
Столько же стоит прыжок с объекта «Кирза» — недостроенного цеха Кировского завода. Там шагаешь не совсем в пропасть, а в широкую дырку на самой стройке и летишь 27 метров, причем останавливаешься совсем близко от земли. Самая высокая в Петербурге площадка — «Труба». Точнее, две трубы, FUNовая и Павловская. Одна в Павловске, другая — часть недостроенной ТЭЦ недалеко от пересечения Волхонского и Таллинского шоссе. Высота обеих — 88 метров. За прыжок с них нужно будет заплатить уже 3 000 рублей.
Полет с парашютом обойдется уже куда дороже. Если прыгать с инструктором, то это будет стоить в среднем 12 500 рублей, а если самостоятельно — 5 500 рублей. В обоих случаях в стоимость включена экипировка, теоретическая и практическая подготовка и страховка, которая оформляется на аэродроме. С инструктором поднимают на высоту до 3000 метров, а одиночных парашютистов-любителей — до 900 метров, если только у клиента нет большого опыта в полетах.
Парашютист Игорь рассказал «Фонтанке», что самостоятельные прыжки обычно осуществляются на круглых парашютах с «принудительным открытием». Человек три секунды находится в свободном падении, а потом срабатывает механизм, и парашют раскрывается самостоятельно. Приземление без инструктора часто далеко не такое мягкое, поэтому более травмоопасное. Игорь на своем опыте застал и случаи переломов ног на аэродромах, если человек не придерживался правил техники безопасности или плохо усвоил информацию на инструктаже.
Всего в Петербурге четыре таких аэродрома: в Куммолово, Лисьем Носу, а также в селе Никольское Гатчинского района и в Путилово, где парашютистов поднимают на высоту до 4 000 метров. Среди них самый небезопасный — аэродром в Лисьем Носу, потому что на нем самая маленькая площадка для приземления, нет запасной, а кругом лес. «В том же Путиловском или в Гатчине огромные поля. Должна быть серьезная ошибка выброса с самолета, чтобы попасть в лес. Но на всех четырех аэродромах профессиональные инструкторы, которых легко можно проверить», — поделился он.
Полет на параплане в среднем стоит 3 000 рублей, а если с элементами акробатики и трюками от инструктора — 4 000. Еще есть мотопарапланы — с колесиками, на нем не нужно взлетать с разбега. Цены на такие полеты в Петербурге чуть больше — 4 500 тысяч за 10 минут, 5 500 — за 15 минут, 8 500 — за полчаса.
Более безопасный вариант — воздушный шар. Полет длиной около часа в составе группы под Красным Селом обойдется в 10 тысяч рублей, вдвоем — 30 тысяч. Еще летать можно на самолетах, вертолетах и планерах. Например, 15 минут в воздухе над Кронштадтом будут стоить 5 500 рублей на самолете, 8–9 тысяч — на вертолете.
При этом безусловно находятся те, кто посмотрел вниз, прикинул высоту и передумал. Как заметили в Extreme People — это примерно 10–15% клиентов. «Самое парадоксальное, что с большой высоты отказываются меньше. Вообще у нас есть автоматизированный лифт, но это дополнительная услуга. А те, кто не хочет тратиться, во всей страховке поднимаются на высоту 88 метров сами, и понимают, что если не прыгнут, то им потом столько же спускаться. Наверное, это неплохо их мотивирует», — отметила директор компании.
Кроме того, с большей высоты не так страшно прыгать, потому что земля далеко и не кажется такой уж угрожающей. «Как есть такой анекдот. Почему с парашютом прыгать не страшно? Открываешь дверь самолета, а там Google Maps», — поделились в Extreme People.
Деньги в таком случае, конечно, не возвращают. Компании за эту цену обязаны обучить, как правильно прыгать, предоставить экипировку и доставить на точку, а смелость и решительность клиента уже не входит в зону их ответственности.
Байки, танки, два ствола
Кроме всевозможных полетов, есть в Петербурге и другие способы нестандартно провести время. В их числе катание на тех же квадроциклах, мотоциклах и байках по бездорожью — может показаться, что по уровню адреналина с прыжком в пропасть это не сравнится, но на самом деле экстремальное вождение, по наблюдениям опытных инструкторов, куда более травмоопасно.
