От Колпино до Прометея. Предвыборные 5 млрд рублей на благоустройство дворов и детских площадок нарежут среди фаворитов.
Комиссия проекта «Петербургские дворы» в Петербурге рассмотрела почти 300 заявок от городских муниципалов, которые рассчитывали оторвать кусок от 5-миллиардного предвыборного пирога. Лидеры известны, но деньги достанутся не всем.
О программе «Петербургские дворы» «Фонтанка» подробно рассказывала год назад, когда его впервые запустили. Это еще один способ довести до муниципалитетов деньги городского значения — помимо обычно распределяемых дотаций «на выравнивание бюджетной обеспеченности», субсидий на опеку детей, субвенции на составление административных протоколов, отчислений на уборку территорий, субсидий на благоустройство. В программу тогда упаковали миллиард: звучит солидно, но более чем на сотню муниципальных образований разбегается, как песок сквозь пальцы. Да еще и побороться надо: комиссия комблага проводит настоящий кастинг проектов, а потом все это еще проходит сквозь сито комитета финансов.
Теперь программа выросла почти в 5 раз, до 4,75 млрд — именно такую субсидию распределят в 2024 году. Бороться стало интересно, в районах наметилось явное оживление. «Фонтанка» рассказывала, что муниципалов обзванивали, просили хоть что-то подать на кастинг, чтобы и заявки дотянулись до этой суммы, ведь странно не брать, если дают. Но это не просто пальцем показать, мол, здесь хочу песочницу и батут; каждая заявка — по сути, проект.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Протокол был подписан на прошлой неделе. Судя по нему, подавались не все, только 85 муниципалитетов, но зато от каждого — по несколько адресов, всего 293 предложения. Комиссия расставила оценки по своей методике. В элитную группу с 890 баллами попали 4 двора: ул. Брянцева, 10 (МО Прометей), территория между бульваром Трудящихся, ул. Веры Слуцкой и Заводским проспектом (МО Колпино), пересечение Западной и Северной улиц у Сестрорецкого шоссе (МО Белоостров), и ул. Шелгунова, 6 (МО Обуховский). Буквально немного от них отстали МО Репино с благоустройством на Приморском шоссе, МО Горелово (ул. Коммунаров), МО Пискаревка (Кондратьевский проспект) и МО Металлострой (ул. Максима Горького). Полный список в порядке убывания баллов — ниже.
В подвале таблицы, что бросается в глаза — сплошь ямочный ремонт и асфальтирование внутриквартальных проездов. Вряд ли это зависит от качества заявки — инженерной работы здесь немного. Но еще несколько месяцев назад один из муниципалов рассказывал «Фонтанке», что подавал проект по асфальтированию и его не приняли. Объяснял так: «Нужны только красивые проекты типа детских и спортивных площадок. Открывать их будут массово летом будущего года — аккурат перед выборами, муниципальными и губернаторскими».
Главная загадка — как теперь по этому списку разбегутся почти 5 млрд рублей, никаких пояснений к протоколу нет. Ответственные ведомства переадресовали вопрос друг другу.
«Комитет по благоустройству на основании результатов конкурса и соответствующей методики распределения субсидий формирует итоговый список ко второму чтению проекта бюджета», — сообщили «Фонтанке» в комитете финансов.
«Распределение субсидий осуществляется комитетом финансов и будет отражено в законе о бюджете Санкт-Петербурга на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов», — в тон ответил комблаг. Вот и поговорили. Разве что уточнили: из 4,741 млрд рублей на благоустройство пойдет 2,820 млрд, на озеленение — 1,921 млрд.
Один из членов комиссии — глава совета муниципальных образований Всеволод Беликов — подтвердил предположение корреспондента: комфин должен фактически идти по списку победителей сверху вниз до тех пор, пока на ком-то не закончатся деньги. Но не все так просто.
По словам Беликова, из перечня, вне зависимости от оценки, точно выпадут территории, которые новым законом включат в зеленые насаждения общего пользования. Долгожданные изменения в закон о ЗНОП все никак не могут внести в ЗакС, он до сих пор бродит по инстанциям.
Кроме того, у комфина есть собственные регламенты согласования, которым некоторые адреса могут не соответствовать. К тому же, на субсидию не могут претендовать муниципалитеты, которые направляют на собственное содержание больше положенного норматива. Обычно они знают за собой это и просто не подаются на конкурсы, но не исключены и другие случаи.
Общая стоимость работ по всем адресам, по словам Беликова, — около 7 млрд рублей. Можно было бы сказать, что деньги не получит каждый третий, но это не так: стоимость заявок может различаться в несколько раз.
Глава округа № 72 Павел Швец в разговоре с «Фонтанкой» рассказал и о политическом факторе. Дело не только в том, что обе его заявки по Софийской улице оказались в третьей сотне. «Проект Софийская, 40 год назад на этом конкурсе получил 680 баллов, а сейчас 600. Как такое может происходить, если критерии оценки не изменились? — удивляется он. — Мы разбили проект на 2 этапа. Из-за его дороговизны. Первый реализовали в 2023, а второй, всё идёт к тому, мы не сможем реализовать, если не получим субсидию. И это при рекордном выделении средств в 2024 году — 4,75 миллиардов». По его словам, Швец несколько раз писал профильным вице-губернаторам, что процесс принятия решений на конкурсе надо сделать более прозрачным.
Напомним, субсидия из городского бюджета, по сути, заменила собой депутатскую поправку, которую фактически упразднили. После этого у муниципалитетов не осталось возможности играть в самостоятельность и без помощи исполнительной власти облагораживать и реконструировать свои дворы и площадки. С другой стороны, говорит Швец, это было реакцией городской администрации, которая устала убеждать муниципалов заниматься благоустройством, пока деньги утекали на собственное содержание, праздники и на покупку билетов.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»