Первые снегопады в Петербурге заставляют автомобилистов задуматься о скорой смене летней резины на зимнюю. «Фонтанка» узнала, почем нынче автомобильные шины и какие из них пользуются спросом.
В первом же магазине, куда обратилась «Фонтанка» со стандартными параметрами 205/65/R16, cходу предложили Nordman 5 финского производителя Nokian Tyres, который в прошлом году ушел из страны и продал свой российский бизнес, включая завод в Ленобласти, «Татнефти». Новые шины фабрика выпускает под брендом Ikon Tyres.
Как уверяют продавцы, никакой разницы между продуктами брендов нет. Почти. Если зайти на маркетплейс и сравнить две одинаковые шины, товар Nokian будет стоить дороже. Например, шина среднего ценового сегмента Nordman 5 Nokian в размере 185/65 R 15 92T XL на официальном сайте компании стоит от 5 571 рубля. Аналогичная Ikon — от 5 060 рублей.
«Nordman 5 [у нас] по 5 800 рублей. Подешевле что-то есть, но все посредственного качества», — сообщил оператор магазина Spbkoleso.
Тем не менее, менеджер озвучил несколько более бюджетных вариантов: Contyre (Россия) — 4 742 рубля, Tunga (Россия) — 4 953 рубля, Haida (Китай) — 5 203 рубля, Amtel (Россия) — 5 130 рублей, Centara (Китай) — 5 444 рубля, Arivo (Китай) — 5 523 рубля, Viatti (Россия) 5 500 рублей.
— А китайские какие, вы говорили, там за 5 203 рубля?
— Шины «Хайда».
— А как они вообще?
— Не знаю. Нет информации, — не смог прокомментировать продавец качество продукции непривычного для русского уха бренда.
В другом магазине «Фонтанка» попросила подобрать шины на автомобиль одной из самых распространенных в Петербурге марок Hyundai Solaris, присматриваясь ко всем трем основным ценовым сегментам. В премиальном отыскались японские Bridgestone и немецкие Continental. Первые есть только в виде Blizzak Spike-02 по цене 5 560 рублей почти во всех магазинах.
— Пока на данный момент 20 штук у нас в наличии. Недавно привоз был, — пояснила менеджер «Шинсервиса».
— Это на город?
— Да, на складе.
Continental изначально был в двух вариантах — за 8 250 и 9 360 рублей. Сейчас остались только те, что подороже. В целом, по оценке продавца, шины премиум-класса хорошо расходятся.
«У нас сейчас многие шины, которые привозились, они же изготавливаются здесь на наших русских заводах, <...> по тем же технологиям, что и за границей. От того, что санкции наложили, технологии-то они не забрали никуда. Заводы, оборудование — все осталось, и на этом же оборудовании производятся данные шины», — пояснила она. Это справедливо и для Continental, которая продала свой российский бизнес холдингу S8 Capital Армена Саркисяна. Он же приобрел российского производителя Cordiant, по оценкам СМИ, войдя в тройку лидеров шинного рынка.
В среднем классе в магазине предложили шины корейской Kumho. Бюджетные стоят в районе 5 200–5 720 рублей, что недалеко ушло от премиальных Bridgestone.
««Пирелли» также в наличии есть. Самые недорогие — 5 330 и 5 060. Formula Ice. На заводе в Воронеже выпускаются данные шины по итальянской технологии. В среднем [сегменте] дешевле не будет, чем «Пирелли» за 5 060», — сообщили в магазине.
Если уходить в совсем бюджетный сегмент, там покупателя ждут российские Viatti (производятся по немецкой технологии ПАО «Нижнекамскшина», принадлежавшим «Татнефти») за 4 070 и 4 680 рублей. «Эти шины тоже неплохие. В принципе цена и качество соответствуют. По цене они действительно бюджетные», — прокомментировала продавец. Еще один дешевый вариант — покрышки Amtel за 4 520 рублей. Когда-то шины под этим брендом делали россияне совместно с голландцами, но международная компания и ее российская «дочка» обанкротились. Один из отечественных заводов, выпускавших шины под этим брендом, приобрел итальянский Pirelli. В 2017 году концерн прекратил выпускать продукцию Amtel, а в 2023 году возобновил ее выпуск.
«Цены кусаются, да. С каждым годом растут. Технологии дорожают все, поэтому, смотрите, вы можете оформить товары в рассрочку. Нужно смотреть на сайте, если будет доступна рассрочка, вы можете оформить ее на 6 месяцев», — заботливо отметила продавец.
