Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Смутное место. Как сегодня живет и двоится деревня, где в XVII веке заключили «вечный» Столбовский мир

Смутное место. Как сегодня живет и двоится деревня, где в XVII веке заключили «вечный» Столбовский мир

30 382

Эту деревню вы точно знаете. Помните Столбовский мир из учебников? Так вот, именно в Столбово закончилось Смутное время.

А сегодня деревня прямо-таки двоится на глазах. Здесь две дороги (по одной не проехать — вторая частная), два ручья (один пересох, второй — Кровавый) и два креста (один завалился в зарослях борщевика, второй поставили у трассы). При желании можно за три минуты дойти до Положения Риз. Про заключенный в Столбово «Вечный мир» здесь помнить особо некому — местных жителей не осталось, одни дачники. И другие дачники. И Столбово теперь как бы два — «то» и «это».

Деревень с таким названием по всей России наберется и вовсе штук тридцать. Пять — в одной только Тверской области, шесть — в Псковской. В Ленинградской — две: одна в Сланцевском районе, вторая, о которой речь, — в Волховском, на реке с нежным именем Сясь.

Это Столбово в новости попадает нечасто. В августе 2016-го здесь заблудилась в лесу бабушка. Искали два дня, нашли живой. В сентябре 2018-го на реке напротив деревни перевернулась лодка. Женщина выплыла, а мужчину выловили спустя сутки. Лет семь назад какой-то мужик пугал соседку-дачницу ружьем. В Столбово приезжала полиция. Оказалось, ружье краденое, а умыкнули его аж в Хабаровске в 2004-м.

Словом, типичная российская глубинка.

Но гораздо чаще, чем в новости, Столбово на реке Сясь попадает в учебники. В 1617 году здесь был заключен Столбовский мир со Швецией. Считается, что именно он положил конец Смутному времени и начало российской государственности.

Столбовский мир в документах назывался «Вечным». Ни одна из сторон по договору не получила всё, что хотела, но обе радовались как дети. Шведы выторговали себе Неву целиком — и отрезали Россию от Балтики. Россия вернула Новгородские земли, где шведы уже развернули было свои колонии. Соседи увидели, что в Москве теперь есть собственный новенький царь, Миша Романов, и его надо воспринимать всерьез. А потом, как говорится, завертелось: внук царя начал и закончил Северную войну, в результате которой Россия стала империей. Заодно построили Санкт-Петербург.

По всему выходит, что Столбово — знаковое место не только для нашего города, но и для страны в целом. Мировое, можно сказать, место.

Путь неблизкий: 160 километров по Мурманскому шоссе, через Неву и Волхов, потом — вдоль Сяси. На автобусную остановку с табличкой «Столбово» лучше не ориентироваться. Пока ее заметишь, проскочишь съезд к деревне. Ориентироваться надо на крест. Деревенский съезд — второй после него.

Крест чернеет на краю зарослей борщевика и хорошо заметен с трассы. Борщевик высох и побурел, но его исполинские стволы в три с лишним метра высотой все равно производят впечатление на городских. В местной администрации Хваловского сельского поселения нас предупредили, что до самой деревни лучше пройтись пешком. Дорога, конечно, есть. И по случаю позднего октября, скорее всего, подмерзнет. Это хорошо, потому что не засосет. Но присесть днищем на отвердевшую колею тоже неприятно, так что пройтись — надежнее.

Покинутая в зарослях борщевика машина выглядит игрушечной. На вершине креста табличка: «Здесь, у деревни Столбово, закончилось Смутное время». Трава вокруг креста вытоптана, а сам он подвязан голубой косыночкой с надписью: «Крестный ход путь Богородицы». Еще на одной табличке мелким шрифтом изложена история иконы «Богоматерь Тихвинская Столбовская» (здесь ее искать бесполезно, икона в Новгороде). Третья табличка приколочена с обратной стороны креста. На ней говорится, что Столбовский мир был заключен на этом самом месте, между ручьями Кровавым, вода в котором из-за войны стала красной от крови, и Беседным — видимо, символизирующим договороспособность сторон.

Потоптавшись по округе, мы выяснили страшное: русло Беседного ручья пересохло. А ручей Кровавый журчит, пузырится, и вода в нем подозрительного красно-бурого цвета.

1 из 2

Кровавый ручей делит деревню Столбово на две части. В первой, что ближе к Петербургу, всего четыре владения. Окруженные высокими дорогими заборами ухоженные участки с аккуратными домами и хозяйственными постройками выходят прямо на речной берег. Одну из усадеб сейчас пытаются продать за 14 миллионов. Сюда через борщевичный лес ведет присыпанная асфальтовой крошкой дорога. Она так круто «ныряет» вниз, к нарядным заборам, что становится не по себе: а сможет ли машина выползти обратно в горку, особенно если горка обледенела или размокла от грязи.

