Основная часть работы по восстановлению печально известного горельефа с Мефистофелем завершена — лукавого демона отпечатали в натуральную величину на 3D-принтере, эта модель станет основой для отливки. Федор Шаляпин в образе беса имеет все шансы вернуться на свое место в год 150-летия со дня рождения самого оперного певца. «Фонтанка» посмотрела, как движется дело.
Бóльшая и наиболее сложная часть работы по возвращению горельефа с Мефистофелем на дом Лишневского (Лахтинская улица, 24) уже позади. Непосредственно воссозданием демона занимается субподрядчик компании «Макон-Реставрация», с которой был заключен контракт на ремонт фасада, ООО «БИП». Подрядчик — Фонд капитального ремонта Петербурга.
Демона сбили летом 2015 года, и сейчас обломки хранятся в музее городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Использовать эти фрагменты для восстановления горельефа невозможно, поэтому было решено пойти другим путем — технологичным. Как рассказал «Фонтанке» представитель компании и руководитель проекта Дмитрий Бузулуцкий, в музее забрать оставшиеся фрагменты не разрешили. Поэтому субподрядчик там же, в музее, сделал сканирование экспоната. Просканированные фрагменты свели в одно изображение.
Получившееся облако точек передали художнику, который отрисовал горельеф. Фрагменты, которые не сохранились, дорисовывали, опираясь на сохранившиеся фотографии и размеры горельефа. Руки демона, например, восстанавливали как раз по фото. В итоге была создана 3D-модель.
«Сканер делает облако точек на поверхности. Какие-то части он захватил, остальное дорисовывали по фотографии. В целом все в полной мере соответствует оригиналу. У сканера есть проектор, который высвечивает на объекте сетку, и с двух сторон объект снимают камеры. Есть определенная область, которую за раз можно сканировать, соответственно, сканер просто переставляли вокруг скульптуры и делали кадры со всех сторон. Потом совмещали», — рассказал гендиректор компании Иван Никитин.
Следующий этап — печать модели на 3D-принтере. Для этого ее разделили на девять частей, их печать заняла 192 часа непосредственно работы техники.
«Теперь, соответственно, мы будем передавать это скульптору. Он соберет части, сделает форму матрицы и произведет отливку из фибробетона с волоконными добавками», — пояснил Бузулуцкий.
Сначала модель отрисовали гладкой, но, по словам собеседника, изображение получилось «слишком неживое», поэтому добавили следы от цировки. «Были нанесены дополнительные следы от цировки, чтобы Мефистофель выглядел как исторический и ничем не отличался от оригинала. Цировки — это следы от инструмента, которым проводились работы на момент, когда был изготовлен оригинал», — объяснил руководитель проекта. Такие же следы видны и на обломках демона.
Как и когда будут монтировать Мефистофеля
В Фонде капитального ремонта редакции рассказали, что работы движутся в рамках договора, а это значит, что при благоприятных погодных условиях до 1 декабря они будут полностью завершены.
Бузулуцкий дал еще более оптимистичный прогноз — он высказал уверенность, что монтаж будет выполнен в этом году и погода помешать планам не должна. Отпечатанные фрагменты в ближайшие дни передадут скульптору. «Думаю, что за неделю примерно его (Мефистофеля. — Прим. ред.) сделают, дальше мы идем на монтаж», — рассказал Дмитрий.
Руководитель проекта пояснил, что к фасаду демон будет крепиться с помощью анкеров, для которых будут предусмотрены отверстия. «Технологию мы согласовали с комитетом по охране памятников. Будем сейчас отливать и дальше уже монтировать на фасад. Там будет приморозка — это прикручивание анкерами и заделка оставшихся зазоров специальным раствором — усиленным клеем по керамограниту. Далее уже скульпторы, которые восстанавливали крылья, будут подтягивать, чтобы конструкция встала», — объяснил Бузулуцкий. Скорее всего, отливать демона предстоит по частям: голову — отдельно, руки и плечи — отдельно.
О том, как Петербург более восьми лет назад лишился горельефа, который сбил специально нанятый альпинист, а заказчик этого «убийства» отправился в монастырь, «Фонтанка» подробно рассказывала. В 2023 году Фонд капремонта заключил контракт на реставрацию фасада дома Лишневского.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»
Дом авторства архитектора Александра Львовича Лишневского на Лахтинской, 24, является выявленным объектом культурного наследия. Его построили в 1910–1911 годах, тимпан фронтона фасада здания украшал горельеф в виде беса с широко раскинутыми крыльями. По одной из версий, образ был срисован с оперного певца Федора Шаляпина.