Худрук Петербургской филармонии и бывший главный дирижёр заслуженного коллектива России, Академического симфонического оркестра филармонии Юрий Темирканов скончался в Петербурге на 84-м году жизни. Он был одним из российских дирижеров мирового уровня.
Родился в 1938 году недалеко от Нальчика. Кабардинец. Лет до семи не видел ни одного музыкального инструмента. А потом в Нальчик приехал педагог-скрипач Валерий Дашков.
«Как-то он пригласил нас с братом к себе, — вспоминал Темирканов, — и спросил, хотим ли мы учиться музыке. А на Кавказе просто не принято отвечать старшему — не хочу».
В детстве хорошо рисовал и позже рассказывал, что если бы не стал дирижером, то обязательно был художником. Про него говорили, что он умеет видеть музыку, которой дирижирует.
Любимый ученик профессора Ильи Мусина, который воспитал всех главных дирижеров современности от Валерия Гергиева до Теодора Курентзиса. Признавался, что в юности жаждал наград, званий и славы.
В 1965 году стал штатным дирижером МАЛЕГОТа (ныне — Михайловский театр).
По легенде, в 1968 году 29-летний Юрий Темирканов, только что назначенный худруком первого филармонического оркестра, явился на одну из первых репетиций на площади Искусств в идеально сидящем костюме из голубого денима. Джинсы в храме музыки — мощная по тем временам заявка на независимость.
В 1966 году Темирканов получил Первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров.
В 1976-м назначен худруком Мариинского — в те годы Кировского — театра. Его эпоха в Мариинке ассоциируется в первую очередь с его режиссерскими опытами: «Евгением Онегиным» 1982 года и «Пиковой дамой», поставленной двумя годами позже. Обе постановки стали «репертуарными долгожителями». С оркестром Кировского театра в 1987-м Темирканов выступал в Лондоне. Исполняли оперы «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
В 1988-м, после смерти Евгения Мравинского, назначен худруком Петербургской филармонии, возглавлял ее первый оркестр почти 35 лет. В разные годы — приглашенный дирижер Большого театра, постоянный дирижёр лондонского Королевского филармонического оркестра и Филадельфийского оркестра, главный приглашённый дирижёр лондонского Королевского симфонического оркестра, оркестра Дрезденской филармонии, оркестра Датского радио, Балтиморского симфонического оркестра.
Говорил, что только после пятидесяти лет понял, зачем нужен дирижер: «Для того, чтобы заставить оркестр играть не ноты, а то, что за нотами».
На Западе его считали «русским Тосканини». Поэт Андрей Вознесенский называл его «термоядерным дирижером». Ростропович написал о нем эссе «Душевный, легкий, замечательный». А Евгений Колобов шутя сказал: когда на сцену выходит такой человек, то кажется, что он может вообще не дирижировать, потому что его аура сама по себе оказывает магнетическое воздействие на зал.
Темирканов говорил, что женщина не может быть дирижером («Суть дирижерской профессии — сила. А суть женщины — слабость»), а маленьким детям нечего делать на сцене — она их портит. После скандала с «Тангейзером» в Новосибирской опере в 2015 году заявил, что в театрах должна быть «справедливая цензура», а панибратское обращение с великой музыкой и литературой происходит от недостатка культуры.
Мечтал продирижировать всего Малера. Из современных писателей любил Нагибина и Солженицына.
Так и не написал автобиографию, хотя его часто просили об этом. Темирканов отвечал: «Для того чтобы написать книгу о себе, нужно о себе быть очень хорошего мнения. А мне этого не хватает».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»