В Казанский собор 27 октября привезли мощи Георгия Победоносца, который считается покровителем русского воинства. Так до Петербурга докатился всероссийский молебен о победе.
С самого утра у собора появились железные рамки. У желающих пройти уточняли, на службу они или к мощам. Если к мощам — приходите попозже и с другой стороны Казанского.
Толпы, впрочем, все равно не было. К 9 утра внутри собралось едва ли больше сотни человек вместе с журналистами. Основная часть стояла вокруг ограждений в ожидании ковчега. Разговоры вели соответствующие.
«Если бы в 2014 году предъявила Россия волю…. Но, видать, не была готова», — тихонько сетовал мужчина, как потом выяснилось — представитель Всемирного русского народного собора. Через несколько минут предсказуемо послышались слова «Израиль» и «ХАМАС».
С внутренней стороны ограждений через каждые несколько метров расставили курсантов Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ.
— А у вас тут какая функция? Охраняете? — полюбопытствовала корреспондент.
— Просто присутствовать. Охраняют снаружи другие структуры.
— По желанию вас отобрали?
— Это… согласованное мероприятие. Один взвод наш, 25 человек, — ответил после секундной паузы собеседник.
В 9:20 в собор внесли мощи. Ковчег держал в руках митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. Началась служба. Молились широко: за страну и воинство, а еще — за патриарха Кирилла, президента Владимира, губернатора Александра и военачальников.
Речь митрополита началась с рассказа о Георгии Победоносце: «Все вы знаете его житие: он решил не скрывать, что он христианин, пошел в сенат и открыто исповедал свою христианскую веру. Он не отрекся и показал, как нужно исповедовать веру, когда это необходимо». Параллели с нынешним временем провели сразу же.
«Действительно, наверное, ни одно поколение не проживает без войн. В том числе и нашему поколению досталась вот эта специальная военная операция, которую ведет Россия, — говорил Варсонофий, и это казалось продолжением недавней мысли патриарха Кирилла о том, что падшая природа человека не позволяет ему жить без войны. — Когда призывает Господь на защиту Отечества, мы должны обязательно идти, это наше послушание. Это такое служение, которым мы с вами идем к Христу, и его несут воины на поле брани, защищая наше Отечество, нашу церковь, наши семьи от тех, кто хочет нас уничтожить… Мы должны молиться за всех тех, кто несет послушание на специальной военной операции». Именно к Кириллу, кстати, митрополит, по словам представителя собора, отправился после встречи мощей — сегодня тот в Петербурге.
По большей части, как показалось, пришли люди старшего возраста — и в основном женщины. Встречались и знакомые лица: скажем, одним из первых к мощам приложился вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.
Причастившимся выдавали картонные иконки с Георгием Победоносцем. Надпись на обратной стороне гласила: «Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
— Освященные? — обеспокоенно уточнила пожилая прихожанка в платке.
— Ну конечно!
Тем, кто подходил за иконкой в обход мощей, в выдаче строго отказывали. Журналисту «Фонтанки» разрешили взять одну — после просьбы «только посмотреть». Но так с благословением не бывает: назад её, конечно, уже не приняли, а когда корреспондент попыталась положить ее на место, ответственная за раздачу женщина сразу иконку подняла и сердито пихнула назад: «Да возьмите себе уже».
Через час с небольшим поток прихожан пошел на спад. У ковчега стабильно оставались человек пять-десять, не больше. У всех остальных еще будет время приложиться: в Петербурге святыня пробудет до 1 ноября. Это, в общем, уже финал всероссийского молебна: далее ковчег увезут в Великий Новгород, потом в Тверь и Калининград. И всё, потом мощи вернут на их обычное место, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.