С января по сентябрь 2023 года в России зарегистрировали 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Это на 215,9% больше, чем за тот же период 2022 года, сообщается в обзоре аварийности от Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД.
По данным МВД, за первые 9 месяцев года в ДТП с участием СИМ погиб 31 человек. Это более чем в полтора раза (на 63,2%) превышает аналогичный показатель прошлого года. Среди погибших — трое несовершеннолетних младше 16 лет. Еще 2723 человека, в том числе 919 детей младше шестнадцати, получили травмы. Количество пострадавших за год выросло на 213%.
Больше всего таких аварий произошло в Москве — 665 случаев. Петербург со 172 ДТП стал третьим среди регионов. На втором месте оказалась Тюменская область, там число аварий с участием СИМ за год выросло на 308% — до 184 случаев. А вот по количеству смертельных ДТП Петербург стал первым: за 9 месяцев погибли четверо ехавших на СИМ. Трое скончались в Краснодарском крае, в других регионах, включая Москву, — один-два погибших.
Аварии с участием СИМ, в том числе электросамокатов, в основном приходятся на молодую часть населения. Почти половина пострадавших (42%) младше 20 лет, чаще всего это молодые люди от 16 до 19 лет. Вторая крупная возрастная категория пострадавших — от 20 до 24 лет. Чаще всего такие аварии происходят на тротуарах или пешеходных зонах и на регулируемых пешеходных переходах. Больше половины ДТП (51,8%) произошли с участием СИМ, которые принадлежат фирмам, в подавляющем большинстве это сервисы краткосрочной аренды.
Нельзя не отметить, что аварийность растет параллельно с популярностью электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Общий парк кикшеринговых СИМ уже превышает 300 тысяч устройств, а количество поездок на них, по предварительным итогам сезона, выросло вдвое, составив более 200 миллионов, рассказала «Коммерсанту» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. По данным замглавы комтранса Петербурга Дмитрия Ваньчкова, только арендных электросамокатов в городе на начало октября насчитывалось около 37 тысяч. «42 тысячи устройств — это и кикшеринговых, и непосредственно частных может выдержать инфраструктура города. У нас уже 50, и рост будет кратный», — рассказал председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Алексей Цивилев.
По мнению Эрдман, впрочем, аварии происходят не столько из-за возросшего количества СИМ, сколько из-за отсутствия инфраструктуры для них. Такого же мнения придерживается сенатор РФ Андрей Клишас. «Аварийность растет не потому, что растёт использование средств индивидуальной мобильности, а по причине того, что в городах нет соответствующей инфраструктуры, её решили создавать когда-нибудь потом и скорее за счёт государства, а деньги бизнес хочет заработать сейчас за счёт здоровья и безопасности людей», — прокомментировал он статистику аварийности 1 ноября.
Вопросы аварийности и регулирования движения электросамокатов и других СИМ волнуют правоохранителей и власти не первый год. В марте 2023 года в России начали действовать поправки в ПДД, которые запретили водителям СИМ разгоняться больше 25 км/ч и определили, где им можно ездить, а где нельзя. Так, в Петербурге запретили движение электросамокатов на Адмиралтейской и Дворцовой набережных. Минтранс РФ в будущем планирует ввести новый юридический статус для владельцев электросамокатов и других СИМ. А петербургские законодатели предложили верифицировать пользователей кикшеринга через «Госуслуги».
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном