В Василеостровском районе Петербурга транспортные и районные власти встретились с местными жителями по поводу платной парковки. До 1 ноября предстоит исправить то, что неосторожно наворотили, но отменять что-либо никто не будет.
Встреча прошла на Кораблестроителей, в здании бывшего кинотеатра «Волна». Предполагалось, что туда впустят тех, кто заранее подал заявку и описал свою конкретную проблему, на входе всех сверяли со списком. Но очень скоро стало понятно, что, когда список этот будет исчерпан, пропустят и других — насколько хватит мест. Приехавший главный «ответчик» — зампредседателя комтранса Дмитрий Ваньчков — предложил поискать стулья и усадить всех желающих, чем выдал себя: через минуту он уже описывал плюсы платной парковки журналистам, чье внимание перехватывал возмущенный местный житель. В зале в это время собралось более 100 человек.
Платная парковка заработает в Василеостровском районе с 1 ноября, на этом ее победное шествие обещают остановить. «Фонтанка» рассказывала, что активисты из других районов, до сих пор недовольные изменением статуса своих улиц, создали группы в соцсетях, где анонсировали в том числе и консультации в муниципалитетах Васильевского острова, приглашая туда всех заинтересованных. Получалось неконструктивно и нервно, все ждали обещанной общей встречи. В памяти держали аналогичное мероприятие в Адмиралтейском районе, где основательно покричали, после чего Смольный расширил границы действия для льготных разрешений резидентов. Жители острова прямых углов оказались восприимчивее к регламенту, так что после сегодняшнего форума в толпе тянули: «Раньше было жестче».
Зачем это всё? «Результат есть»
Дмитрий Ваньчков сразу зашел с козырей, то есть с ретроспективы: улицы центральных районов строились для каретного транспорта, а сейчас у нас 300 машин на тысячу горожан. «Три личных автомобиля в среднем везут 10–12 человек, а места занимают столько же, сколько автобус, который везет 90, — говорил он. — В тех районах, где сейчас работает платная парковка, мы реально ощутили, что ситуация стала лучше. Вспомните город Санкт-Петербург 5 лет назад в Центральном районе: нет парковочных мест, машины стоят вторым рядом, а то и третьим рядом, тротуары забиты автомобилями, дворы тоже забиты. Поиск парковочного места — 30–40 минут. Не хотят нарушать, но поставить машину некуда, бросают под знак, приезжает эвакуатор, забирает».
Второй акцент — чиновники с горожанами в одной лодке, первые платные места — у Смольного и Невской ратуши. «Мои сотрудники пришли ко мне и сказали: мы увольняемся, нам поставить машины негде. Потому что все привыкли каждый день привозить себя на личном автомобиле, — вспоминал Ваньчков. — И мне тоже стало неудобно, я тоже ездил на работу на машине. Стали договариваться: на одной машине вчетвером приезжать. Проблема? Решаемая. Потом выяснилось, что у нас автобус идет очень удобно, прямо от станции метро, и кто-то поехал на нем. Кто-то стал пользоваться каршерингом. И никто не уволился».
Где-то в этот момент собравшиеся должны были понять: тот факт, что платная зона приносит неудобства автомобилистов — для транспортного блока не аргумент, у него другие приоритеты. Но признаться себе в этом было сложно, так что все продолжали ждать очереди, чтобы поделиться своими проблемами.
«Результат платных парковок есть. В зале наверняка есть люди, которые не замечают никаких изменений, говорят — нет, всё плохо, платные парковки нам не нужны, это зло, — тонко прочувствовал аудиторию Ваньчков. — Но появились свободные парковочные места, почти не стало парковки вторым рядом — ну куда-то они делись. Во дворы уехали? Ну так и раньше дворы были забиты, было туда не въехать. А дорога стала свободнее».
«Фонтанка» рассказывала, что противники платной парковки действительно подвергают сомнению и пересчету цифры, которые транспортный блок приводит в качестве позитивного эффекта от платной парковки — например, по ДТП. Что отвечают чиновники — читайте здесь.
Запрет стоянки: «Всегда будут проблемы»
Когда пришло время вопросов, стало понятно, что концептуально объявлять платную парковку исчадием ада готовы немногие, по большей части говорили о конкретных адресах. Но глава МО Нэлли Вавилина снова — на этот раз очно — попросила целиком исключить ее муниципальное образование из платной зоны, ранее депутаты уже сделали это письменно: «Ни в этом виде, ни в каком другом это не может существовать», — заявила Вавилина. По ее словам, это спальные кварталы, к историческому центру их причислить нельзя, а предложенная схема движения — просто катастрофа. Но комтранс и раньше говорил, что не видит причин для особого подхода, и историческая застройка тут ни при чем; к тому же если выделить часть района в бесплатную зону, она тут же будет запаркована до отказа, заявили в центре транспортного планирования.
Это слабое место: дело в том, что она уже выделена — это весь район западнее Наличной, куда платная парковка не добралась. Представитель ЦТП признал: «Всегда по границе [платной и бесплатной зон] будут определенные проблемы, будут недовольные по определенным адресам люди, но по-другому провести границу не представлялось возможным. Это недовольство передвинулось бы в другое место».
Вообще диалогу явно не хватало общей основы. Люди, на чьих улицах отродясь не было пробок, как на Нахимова, не могли взять в толк, ради какого такого трафика у них ставят платные или запрещающие знаки. Довод, что всё это часть общей схемы, которая должна бороться с пробками не у них, а еще на подступах к острову, не находил отклика.
Однако кое в чем достучались до чиновников. Одним из жителей был депутат ЗакСа Борис Вишневский, который возмущался, что стоянку просто запретили на части улиц, например, Карташихина, которая пробками не то чтобы славится. Посыпались и другие названия: Весельная, Опочинина, Канареечная, Беринга, Детская, Остоумова, Шевченко. Представители транспортного блока согласились, что решение расставить «кресты» с запретом на стоянку там было поспешным. По словам Дмитрия Ваньчкова, в ближайшие дни добавят табличек, которые будут означать, что запрет действует с 8 утра до 8 вечера. Примерно то же самое решение могут принять и по поводу самой узкой улицы города — Репина.
Рабочие. «Вам пять остановок проехать»
Несколько сузили гаванскую тему представители профсоюзной ассоциации, которые ранее написали обращение на имя губернатора. Речь идет о рабочих «Балтийского завода»: в обращении говорится, что опрос выявил более 150 человек, которые добираются туда на машинах, у многих нет пропуска на парковку внутри предприятия. Звучало: необходимость оплачивать парковку может «привести к оттоку кадров и срыву как оборонных заказов, что в период проведения специальной военной операции может негативно сказаться на ее проведении, так и на освоении Северного морского пути». Метро не выход: отдаленные станции («Шушары», «Рыбацкое», «Девяткино», «Парнас») открываются в 05:20 и позже, а на работу многие приезжают к 06:30. Варианты решения предлагали разные: оставить бесплатными 26–27, Кожевенную и Косую линии, сделать их бесплатными только для рабочих завода или вообще присвоить им статус местного жителя с оплатой годового разрешения за 1800 рублей.
«Эти строители занимаются строительством атомных ледоколов, — говорила на встрече муниципальный депутат из Горелово (откуда тоже, по ее словам, долго добираться до Балтзавода, как и из Красного Села). — Это вообще-то гордость России. Я предлагаю эти улицы просто исключить».
Представители комитета и его подведов были готовы к ответу.
— А сколько автомобилей на заводе, которым нужна парковка? — уточнил Ваньчков.
— 300 где-то машин, — ответил председатель профсоюза МПРА на предприятии.
— А вы знаете, что ранее общее количество всех парковочных мест на тех улицах, о которых вы говорите, было всего 140? Ну может быть, можно было поставить на соседних улицах. Но речь не об этом. Мы общались с руководством завода, и они на своей территории нашли место для парковки, где можно разместить определенное количество автомобилей. Второе — предприятия осуществляют развозку. Вы же не единственный завод в Санкт-Петербурге, где есть платная парковка.
По словам Ваньчкова, кроме развозки и парковки на территории завода есть опция для руководства покупать абонементы особо ценным сотрудникам. Ну и наконец, общественный транспорт. На это профсоюз ответил, что сам завод под парковку временно выделяет участок, где скоро будут строить новый сухой док. А что касается транспорта — 152-й и 151-й автобусы уже перегружены.
Этого «Организатор перевозок» уже не стерпел. Там ответили, что усилили маршруты, но ситуация с транспортом уж точно не критическая, в пике интервал движения — порядка минуты: «Автобусы не переполняются. Вам кажется, что он полный, много людей, но по факту до норматива еще человек 10–15 могут войти. И самый главный аргумент: вам пять остановок проехать. Люди ездят из Колпино, Пушкина по 40 минут в подобных условиях, и никто не жалуется».
Один из участников встречи и вовсе предложил ввести льготный тариф для всех, кто не живет, но работает в платной зоне. Хорошо, не 1800 рублей — ну пусть будет 5 тысяч. Ваньчков попытался донести: задача платной парковки — сократить трафик, а не собрать деньги (в зале раздался саркастичный гул); а значит любые такие выборочные льготы превращают всю идею просто в оброк, раз нарушается вся идея.
Разное: «Давай, приезжай»
СВО вспомнили еще раз, когда один из участников эмоционально рассказал о проблеме: он прописан с братом в квартире, тот сейчас на фронте: «Мне предлагают принести доверенность… Вот он сейчас должен в отпуск у меня брат приехать, я ему говорю — давай приезжай, мне парковку не оформляют». Чиновники ответили, что сейчас прорабатывается вопрос о получении согласия второго собственника жилья с помощью галочки в «Госуслугах».
Спросили о дворах, это проблема насущная. Здесь тоже все в ожиданиях — упрощенный регламент получения участка для установки шлагбаума должен быть готов в декабре. Сколько в этой проблеме нюансов, корреспондент заметил буквально через час в арке одного из проходных дворов, который совсем недавно обзавелся ограждением и, казалось, обезопасил себя от нашествия чужеземцев: жителей просят обеспечить проезд уборочной техники.
Кроме того, говорили об уборке платной парковки. Здесь всё по-прежнему: обещают применять особый регламент взаимодействия, использовать ручной труд, мониторить ситуацию. Тем же вечером профильный вице-губернатор Евгений Разумишкин в телеэфире рассказал, что автомобилистов будут предупреждать об адресах уборки с помощью пуш-уведомлений.
Пара человек высказались за введение парковки: житель дома на Большом проспекте порадовался, что освободили карман; петербурженка с 5-й линии дождалась, что машино-места не будут заняты приехавшими погулять по Неве (и тут же от кого-то получила ярлык «подсадной»). Но, конечно, это были исключения: мало кто приезжает вечером буднего дня сказать чиновникам спасибо. Конкретные адреса и проблемы продолжали заявлять, Ваньчков обещал, что все эти вопросы запишут и отработают. Но главный вопрос, который под конец обозначил и Борис Вишневский: если так много нерешенных проблем, зачем сначала вводить платную зону, а потом решать их. «Фонтанка» задала его Дмитрию Ваньчкову — конкретно о так и не принятом регламенте по ограждению дворов.
— У нас до ее введения и дворы были забиты, и тротуары, и дороги, парковка вторым рядом была… Сказать, что есть прямая зависимость и все перебрались во дворы...
— Ну в Центральном районе так и было…
— В первые месяцы да, а потом постепенно трафик стал уменьшаться, народу стало меньше… Есть мысли по упрощению порядка, это нормальный процесс, невозможно решить все вопросы сразу. Снизится трафик, улицы станут свободнее, следующим этапом решим вопрос с дворами. Проблема существовала и ранее, это не проблема новая, которая появилась сегодня, но помимо нее были и другие.
— А всё-таки над вами какие-то сроки довлеют?
— Нет, просто у нас был план, мы в рамках него двигаемся.
Напомним, платная зона заработает в Василеостровском районе с 1 ноября. Подробнее об этом — читайте на «Фонтанке».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.