«Эта дорога не размокает», — авторитетно говорит высокий человек в телогрейке, возникший из зарослей. Его зовут Пётр. Живет в Столбово, но местным жителем себя не считает. У него тут работа: присматривает за домом. Историю места Пётр знает хорошо. А вот в том, что Смутное время закончилось, не уверен, потому что следит за новостями.

Пётр соглашается дойти с нами до Положения Риз. Так называется местная часовня. На картах в Интернете она обозначена как протестантская.

Определенная логика в этом есть. В 1617 году, когда Столбово выбрали местом для заключения мирного договора, сюда съехалась куча народу, для гостей даже выстроили временный городок. Кроме российских и шведских дипломатов, прибыли англичане — в качестве наблюдателей. Могли затесаться французы, немцы и шотландцы, которые служили в наемной шведской армии. Эту армию за восемь лет до Столбовского мира позвал на Русь Василий Шуйский, эдакими союзниками на зарплате. Потом с этими союзниками пришлось три года воевать. Как бы то ни было, Столбово, по оценке историков, стало местом встречи православной цивилизации с цивилизацией протестантской — самой передовой в Европе на тот момент. Отчего бы и не затеряться здесь какой-нибудь протестантской церквушке?

Часовня выглядит как небольшой дачный домик, выкрашенный в жизнерадостный голубой цвет. Во всю стену — вполне православный крест с косой перекладинкой.

«За часовней бабушка следит, но уже пару лет не появлялась, — говорит Пётр. — А в апреле прошлого года приезжали из «Ленэнерго», отключили в домике электричество».

Внутри домика — три комнаты, две жилые, со спальными местами, и одна молельная. Электросчетчик над дверью не подает признаков жизни. По потолку ведьмиными кругами расходится пушистая черная плесень. На креслице рядом с топчаном — богатый выбор религиозной литературы. Например, «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» за 1990 год. Тема номера — «Церковь и НЛО».

1 из 5

В молельной все стены увешаны иконами и лампадками, на потолке заложен досками квадрат, через который выходила печная труба. На двери — пояснительная табличка. В ней говорится, что место это — по всем признакам святое. Когда в 1993 году начали строить домик, произошло чудо — «явление Казанской Божьей Матери». Потом, в 2005 году, здесь же случилось «явление на небе Великомученика Георгия Победоносца на коне, попирающего змия». Часовенка освящена по благословению «старицы-монахини Ксении». Выходит, учреждение все-таки православное, а вовсе не протестантское.

1 из 3

Ни в администрации Хваловского поселения, ни в храме в Горке Хваловской о часовне Положения Риз слыхом не слыхивали. В ответ на вопрос, следит ли сейчас кто-то за «святым местом», ответили: «Это не наше».

Чудес с Богоматерью и Георгием Победоносцем Пётр не припомнил. Как несколько лет назад зимой волки загнали в Кровавый ручей лося и потом ходили столоваться — припомнил. И змею тут последний раз видали одну, и ту пару лет назад. Змиев не видали.

В «богатом» Столбово, кроме Петра, щенка овчарки и сердитого коня буденновской породы, не оказалось ни души. «Хозяин был, с утра уехал, — сказал Пётр. — А в том Столбово Валентина Петровна живет, наверное, дома сейчас».

Валентина Петровна — староста деревни. Дозвониться до нее заранее не получилось: здесь, в низинке, мобильная связь не ловит. Переходим через Кровавый ручей по дощатому мостику в «то Столбово». На березе за мостиком — отпечатанное на цветном принтере объявление в кармашке-файле: в деревне Курья пропал кот Котя, просьба вернуть.

Со двора старосты выбегает рыжая собака с хвостом-бубликом. Улыбается и трется об ноги: вот, мол, тебе мои уши, почеши с двух рук. А на стук и крик в доме никто не отзывается.

Соседские окна черны. Участки присыпаны тонким свежим снегом. Здесь не больше десятка домов. Зимой обитаемы два. Да и то — люди приезжие, с питерской пропиской. Местных не осталось совсем. Сегодняшнее Столбово — по сути, дачный поселок с исторической справкой в «Википедии». Дома, как ласточкины гнезда, с разномастными надставками и пристройками. Пара изб сложена из черных от времени круглых бревен, под оконными рамами висят языки бересты. К калиткам прикручены советской закалки почтовые ящики с клеймом «Для писем и газет». На цветных проводах под еловыми лапами качается сидушка от офисного кресла. Внизу, ближе к реке, модные туи торчат из снега, как именинные свечки. Две одинаковые эмалированные ванны рядком уложены на грядке пузом вверх: чтобы зимой не разорвало льдом. На березе у одного из домов еще одно объявление: в деревне Погостище пропал кот Пират, звонки или сообщения лучше в мессенджере, в деревне очень плохо ловит мобильная связь.