Цена вопроса в таком случае зависит от уровня опасности трассы. Просто на скорости проехаться по бездорожью стоит в среднем 2–4 тысячи рублей, а особенно опасный маршрут с канавами, обрывами и реками — 15 тысяч рублей.
Еще одно развлечение — стрельба из огнестрельного оружия. Не как в тире, а из настоящих винтовок на загородных стрельбищах. За 45 минут просят отдать 3–5 тысяч рублей.
Из интересного — в Петербурге сразу несколько компаний предлагают услугу катания на военной технике. 15 минут на БТР-80 стоят всего 800 рублей, а на БМП-1 и ПТ-76 — 1 200 рублей. На таком можно провести даже корпоратив — за 45 тысяч рублей.
Как прыгать безопасно и на ком лежит ответственность за возможный вред здоровью
В таком виде активностей беспокоит в первую очередь вопрос безопасности, соответственно, перечень требований есть и к компаниям-организаторам, и к инструкторам, и к самому клиенту. «Фонтанка» изучила регламенты прыжков с парашютом и роупджампинга, а также проконсультировалась по этому вопросу с директором Extreme People.
К каждому экстремальному виду спорта требования свои. Особенно заморачиваться приходится с полетами на парашюте, там бумажек нужна целая стопка — от подтверждения квалификации инструктора до сертификата летной годности самолета. Роупджампинг же лицензированию не подлежит: серьезная лицензия нужна в тех видах экстремального отдыха, где у страховки или у экипировки есть механические и электрические элементы, как, например, на тех же зиплайнах. Но это не значит, что прыгать можно хоть с обычного каната — веревки и карабины должны быть куплены у сертифицированного поставщика, и за этим на проверках тщательно следят.
К инструкторам тоже предъявляют особые критерии — экстремалом-любителем для этого быть недостаточно. Для парашютов они должны иметь категорию AFF в прыжках и минимальный опыт в полторы тысячи таких полетов. Проверить своего инструктора можно на сайте Федерации парашютного спорта, поделился советом парашютист Игорь. Если у него есть необходимая лицензия, российская или американская, то его можно найти в списке и проверить документы. Инструкторы по роупджампингу должны получить разного рода альпинистские корочки.
Клиент, который решился прыгнуть, должен иметь с собой медицинский полис. Также он заполняет медицинскую анкету, где подтверждает, что не имеет противопоказаний к тому или иному виду экстремального спорта. Если у инструктора есть сомнения, то клиента отправляют к лечащему врачу на площадке.
К противопоказаниям относятся сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, нервные, психологические и гипертонические заболевания. «Прыжки с парашютами или, например, погружения в дайвинге осуществляют и с инвалидами-колясочниками — это отдельное направление. Но для прыжка с веревкой нужно точно быть здоровым на 100%», — рассказала директор Extreme People.
Если клиент скрыл какое-либо заболевание, то последствия — это уже его зона ответственности. Перед прыжком все подписывают бумагу, где подтверждают, что принимают потенциальные риски и не имеют противопоказаний. Поэтому если человек вдруг получает тяжелые травмы или умирает, то начинается расследование — по какой именно причине произошел инцидент. В теории, если дело в неисправности оборудования или недосмотре инструктора, то ответственность несет компания, а если в нарушении техники безопасности и сокрытии несовместимого с прыжком заболевания, то уже ответственность лежит на клиенте.
Однако опытные инструкторы и агрегаторы отмечают, что травмы и уж тем более смерти в таком экстремальном спорте — большая редкость. По крайней мере, если проверять нервы на прочность в официальных организациях. «Синяки бывают, но это самое тяжкое на моей памяти», — подчеркнула директор Extreme People.
Кроме того, те же парашютные прыжки по регламенту подлежат обязательному страхованию жизни клиента. Этим занимается либо он самостоятельно и приходит с готовым полисом страхования на один день, либо — компании, и тогда страховка входит в стоимость услуги.
Еще одно требование — погода. Всевозможные прыжки — развлечение сезонное и к природным неурядицам прихотливое. Так, роупджамперам нельзя прыгать в дождь или сильные порывы ветра. Для полета на парашюте в этот день должна быть твердая и сухая земля, а еще не должно быть так называемой «низкой облачности». Дело в том, что при приземлении должно быть пространство для маневра, а точку приземления нужно хорошо видеть, поэтому если облака осели на высоте 150–200 метров, то прыгать запрещено.
Милена Солдатенко, «Фонтанка.ру»