Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Как Музей политической истории в Петербурге возглавил бывший сотрудник госбезопасности

Как Музей политической истории в Петербурге возглавил бывший сотрудник госбезопасности

27 637
Источник:

В ближайшие дни у Музея политической истории России появится новый руководитель. Это Сергей Рыбаков — бывший сенатор, бывший военный, бывший сотрудник администрации президента и ФСБ. Именно этот послужной список смущает музейное сообщество, а ещё процедура увольнения прошлого директора — без объяснений и одним днём.

Руководившая почти год Музеем политической истории Петербурга Елена Лысенко в 20-х числах октября ездила в Москву отчитываться о том, какие выставки планирует музей на будущий год. На сайте Минкульта 23 октября сообщили, что в числе прочего была запланирована выставка «Народы грозно встанут как один» — о том, как разные национальности защищали Ленинград во время блокады. В честь 75-летия дипломатических отношений с КНР собирались провести выставку «Великий путь» о Китайско-Восточной железной дороге — там будут художественные агитационные плакаты и вещи Николая II. Кроме того, день рождения Крупской решили отпраздновать выставкой «Надежда. Любовь и революция…». Ничто не предвещало того, что через неделю Лысенко уволят. Как вспоминают сотрудники музея, из Москвы она вернулась довольной: планы утвердили и похвалили.

Елена Лысенко руководила музеем последний год. Бóльшую часть этого времени она была врио. 1 сентября с ней подписали контракт на три года. В музее же она проработала 20 лет. «Она и кандидат исторических наук, и была лучшим экскурсоводом. Я готовил 10 лет её к тому, чтобы она могла быть директором», — вспоминает её предшественник Евгений Артёмов. По его словам, накануне Елену вызвали в Москву и поставили перед фактом — в музее появится другой директор. «На вопросы почему, ей ответили, что так надо. И на вопрос, кто будет вместо неё, ответили, что хороший человек. Можно ли сейчас так поступать с кадрами? Проработав в музее 20 лет, сегодня она оказалась на улице», — недоумевает Артёмов.

На следующий день музейщикам стало известно, что «хороший человек» — это Сергей Рыбаков. Сам он из Владимирской области, получил военное образование, в том числе учился в Ленинградском высшем военно-политическом училище по специальности учитель истории и обществоведения. В 1996–2001 годах работал в органах госбезопасности. В 2001 году был востребован в администрации президента. В 2003 году его назначили на должность советника министра обороны России по связям с общественностью и средствами массовой информации. В 2012 году он стал главным федеральным инспектором по Владимирской области, затем — первым заместителем губернатора там же. На следующий год выиграл выборы в Законодательное собрание Владимирской области и был делегирован в Совет Федерации.

Во Владимирской области, судя по иногда ироничным публикациям местных медиа, Рыбакова любили не все. Присматривались к нему ещё и потому, что думали, что он пойдёт на губернаторские выборы. Однако вместо этого Рыбакова весной 2021 года неожиданно назначили директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Для этого уволили бывшего руководителя Светлану Мельникову. За неё даже вступалось музейное сообщество, но тщетно. Впрочем, в заповеднике Рыбаков и сам проработал недолго — на его место в 2022 году прислали московскую чиновницу Екатерину Проничеву, до этого трудившуюся председателем комитета по туризму столицы и директором ВДНХ. Рыбакова же отправили в Петербург на должность замдиректора в городском музее Пушкина.

Должность директора Музея политической истории в Петербурге «расторговывали» почти год — одним из претендентов называли Александра Воронко, бывшего чиновника комитета по культуре, работавшего затем в Министерстве культуры. «Весной со своего поста в Минкульте ушла Алла Манилова, в прошлом петербургский вице-губернатор, хорошая знакомая Валентины Матвиенко, видимо, как раз тогда Воронко и проиграл битву за должность директора», — рассуждает собеседник «Фонтанки» в Смольном. Воронко, пока ожидал назначения, работал замдиректора музея. И в музейном сообществе ждали, хоть и напряжённо, что он рано или поздно может стать директором. А Рыбакова не ждали.

«Таких музеев, как у нас, в Петербурге всего два. Музей истории религии и Музей политической истории, — говорит бывший директор Евгений Артёмов. — Это идеологические музеи. От того, какие сигналы музей посылает обществу, очень зависит его, общества, настроение. Здесь сложно руководить, чтобы не свалиться ни в одну из сторон, при этом остаться объективным историком и понимать одновременно, что ты представляешь государственный музей. Это очень тонкая грань. Мы это всё чувствовали на себе. Понимает ли это чиновник?»

Артёмов входит в президиум Ассоциации музеев России — туда он написал сразу после того, как узнал о назначении Рыбакова: «Это наглость, это беспредел! Спросил, оставим ли мы и в этот раз историю без реакции? Я доложил через дирекцию об этом директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому — он сначала не поверил». По словам Артёмова, в итоге увольнение Лысенко решили обсудить на собрании 15 ноября: «В повестке уже стоял вопрос о бережном отношении к руководящим кадрам музеев. За последнее время 5–6 директоров так освободили места чиновникам. И ладно бы, если б чиновники были специалистами музейными!»

Советник президента Ассоциации музеев России Иван Корнеев подтвердил «Фонтанке», что на заседании планируется обсуждать этот вопрос. «Мы были ошарашены, — добавил он. — Но с юридической точки зрения ничего не нарушено, только с моральной».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
104
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5