1 из 5

Наш знакомец Пётр появляется у дома старосты, здоровается с рыжей собакой (собаку зовут Дакота) и давит кнопку звонка. Ему дверь открывают, хотя и не сразу. Увидев чужаков, Валентина Петровна наотрез отказывается общаться. Не доверяет: скажешь одно, а напишете все равно другое. Да и никакой она не местный житель. Перебралась из города просто потому, что любит природу. В соседнем доме проживает инвалид первой группы, но он нам точно ничего не скажет. Ухаживать приезжают родственники, если застанем — может быть, поговорят.

Там, куда нас послали, на заборе висит табличка: «Я добегаю до калитки за две секунды. А ты?» И веселая собачья морда. Кажется, Столбово очень любит общаться табличками: вроде бы и людей нет, а с тобой уже поговорили.

К калитке никто не бежит. И даже не идет. Хозяйка дома Ольга выглядывает из дома и перекидывается с нами парой слов с расстояния в двадцать метров. Нормальной дороги в «этом» Столбово нет, весной и осенью по грязи проехать невозможно. Если скорая помощь и доберется, то только до «богатого» Столбово по ту сторону Кровавого ручья. Воды тоже нет — приходится носить с ключа. Пробурить скважину у дома стоит полмиллиона.

— А Смутное время закончилось? — спрашиваю я.

— У нас, кажется, нет, — невесело усмехается Ольга.

К слову, в Столбово есть только один объект, находящийся в муниципальной собственности. Это та самая автодорога протяженностью 1,1 км, на которую жалуется Ольга.

В мае этого года жители деревни направили в комитет по дорожному хозяйству Ленобласти обращение «об отсутствии проезда к деревне», а тот перенаправил их письмо в администрацию Волховского муниципального района. Та ответила, что «вопрос о ремонте дороги будет рассмотрен при составлении плана ремонта дорог на 2024–2025 годы при наличии достаточного финансирования в бюджете Волховского муниципального района».

Отсутствие дороги совершенно не смущает диких кабанов. Пётр с некоторой даже гордостью демонстрирует нам перерытый ими участок в зарослях борщевика.

— Кабаны с ним борются, корни едят, — говорит он. — Смотрите-ка, с детками приходили.

На дне одной из свежих ям виден след копытца — широкий, как ладонь. За время нашего отсутствия у обочины перед машиной тоже кто-то порылся. Озираясь по сторонам, замечаем среди борщевика железную трубу, торчащую из земли.

— Так это памятный крест, — говорит Пётр. — Который на месте подписания Столбовского мира ставили.

1 из 4

— А у дороги что?

— Новый крест, — не теряется Пётр. — Старый года три назад завалился. Вот и поставили новый, поближе к дороге, чтобы видно было.

Крест лежит среди хрустких стволов борщевика в промерзшей траве. Когда-то его покрасили ярко-желтой краской, а в центре под прозрачным пластиком была то ли иконка, то ли надпись — теперь уже не разобрать, бумага размокла и выцвела. Возможно, это та самая табличка, на которой, как можно выяснить в соцсетях, значилось: «Сей поклонный крест установлен жителями города Тихвина в воспоминание о мире между Россией и Швецией, заключенном на этом месте 27 февраля 1617 года, а также в память о русских воинах, павших за свободу Отечества нашего во время смуты. Вечная память им».

На новый крест, подписанный «службой коммуникации отдела внешних церковных связей», переносить эти слова не стали.

— Тут рядом еще радоновый источник есть, — говорит Пётр, видя нашу тягу к достопримечательностям. — Правда, вы сейчас там не пройдете. Летом заезжают туристы, набирают воду. Но эту воду прямо здесь надо пить, она же не хранится.

Пройти или проехать в этих местах где-то, где не проложена трасса, и правда сложно. Например, до Казанского источника за соседней деревней Мелекса мы добраться так и не смогли: подмерзший сверху наст проломился, и машина еле выбралась из жидкой грязи.

Выслушав наши печали, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в деревне Горка Хваловская сказал, что проехать можно, но на «Ниве». А лучше идти пешком.

«Смута — это состояние души, — ответил отец Иоанн в ответ на наш вопрос, закончилось ли Смутное время. — Если ты сам не борешься с унынием, будет тебе и смута. Можно себя довести в самых лучших местах, где всё у тебя есть. Если смотреть на наш храм, который стоит среди таких, не слишком привлекательных домов — это чудо. Здесь во всем Хваловском поселении всего полторы тысячи человек. Но раз уж такой храм здесь восстановили, значит, мы будем жить».

Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
68
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях