Эксперимент по взиманию курортного сбора в Петербурге начнется с января 2024 года. Отельеров зовут добровольно регистрироваться в системе, которую создаст по поручению властей Ростелеком, и тестировать обмен данными о постояльцах, чтобы с 1 апреля начать брать с них деньги. Впрочем, больших поступлений пока не ждут. Отели, вероятно, заплатят из своего кармана, а вот сдающие апартаменты частники продолжат оставаться в тени.
О том, что в Петербурге начнут тестировать систему по уплате курортного сбора, «Фонтанке» рассказал вице-губернатор Алексей Корабельников. По его словам, уже к 1 января у городских властей появится информационная система, которая будет обеспечивать обмен данными между операторами курортного сбора, то есть гостиницами, и уполномоченным органом в лице комитета по развитию туризма.
«Сейчас разработка ведется. Как раз взяли время, чтобы в первом квартале была возможность систему тестировать в пилотном режиме, а потом спокойно, когда все будут понимать, как она работает, и все научатся, уже запустить в промышленную эксплуатацию с 1 апреля», — сказал он. Снова откладывать фактическое введение сбора не планируется, отметил вице-губернатор.
Закон о курортном сборе в Петербурге вступил в силу с 1 октября 2023 года, но до 1 апреля 2024 года действует нулевая ставка. С 1 апреля размер сбора составит 100 рублей за сутки фактического проживания в отелях и гостиницах.
Участие в эксперименте будет добровольным. До конца этого года будет сформирован реестр операторов курортного сбора по заявкам ИП и юрлиц, оказывающих услуги по размещению, рассказал глава комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. Далее все операторы, попавшие в реестр, получат ключи для доступа в личные кабинеты и будут участвовать в тестировании системы. С 1 апреля подача ежемесячных отчетов станет обязательной. Комитет уже выпустил разъяснения и методические рекомендации о том, с кого взимать, а c кого не взимать сбор.
Сколько принесет городу курортный сбор?
Бюджет Петербурга рассчитывает получить 310 млн рублей дохода от введения курортного сбора в 2024 году, ранее говорила глава комитета финансов Светлана Енилина. Это меньше, чем планировалось ранее. Так, в 2019 году Александр Беглов, который занимал тогда должность врио губернатора Петербурга, заявлял, что сбор даст городскому бюджету около 1 млрд рублей дополнительных доходов. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по внутреннему туризму Сергей Ромашкин оценил возможные доходы в 400–500 млн рублей.
По словам Алексея Корабельникова, оценка в 310 млн рублей является консервативной. «Я думаю, у нас будет больше», — отметил он. Вице-губернатор напомнил, что туристы начнут платить сбор с 1 апреля, то есть размер поступлений оценивается за 9 месяцев. «Многое будет зависеть от турпотока, от того, как он будет структурирован, где будет жить турист — в гостиницах или частном секторе, будет зависеть, насколько качественно операторы будут администрировать [сбор]», — прокомментировал он.
Предполагается, что собранные с туристов деньги пойдут в специальный Фонд развития курортной инфраструктуры. Средства будут тратиться на финансирование работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории Петербурга.
Как будет администрироваться курортный сбор?
Создание информационной системы для администрирования курортного сбора обойдется в 39,9 млн рублей, следует из данных портала госзакупок. Разработкой по заданию ГКУ «Управление информационных технологий и связи» займется Ростелеком. Компания на днях стала победителем конкурса, контракт еще не заключен. По условиям, на разработку отводится 128 рабочих дней, то есть примерно шесть месяцев.
Как следует из документации, речь идет о создании подсистемы уже существующей системы «Туристский реестр Петербурга». Учетные карточки гостиниц будут формироваться на основе сведений, полученных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также на основе дополнительных полей, заполняемых в ручном режиме. Как пояснили в комитете по развитию туризма, в первую очередь реестр будет создаваться на основании заявлений самих гостиниц, а стыковка с ЕГРЮЛ и ЕГРИП нужна для проверки данных.
