С 1 ноября в Василеостровском районе заработает зона платной парковки. Разметка уже нанесена, знаки стоят, люди волнуются. «Фонтанка» рассказывает, как платную зону готовили к последнему прыжку.
Остров
Платная парковка появится на 118 улицах, она вместит почти 10 тысяч машино-мест. Уже понятно, что в нее попадут все пять муниципальных образований Василеостровского района. Но в МО «Морской» по большей части всё останется, как прежде. Дело в том, что он почти весь расположен за Наличной улицей — сама-то она входит в платную зону, но территория между ней и морем останется бесплатной.
Насчет границ было много разговоров. Смольный пошел, в общем, на нестандартный для себя шаг: официально выделил одну часть района как бесплатную. Председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев в интервью «Фонтанке» пояснял: «Такая практика была и раньше: в Адмиралтейском районе платная парковка, например, обустроена только до Обводного канала. В обоих случаях дело в другой застройке. Центр города не рассчитан на нынешнее число машин, Петроградский район, проспекты и линии Василеостровского — тоже. А Кораблестроителей и вокруг них строились в другой логике, с другой свободой пространства. А второй момент — там и сейчас-то на улично-дорожной сети мало мест для парковки, очень много где остановка запрещена, от введения платной парковки загруженность не изменится».
У Василеостровского района, впрочем, своя специфика: здесь граница между платной и бесплатной зоной будет не водной, как тот же Обводный или Нева, а сухопутной, по Наличной улице. Чем отзовется нововведение для этой «приграничной» территории, покажет время. «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга проводит мониторинг дорог города с целью выявления перегрузок. По результатам будут приниматься решения по совершенствованию схем организации дорожного движения», — ответили в комтрансе на вопрос, какого развития событий они ожидаются во дворах Наличной, Кораблестроителей и Нахимова.
За пару недель до введения платной зоны с обращением к губернатору выступили муниципалы МО «Гавань». Оно тоже не целиком попадает в платную зону, но депутаты решили, что и это — неприемлемая нагрузка на жителей и приезжающих. В Смольном говорят, что готовы рассмотреть запрос в установленном порядке, но признаются, что поводов для исключений не видят, особенно если учесть, какой поток будет генерировать строящаяся сейчас Шкиперская развязка ЗСД. «Нельзя сказать, что данное муниципальное образование характерно или значительно отличается от других, — рассказали в комитете. — Потребности в машино-местах примерно у всех жителей одинаковые. За исключением ряда участков, которые имеют изломанную линию проезжей части (ул. Шевченко, Опочинина ул., Карташихина ул., Гаванская ул.) и, соответственно, сложности в создании парковочных мест по требованиям ГОСТ».
У района в целом как раз специфика есть. «Он является островной территорией, поэтому въезд и выезд на территорию района может осуществляться только по мостам, что в утренние и вечерние пиковые часы, а также в праздничные дни вызывает перегруженность дорожной сети, — обосновывают необходимость платной зоны в Смольном. — Кроме того, ряд дорог являются связующими с другими районами города (Кадетская линия и наб. Макарова — выезд на Тучков мост и на Большой пр. Петроградской стороны, Университетская наб. — выезд на Биржевой мост и в центральную часть города, Наличная ул. — выезд на ЗСД).
Схема
Введение платной зоны — это не просто синяя разметка, знаки с монетками, паркоматы и штрафы. Приходится менять схему дорожного движения по всему району. Например, по 26–27 линиям В.О. и Косой линии — там будет двустороннее движение. «Транспортная обеспеченность характеризуется низкой плотностью улично-дорожной сети, а ширина улиц позволяет с учётом нормативов разместить парковочные места с двух сторон и обеспечить движение транспорта», — объясняют в комтрансе (раньше изменения здесь произошли в рамках закрытия движения по Большому пр. В.О. и на период строительства станции метро «Горный институт»). После окончания работ по строительству жилых комплексов будет организовано двустороннее движение на Масляном канале и Кожевенной линии.
На части улиц ввели частичный или полный запрет остановки, там ставят знаки 3.27–3.30 «Стоянка/остановка запрещена» — в интересах безопасности дорожного движения и чтобы избежать пробок. Это происходило поэтапно: первые знаки начали работать 15 сентября, затем — 6 октября, на 30 последних улицах — 23 октября.
Всего таких улиц теперь 107, полный перечень — на сайте Дирекции по организации дорожного движения.
Кое-где парковку, в том числе бесплатную, запретили опять же по соображениям ГОСТов. Например, на самой узкой улице города — Репина. «Она не обеспечена тротуаром для безопасного перемещения пешеходов. Поэтому создание парковочных мест на этой улице противоречит принятым требованиям, — объясняют в комитете. — При этом на улице установлен и действует дорожный знак 3.2 «Движение запрещено», который позволяет въезд в зону действия знака автомобилистам, проживающим на территории действия знака, а также грузовым автомобилям, осуществляющим подвоз грузов».
«Фонтанка» рассказывала, что сейчас происходит в окрестностях площади Академика Сахарова: там реализуют первую часть проекта «Научный квартал», перекладывают асфальт, бордюры, газоны. Когда там всё обустроят и замостят гранитом, на Менделеевской линии, в Таможенном переулке, Биржевом проезде, Тифлисском переулке, Тифлисской улице и на пл. Академика Сахарова тоже поставят знаки и нанесут разметку.
Разрешения
Прием заявлений от местных жителей на получение льготного разрешения на парковку за 1800 рублей в год начали за 2 месяца — с 1 сентября. Сейчас оформлено свыше 6 тысяч, в работе — еще порядка 12 тысяч.
Комитет настаивает, что сроки оформления разрешений, предусмотренные регламентом, он соблюдает. Но не секрет, что в последние месяцы общегородские сбои в работе информационных систем стали недоброй традицией, они били и по работе МФЦ, и по госуслугам в целом. Поэтому возникали проблемы с тем, чтобы просто оперативно подать само заявление, комитет по информатизации объяснял всё заменой оборудования.
При этом именно к появлению парковки в Василеостровском районе подоспели некоторые изменения в системе предоставления разрешений: например, теперь семьи с четырьмя и более детьми могут оформить два разрешения.
Дворы
У транспортной тематики платной парковки есть нетранспортный аспект — закрытие дворов. Местные жители, получившие разрешение, не хотят, чтобы под их окна стремились приезжающие, у которых такого разрешения нет. Выход — установить ворота или шлагбаум.
Опыт тех районов, куда парковка уже пришла, показывает, что проще сказать, чем сделать. Проблема не только в необходимости вписаться в исторический облик домов-памятников, которых особенно много в центре и на Васильевском острове в частности. И не только в том, чтобы заручиться согласием общего собрания собственников жилья. И не только в том, что закрыть дворы — в той же «Гавани» — это зачастую закрыть самые наезженные местные маршруты. Дело в том, что сам двор вовсе не обязательно является общедомовой собственностью, комитет имущественных отношений регулярно включает в него только участок по обрезу дома. Соответственно, даже если удастся собрать соседей и подписать протоколы о том, что никто не против шлагбаума на въезде, против будет комитет по контролю за имуществом, который просто спилит этот шлагбаум, как посторонний предмет на городской земле.
Вопрос депутаты и имущественный блок обсуждают давно, варианты решения предлагали разные. Одно из них — возможность для горожан брать городской участок земли во временное пользование и ставить там ограждающее устройство, такой законопроект уже принят в первом чтении. Но, например, Петроградский район уже проехал эту остановку и вошел в платную парковку не имея никакого особенного регламента, нет его и сейчас, хотя депутаты рассчитывали подготовить его к концу месяца.
Кроме того, из недавнего ответа КГА понятно, что и в отношении него процедура прежняя: сперва подать заявление на выдачу задания для разработки проекта благоустройства, собственно разработка, утверждение. Кроме того, есть запрет «на размещение ограждений на сложившихся пешеходных и транспортных коммуникациях», а «создание препятствий путем размещения шлагбаумов требует анализа особенностей застройки, особенностей образованных земельных участков, учета назначения территории общего пользования, целей благоустройства территории, публичного интереса». На линиях и проспектах острова уже закрыта большая часть дворов, но приморской части острова это еще предстоит.
Инвалиды
Одна из болезненных тем — достаточно ли машино-мест для инвалидов и сопровождающих их лиц. Опыт других районов показывает, что при первичной разметке на них выделяют 10%, то есть в случае с Василеостровским районом — порядка тысячи мест. Но на самом деле это не предел. «При планировании платной парковки ведется работа по анализу мест притяжения лиц с ограниченными возможностями: специализированных учебных учреждений, учреждений здравоохранения и досуговых центров, магазинов и т. п., — объясняют в комтрансе. — В указанных местах размещению парковочных мест для инвалидов уделяется особое внимание. После введения платной парковки по обращениям граждан и общественных организаций при наличии технической возможности осуществляется организация дополнительных парковочных мест для маломобильных граждан. И такая работа по обращениям граждан будет вестись всегда. Поэтому лимит в 10% отсутствует».
Конечно, есть кварталы, где мест для инвалидов предусмотрено больше из-за их специфики, например у объектов здравоохранения. Но в целом места распределяются равномерно, чтобы охватить и адреса проживания. Для этого транспортный блок взаимодействовал с профильными организациями и ГИМЦ «Доступная среда», собирал пожелания от жителей. В итоге на Васильевском острове появится 957 парковочных мест для инвалидов; из них 494 были расположены в точках, удобных именно для лиц с ограниченными физическими возможностями и по их просьбе. Эта работа продолжается: например, у д. 23 по ул. Одоевского (дом ребенка) таких мест станет больше.
Помимо количества, остается проблема с тем, что места для инвалидов занимают автовладельцы, не имеющие на это оснований. Зампредседателя комитета по транспорту Алексей Гончаров рассказывал «Фонтанке», что зачастую сэкономить таким образом пытаются собственники очень недешевых машин. Единственный способ борьбы с ними — это усиление контроля, чем инспекторы и занимаются вместе с ГИБДД. «Механизм такой: мониторинг машин на инвалидных местах, фото номера, обмен информацией с ГИБДД, — говорил Гончаров. — Нет в реестре — увезли».
Корректировки
26 октября состоится очередная встреча с жителями Василеостровского района для обсуждения их проблем; это уже четвертая, но первая более или менее массовая. В комитете говорят, что 1 ноября не положит конец взаимодействию с жителями, ведомство продолжит рассматривать все поступающие к ним обращения и предложения.
«На постоянной основе ведется работа по мониторингу ситуации при эксплуатации единого городского парковочного пространства Петербурга, в том числе с учетом поступающих обращений граждан и организаций, — отчитываются чиновники. — По результатам вносятся корректировки в схемы организации дорожного движения. В частности, осуществляется перестановка дорожных знаков, вводятся дополнительные места для инвалидов и т. д.»
На вопрос о конкретных адресах в других районах, где уже после введения платной зоны удалось что-то поправить, в Смольном приводят ряд примеров: «Сейчас рассматриваются обращения граждан, проживающих на улице Средней Подьяческой, для последующего внесения изменения в ПОДД по установке дополнительного знака 5.7.1. «Выезд на дорогу с односторонним движением». В зоне ЕГПП в Центральном районе созданы дополнительные места для инвалидов на наб. канала Грибоедова у Казанского моста».
Кроме того, дополнительные места для инвалидов согласовывают у дома № 12 по ул. Рубинштейна, где расположен Консультативно-практический центр по реабилитации детей со зрительной патологией. Разметку поменяли по трем адресам на ул. Лабутина, ул. Труда, наб. канала Грибоедова, по семи адресам перенесли знаки.
По обращениям граждан меняют и саму схему организации дорожного движения. Например, на Витебской улице изначально запретили парковку по одной стороне из-за недостаточной ширины проезжей части («Фонтанка» писала, что ГОСТ не всегда позволяет на узких улицах организовать машино-места по обеим сторонам, да еще и оставить нужное место для проезда). «По итогам получения согласования с ГИБДД МВД в Москве было принято решение об уменьшении в качестве эксперимента нормативной ширины парковочного места до 2,25 м при сохранении двухстороннего направления движения», — рассказал комтранс.
На Галерной ввели двустороннее движение и зону платной парковки по нечетной стороне на участке от наб. Ново-Адмиралтейского канала до ул. Труда учетом шести парковочных мест для инвалидов. В переулке Пирогова, д. 9, вообще запретили остановку вдоль здания 255-й школы, платная зона сократилась на 30 м. В общем, само введение парковки с синей разметкой — не приговор, это подвижная система. Кроме того, «Организатор перевозок» подстраивает под нее работу общественного транспорта: «Например, в целях обеспечения транспортного обслуживания работников завода «Адмиралтейские верфи» с 1 мая 2023 года была изменена трасса движения автобусного маршрута № 66 с учетом прохождения по ул. Степана Разина и Рижскому пр. в обоих направлениях».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»