В идеальных новых ПДД для электросамокатов будет предусмотрена категория прав, появится отдельная глава про летающие автомобили, беспилотникам пропишут меры ответственности, а из классических сигналов регулировщика останется только один.
Автор идеи переписать ПДД простым языком и привести в соответствие с современностью — член Общественной палаты Александр Холодов в начале ноября задал президенту вопрос о новых правилах. И спустя несколько часов уже сидел перед главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым. О том, что вышло из этой встречи, где в Петербурге 90% водителей нарушают ПДД и отличаются ли хорошие ПДД от «понятий», Александр Холодов рассказал «Фонтанке».
— Удалось ли на встрече с Колокольцевым договориться о чем-то конкретном? На видеозаписи в новостных каналах у него было очень довольное лицо. А у тебя — не очень.
— На мой взгляд, никакой конкретики пока нет. Результата вроде «уже завтра мы запускаем процесс» я, к сожалению, не увидел. Наверное, наивно ожидать, что такие глобальные вопросы будут решаться сразу. Но обычно после встречи с членами Общественной палаты президент Владимир Путин дает ряд поручений. И я очень надеюсь, что после этой беседы такие поручения будут даны относительно создания новых ПДД. Не только главе МВД Владимиру Колокольцеву, но и, возможно, Минтрансу или зампреду правительства Марату Хуснуллину. И тогда это будет не просто разговор, а уже закрепленный в документе реальный старт.
Но разговор с Колокольцевым в любом случае был полезен, потому что у меня появилась возможность донести до министра свою позицию. И, как мне кажется, я был услышан.
— Общественная палата работает над изменением ПДД не первый год. Когда начали собирать предложения по новым правилам движения?
— Два года назад, с 1 января 2022 года, правительство запретило вносить поправки в правила дорожного движения. Не то чтобы был какой-то умысел, просто ПДД попали в список документов, которые теперь можно исправлять только путем полного переиздания. Действующие сегодня правила были изданы в 1993 году и корректировались уже более 50 раз. Иногда изменения вносились семь раз за один год. Когда Путин спросил, для чего все это, я ответил, что на ПДД уже как на газету можно подписываться. Те водители, кто сдавал экзамены 20 лет назад, о многих изменениях или поправках толком не знают. Даже те, кто сдал экзамен два месяца назад, сегодня тест могут уже не пройти: слишком сложный текст, слишком много нюансов и откровенных глупостей в правилах.
— Но про электросамокаты же поправки внесли.
— С электросамокатами надо было что-то делать срочно, и в ПДД внесли временные поправки до 2029 года. И все вроде успокоились: если что, можно другие временные поправки добавить, а потом продлить их действие. Но не успокоилась Общественная палата. Понимая, что рано или поздно все-таки дойдет дело до нормального нового текста ПДД, мы начали его готовить. Собрали запросы. Основной — на простоту и понятность текста правил.
— Больше всего, наверное, жалоб в этом смысле было на описание сигналов регулировщика? Все же текст вроде знают, а на месте попробуй сориентируйся, что там можно делать у него со стороны груди, спины или правого бока.
— Вот на это, кстати, никто не жалуется. Потому что на дороге этим никто никогда не пользуется: все выучили, сдали и забыли. Сами инспекторы тоже это в свое время сдали и забыли.
— Они обычно интуитивно понятными жестами пользуются или громкими и доходчивыми словами.
— Значит, надо прописать в правилах, что жесты регулировщика должны быть понятны водителю. И, наверное, этой трактовки достаточно. Ну и прописать один жест: рука, поднятая вверх, означает «остановиться». В ходе обсуждения была высказана, на первый взгляд, сумасшедшая идея: давайте напишем отдельные ПДД для велосипедистов, отдельные — для пешеходов. Сначала все над этим посмеялись. Но потом из этой идеи родилась другая: переписать структуру всего документа от простого к сложному. То есть чтобы первая глава касалась пешеходов. Вторая — уже для тех, кто на роликовых коньках едет или другом индивидуальном средстве передвижения без мотора. На обычном самокате или велосипеде, например. И уже может выезжать на дорогу общего пользования. Третья глава — для электросамокатов, электровелосипедов. Для всего, где уже есть двигатель, но мощности недостаточно, чтобы считать это средство передвижения мотоциклом. Условно говоря, если ребенок читает такие ПДД, ему достаточно выучить первую главу. А если ты ребенку покупаешь ролики, пусть учит еще две страницы.
Общественная палата собрала и обсудила все предложения, которые касаются пешеходов, и подготовила черновик нового документа. Эта «нулевая версия» первой главы о пешеходах доступна на сайте Общественной палаты. В нее мы включили даже то, что вызывало сомнения. Например, запрет для пешеходов выходить на дорогу в нетрезвом виде или обязательное правостороннее движение для пешеходов по тротуару. Всё это еще будет обсуждаться. Я надеюсь, что мы перейдем, наконец, от пешеходов к видам транспорта. Но когда такие вещи делаются на общественных началах в свободное от основной работы время, процесс идет очень медленно. И к нему не подключаются ученые, ГИБДД, Минтранс. И это всё можно затянуть до 2029 года. А вот если будет соответствующее поручение президента, есть надежда, что документ будет готов значительно раньше и разработан качественнее.
— Ты сказал, в действующих ПДД есть откровенные глупости. Это какие?
— Например, у нас есть дорога, где с двух полос можно поворачивать направо. Обычно со второй полосы движение разрешено прямо и направо, а с крайней правой — только направо. А теперь представим: по крайней правой полосе едет автобус. И едет прямо. Почему? Потому что, согласно ПДД, когда он идет по маршруту, он имеет право отступать от требования поворачивать направо. Одновременно с автобусом со второго ряда поворачивает направо водитель на легковом автомобиле. Они сталкиваются. Но при этом ни один из них не нарушил правила.
Еще один пример: автобусная остановка. Если нет разметки, но стоит знак-аншлаг синего цвета, то от него на расстоянии 15 метров в обе стороны нельзя парковать машину. Вроде бы понятно. И вдруг городские службы наносят рядом с остановкой желтую линию разметки «зигзаг». И теперь машину нельзя ставить на расстоянии 15 метров от «зигзага». У меня вопрос: ребята, вам краски жалко? Почему нельзя полностью разметить место, где нельзя парковаться? Чтобы водитель не бегал с рулеткой, отмеряя 15 метров, потому что на расстоянии в 14,95 метра его уже могут эвакуировать. На глаз такое расстояние с точностью не определишь.
И таких «дыр» в ПДД много. Нет внятной границы между понятием «средство индивидуальной мобильности» и «мопед». Есть описание СИМ, но в нем нет ни слова про мощность. А если у электросамоката мощность, как у мотоцикла, это все еще СИМ или уже мопед?
С пьяными пешеходами тоже ситуация прямо-таки идиотская. Например, в соответствии с ПДД, пьяному запрещено управлять автомобилем. А в КоАП прописано наказание за это нарушение. В ПДД прописан запрет выезжать на встречку на дороге, где четыре полосы движения. Выехал — в КоАП прописано наказание за это. То есть запреты устанавливает один документ, а наказания — другой. Иногда встречаются запреты без наказаний. Например, по ПДД нельзя садиться за руль в утомленном состоянии. Но наказания за это в КоАП не прописано. А что касается пьяных пешеходов, ситуация обратная. Есть статья 20.21 КоАП РФ — появление в общественных местах в состоянии опьянения, за это предусмотрен штраф или административный арест. То есть наказание есть. А какой документ запрещает человеку в пьяном виде находиться на улице? Никакой. Поэтому есть предложение такой запрет прописать в ПДД. Никто не говорит, что после стопки нельзя на улицу выходить. Но если человек уже в таком состоянии, что переползает дорогу на карачках, нужно хотя бы законное основание запретить ему выходить на дорогу. Еще пример: по Невскому проспекту все пешеходы идут, придерживаясь правой стороны.