В личном кабинете гостиницы смогут увидеть информацию о плательщиках курортного сбора, о предстоящей к уплате и выплаченной сумме курортного сбора, в том числе частичными платежами. В ней должна быть предусмотрена опция выгрузки данных из системы учета отеля, форма уведомления о невозможности удержания курортного сбора и возможность прикреплять файлы — копию паспорта, отказ от уплаты курортного сбора от плательщика. Также в личном кабинете будет отображаться сумма начисленных и уплаченных штрафов.
У комитета по развитию туризма будет возможность выгружать из системы отчеты, строить графики и строить прогнозы на основании поданной отелями информации. Также система должна быть интегрирована с АС УАП ТОРИС, в которой содержится информация об административных правонарушениях, и единой информационно-аналитической системой бухгалтерского учета (ЕИАСБУ).
В какую итоговую сумму обойдется администрирование сбора, пока оценить сложно. Помимо разработки системы, Смольному, вероятно, понадобятся сотрудники, которые будут отвечать за техническую поддержку и загружать свои данные, а также те, кто будут вести аналитику, выявлять нарушения и наказывать нарушителей штрафами. По словам Сергея Корнеева, вопрос о дополнительных штатных единицах находится на согласовании.
Как будут вычислять тех, кто решит остаться в тени и не станет добровольно регистрироваться в реестре Смольного, пока не решено. «Вопрос сложный, но как показывает практика, такие лица выявляются по результатам мониторинга агрегаторов бронирования, по жалобам и поступающей информации», — отметил он.
Что думает бизнес?
Часть игроков по-прежнему считает введение курортного сбора несвоевременным. «Мера с курортными сборами применяется, когда поток гостей в город превышает возможности локации и несет дополнительные расходы по содержанию туристской инфраструктуры», — считает Сергей Данильченко, сооснователь и руководитель компании Hotel Advisors, специализирующейся на гостиничной рыночной аналитике и управлении доходом. Загрузка гостиниц в Петербурге впервые после пандемии достигла 81% в июле этого года. Но август до этих показателей не дотянул: общая заполняемость составила 78%. «Введение курортного сбора повлечет изменения и в количестве гостей, и в снижении выручки отелей, а как следствие — налогооблагаемой базы и налогов, и в переходе части гостей в тот сегмент рынка, где невозможно будет администрировать сбор», — говорит он.
«Курортный сбор — очередной платеж, который отель, вероятно, будет платить за гостя», — считает менеджер ROSSI Boutique Hotel&SPA Сергей Бульзов. Если в Европе к взиманию городского налога все привыкли, то русские гости в большинстве не будут считать, что этот платеж должны сделать лично они, отмечает он.
Для гостиницы главное, чтобы процесс внесения данных не был трудоемким, как это случилось с регистрацией гостей в системе миграционного учета. «Регистрация отбирает много времени у специалиста — нужно отсканировать документы, написать фамилию, сверить данные и выгрузить в систему», — комментирует Сергей Бульзов.
По его мнению, частные апартаменты вряд ли будут регистрироваться и платить сбор. «Кто был в тени, там и останется», — подчеркивает отельер. Пока также не совсем ясно, как власти будут контролировать, за всех ли гостей гостиница внесла платеж. «Возможно, поступят как ФМС: они тоже не знают, но если приходят, то снимают отчет о проживающих и смотрят, все ли стоят на регистрации. Но для этого надо создать надзорный орган, который будет иметь право ходить и проверять», — комментирует он.
«У большинства больших отелей уже существует регистрационная служба, на которую ляжет и администрирование курортного сбора. Но для средних и малых отелей, учитывая их номерной фонд и более низкую выручку, это будет большое бремя», — считает совладелец «Гельвеции» Юнис Теймурханлы. С системой миграционного учета, по его словам, по-прежнему возникают технические сложности, хотя с ней гостиницы работают уже много лет.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»