В магазине Ivanor (экс-Vianor), который входил в структуру бизнеса Nokian Tyres и после продажи сменил название, премиальную шину со сложным названием Hakkapeliitta продают по цене от 7 980 рублей, «середнячок» Nordman 7 — от 4 780 рублей. Самым дешевым вариантом в продаже, у которого хотя бы были отзывы и они не были негативными, оказалась шина корейского бренда Kumho за 4 000 рублей.
«Берут «Сайлун айс блейзер wst3» (Китай. — Прим.ред) за 4 760 рублей. Как бы бюджетный вариант, но берут, наверное, с учетом того, что использовали когда-то раньше, ездили на этих шинах. Часто спрашивают, — рассказала продавец «Мосавтошины». — [китайский] «Трайангл» тоже берут, [тайваньский] «Максис» — 4 980 рублей. «Кордиант» — 5 070 рублей. Еще есть «Нордман». По производителям, если Корея нужна — берут «Нексон». Часто спрашивают корейские почему-то. Наверное, знают, какое качество. 5 720 рублей стоит «Нексон». «Ханкук» чуть подороже — 6 180–6 200 рублей. Тут индексы нагрузки немного разные, поэтому разная цена».
Самой дешевой шиной в продаже на все тот же условный «Солярис» здесь тоже стала российская «Амтел» за 4 420 рублей.
Как изменились цены на шины
Несмотря на то, что крупные иностранные производители ушли с российского рынка, оставив заводы и фабрики российским игрокам, а рубль значительно ослабел за лето и неполную осень, данные Росстата складываются в несколько противоречивую картину. По информации ведомства, в сентябре 2023 года автомобильная шина в Петербурге в среднем стоила 5 679 рублей, что на 3,5% ниже, чем было год назад. Описательная характеристика шин для легкового автомобиля, цены на которые мониторит Росстат, максимально расплывчатая — учитываются шины «новые зимние, летние, всесезонные», без конкретных брендов, которая, например, есть в характеристике автомобилей.
При этом на российский рынок прибывает все больше шин из Китая. Импорт покрышек из Поднебесной, по данным таможенных органов страны, в сентябре 2023 года вырос в 1,2 раза в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 925 тысяч до 1,131 миллиона штук в месяц. В деньгах динамика аналогичная — рост с 27,85 до 34,4 млн долларов. И это не пиковые значения. На графике отчетливо видно, что максимально много шин к нам завозят в июле и декабре, а в апреле традиционно поставки провисают.
Интересно, что средняя цена одной импортированной из Китая шины за последние три года значительно не изменилась и сейчас находится на уровне 29 долларов за штуку. В рублях, если брать совсем недавний доллар по 100, получается 2 900 рублей, с учетом доставки до границы. Когда они доходят до розницы, видимо, становятся как минимум на 50% дороже. Причем не обязательно, что все эти шины именно неизвестных большинству китайских брендов. Ведущие европейские, американские и корейские производители владеют заводами в Китае.
Как рассказал «Фонтанке» руководитель одного из петербургских филиалов федеральной сети по продаже автозапчастей с миллиардной выручкой, в топ брендов автомобильных шин по популярности среди покупателей до сих пор входят Pirelli, Nokian, Kumho, Cordiant, Yokohama и Continental. За пределами первой десятки можно встретить российскую «Каму» и на гораздо более низких позициях китайские Sailun и Triangle. Причем первых в магазине, где работает собеседник, сейчас нет в продаже, а вторые появились в ней только в этом году и пока не пользуются доверием покупателей. Кстати, по соседству с ними в этом рейтинге находится французский Michelin, который также продал свой российский бизнес по производству премиальных шин. На рынке они сейчас есть, но стоят очень дорого.
К слову, шины премиальных марок раньше использовались как родные для иномарок премиального сегмента и некоторых базовых комплектаций машин, произведенных в России, например, VAG group. Теперь, когда российский авторынок переориентируется на китайские бренды, стоит обратить внимание, какие покрышки устанавливают на их автомобили. Если верить интернету, для Chery это Giti Tires и Atlas Tires, для Geely и Haval — Goodyear, ее дочерняя Cooper и Kumho, Continental — на Exeed и Tank 500, а также Hankook — на Tank 300. «Москвич 3» тоже выходит в мир на шинах Giti. В перспективе их хотят заменить российскими. Благо, теперь количество отечественных производителей заметно увеличилось.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»