— Это интуитивное и добровольное решение каждого отдельного пешехода.
— Да, потому что никто не хочет столкнуться лбами в плотном потоке. Так давайте пропишем правостороннее движение на тротуаре в правилах. Сейчас это получается чисто по понятиям. А чтобы не было нарушений, нужны правила. Речь не идет о введении немедленной ответственности. Но если человек в час пик упорно лезет туда, где он всем мешает, наверное, надо его предостеречь от таких действий.
— У водителей на дороге ведь многие вещи происходят «по понятиям», а не по правилам. Бывает же так, что человек едет в потоке, вроде ничего не нарушает, но ему все сигналят при обгоне. Может, такие «понятия» тоже пора превратить в правила?
— Правила дорожного движения как документ родились именно из таких «понятий». В прошлом веке извозчики как-то договорились между собой, чтобы кареты не мешали друг другу. А позже появился текст, который эти понятия закрепил, уже после Великой Отечественной войны. До этого были только временные нормы передвижения по Москве, например. Первый светофор появился в Петербурге на углу Невского и Литейного. И сначала зеленый сигнал был сверху, а красный — снизу. Потом уже перевернули и закрепили значение сигналов в ПДД, а сначала просто поставили, чтобы людям удобно было. То есть закрепили понятия в виде правил. И сейчас тоже некоторые понятия пора закрепить. Например, запретить пешеходам резко менять траекторию движения на тротуаре, потому что по нему уже вовсю гоняют самокатчики. Понятно, что если сегодня такие правила написать, уже завтра никто так делать не начнет. Но об этом будут рассказывать школьникам, писать в новостях, лет через пять люди начнут применять эти правила на практике, а через двадцать — новое поколение уже приучится передвигаться по тротуару нормально.
Сегодня для водителей есть рекомендация передвигаться со скоростью потока. Но обязательного требования нет. Если водитель движется по крайней левой полосе на КАДе со скоростью в восемьдесят километров в час на ТС, которое может развивать скорость свыше 100 километров, он не нарушает правила, но поступает не по понятиям. Нервирует остальных водителей и создает аварийную ситуацию, когда они его обгоняют. Интересно, что, например, в Германии есть правило: автомобили в правом ряду не могут двигаться быстрее, чем автомобили в левом ряду магистрали. В случае аварийной ситуации — лось на дороге или ДТП — водитель всегда может резко принять вправо. Там, если все соблюдают правила, никто не влетит в него сзади. У нас когда-то похожую функцию выполнял запрет на обгон справа. Но теперь обгоном считается только маневр с выездом на встречную полосу, и это правило не действует.
— В городе есть места, где аварии постоянно происходят из-за несовершенства ПДД?
— Девяносто процентов водителей нарушают правила на круговом движении на шоссе Революции и на проспекте Энергетиков. Мы об этом и видеоролики снимали, и пару знаков там поставили, но все равно машины постоянно бьются. Дело в том, что там на пешеходном переходе висит светофор, и все думают, что светофор для водителей. А он для пешеходов, обозначает, в какой момент людей надо пропускать. При этом сама площадь не регулируемая всегда. То есть там кто на круге — тот и главный. Но водители, которые едут на зеленый сигнал светофора, считают, что главные — они. Возможно, в новых правилах имеет смысл запретить какое-либо регулирование движения на круге, кроме правила приоритета тех, кто уже выехал на круг. А пешеходные светофоры ставить до кругового движения, заранее. А сейчас девять из десяти водителей на шоссе Революции просто тупят на круге. Даже автобусы, которые там по двадцать раз в день ездят по маршруту.
— Это специфика Петербурга, в других регионах, наверное, другие сложности?
— Из Приморского края, например, поступила просьба изображать на знаках, предупреждающих о диких животных на дороге, тигра, а не оленя. На оленя местные водители не реагируют.
При этом в новых ПДД мы должны сохранить обязательно нормы, которые соответствуют международной Венской конвенции о дорожном движении. Это достаточно простые нормы: запрет выезда на встречку, возраст водителя и так далее.
Еще повсеместно, не только в Петербурге, есть проблемы с разметкой. У нас вся страна фактически раскрашена разметкой, которой нет в ПДД. Например, в Петербурге на проспекте Ударников двойная сплошная линия прерывается пунктирной разметкой 1.5. А в ПДД написано, что такой вид разметки применяется только на перекрестках. Теоретически, если водитель там столкнется с автомобилем, пересекающим эту разметку, он может сослаться на то, что не ожидал там маневров, потому что увидел, что разметки, которая там нанесена, согласно правилам не существует. Может быть, это дефект асфальта. Я, конечно, утрирую, но разметка должна быть везде одинаковая. А вот правила для некоторых местностей можно и изменить. Например, если есть сельская дорога шириной в 20 метров, чтобы там два комбайна на посевной могли разъехаться, формально — дорога с четырьмя полосами движения. Значит, там запрещен выезд на встречку. А как быть, если там яма на яме и надо объезжать? Возможно, там надо и разрешить выезд на встречную полосу при условии, например, что в зоне видимости нет другого транспортного средства, а твоя скорость — не больше 15 километров в час.
— Роботов-доставщиков на сельских дорогах нет, но в правила их предлагают внести. Что именно надо дописать в ПДД о роботах?
— Эти нормы должны касаться не только роботов-доставщиков, но и беспилотных такси и грузовиков. Сейчас такие грузовики ездят по складам организаций, но не могут выезжать на дороги общего пользования без водителя в соответствии с действующими ПДД. В Москве и Казани тестируются такси без водителя, но у них та же проблема. В новых ПДД надо как минимум прописать, кто будет нести ответственность в случае ДТП. Давайте пропишем обязанность компаний, которые выпускают беспилотные ТС на дороги. Кто должен выставить знак аварийной остановки в случае поломки, например? А если у беспилотного доставщика сядет батарейка прямо на пешеходном переходе, и, пытаясь избежать столкновения, обычный водитель выскочит на тротуар, объезжая его, и собьет там двадцать человек, кто будет отвечать?
— Временные правила, касающиеся электросамокатов, кстати, нормально сформулированы?
— Нет, конечно. Но у меня по поводу электросамокатов есть особое мнение.
— Что их вообще не должно быть?
— Что для них должна быть категория прав «М». И возможность получить ее не раньше 16 лет. Человек не встанет на самокат пьяным, потому что не захочет рисковать правами на все остальные виды транспорта. И с инфраструктурой, конечно, надо будет разбираться. Вот в Екатеринбурге взяли и расчертили разметкой все тротуары. И вот ты стоишь на таком тротуаре, а под ногами — красная линия. И совершенно не понятно, что она означает и с какой стороны от нее безопасно ходить.
— Если новые ПДД будут приняты, всем, кто получал права раньше, придется заново сдавать экзамен по теории?
— Думаю, что принципиальных изменений в новых ПДД не будет. На красный свет дорогу переходить никто не разрешит. А о новшествах водителей и пешеходов можно уведомить через СМИ. Правило «кто на круге — тот и главный» ты ведь не в свежем выпуске ПДД прочитала, а в новостях. Но это всё касается правил, которые есть на сегодняшний день. А есть еще правила, которые надо прописать с учетом дня завтрашнего.
— Про фантастический транспорт будущего, что ли?
— Это все еще вызывает смех, а зря. Китай, например, уже показал прототип летающей машины, которая держится в воздухе 26 минут. Спокойно может перелететь Неву.
— Ну, это у них машины летают, у нас бы ездили нормально — уже спасибо.
— Если у них уже летает прототип, значит, лет через пять-десять такие транспортные средства появятся и у нас. Понятно, что сначала их будет очень мало. Но из-за отсутствия регулирования в ПДД их владельцы смогут передвигаться на таких летающих автомобилях только на своем приусадебном участке, где проводов нет. Поэтому, наверное, уже пора хотя бы ввести главу про летающие транспортные средства и прописать, например, что взлетающий уступает дорогу тем, кто уже летит.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»