Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Минздрав предупреждал. Российские табачные фабрики уронили производство

Минздрав предупреждал. Российские табачные фабрики уронили производство

35 466

Табачные фабрики под конец 2023 года сократили производство профильной продукции. Как следует из данных Росстата за сентябрь, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года индекс производства табачных изделий составил 82%, то есть падение на 18%.

Стоит отметить, что и в целом 2023 год для производителей табака не был блистательным: в январе — феврале год к году показатели просели до 84,3% и 91,4 соответственно, в августе текущего года по отношению к предыдущему индекс производства снизился до 85,5 %. Учитывая относительно удачные летние месяцы (совокупные 115% во втором квартале относительно аналогичного периода прошлого года), показатель за три квартала текущего года относительно предыдущего выглядит неплохо — 97,9%, но осенняя тенденция к падению заставляет задуматься — а дальше-то чего ждать?

Если рассмотреть деятельность производителей табака более детально, все неоднозначно, причем тенденция к падению заложена уже в минувшем году. Правда, не у всех.

Лидер табачного рынка British American Tobacco plc, представленный на рынке Петербурга компанией АО «БАТ-СПБ», чувствует себя вполне сносно. Из года в год, начиная с 2020-го, команда ударными темпами наращивает выручку по 4 миллиарда в год. По итогу 2022-го производитель нарастил обороты до 42,7 миллиарда рублей. Удалось поднять на 500 млн и чистую прибыль: 1,7 млрд годом ранее и 2,2 млрд в 2022-м.

Держится бодрячком и АО «Филип Моррис Ижора», в сравнении с 2021-м в 2022 году они нарастили выручку на 10 миллиардов и закрыли год с оборотом 140 млрд рублей. Чистую прибыль и вовсе удалось увеличить на 15 млрд — с 33,4 млрд годом ранее до 48,2 млрд в 2022-м. Вот с чем зато не задалось у «Филип Моррис Ижора», так это с дивидендами за минувший год: в сравнении с 2021-м между владельцами акций прибыли распределили почти в 400 раз меньше: в 2021-м было выплачено 15 миллиардов, тогда как в 2022-м акционерам достались лишь жалкие 38 миллионов рублей.

А вот представители Japan Tobacco International уступают коллегам по цеху в успехах. ООО «Петро» по итогам 2022 года просело на 2 миллиарда рублей (с 57,4 млрд до 55,8) по выручке и закончило год убытками в 1,4 миллиарда, хотя годом ранее продемонстрировал 7,4 млрд чистой прибыли. Потеряло 1,4 миллиарда выручки за 2022 год и ООО «Крес Нева» (6,4 млрд в текущем году против 7,8 млрд годом ранее). И здесь по итогам минувшего года тоже убытки в 1,2 млрд вместо прошлогодней прибыли в 335 млн рублей. Стоит отметить, что в 2022 году ООО «Петро» мужественно выплатило акционерам дивиденды, нарастив сумму за год на 0,9 миллиарда, до показателя 3,7. «Крес Нева» от этой затеи в 2022 году вовсе отказался.

Сжали кулачки и держимся

Philip Morris International Inc. в этом году пришлось в России несладко. В отчете за три прошедших квартала, опубликованном на официальном сайте производителя, компания жалуется на то, как трудно ей приходится и почему она не может уйти с российского рынка.

«PMI постоянно оценивает развитие ситуации в России. Сюда входят недавние нормативные ограничения на рынок, влекущие за собой очень сложные условия, которые должны быть соблюдены для того, чтобы любая сделка по продаже активов получила одобрение властей, а также ограничения, вытекающие из международных правил», — пишет компания в своем отчете.

Нельзя сбрасывать со счетов и новый российский законопроект о «налоге на сверхприбыль», по которому 10% от суммы превышения средней прибыли подлежит уплате в бюджет. Если отталкиваться от финансовых показателей «Филип Моррис Ижора», получается кругленькая сумма в 3,5 миллиарда рублей.

В той же отчетности за 9 месяцев говорится о том, что в 2023 году совокупные активы российских подразделений PMI составляли около 2,4 миллиарда долларов США, из которых примерно 0,7 млрд долларов США составляют денежные средства и их эквиваленты, выраженные в основном в рублях. Нетрудно подсчитать, что стоимость всех активов компании в России превышает сумму налога на сверхприбыль в 63 раза. Много это или мало, судить высшему эшелону менеджмента в PMI, но вопрос ухода из России, по крайней мере в отчете за три квартала, пока не обозначали. Более того, там же отметили, что весь табачный рынок в России за 9 месяцев упал на 3%, а доля PMI даже выросла с 30,9 до 31,7%.

Разорюсь, но курить не брошу

Причин, подкосивших производителей табака, эксперты называют несколько, и едва ли не главная из них, по версии «Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», — контрафактный табак. В этом году из нелегального оборота изъяли более 21 млн пачек сигарет, за I полугодие 2023 года бюджет страны уже потерял около 46 млрд рублей, хотя представители отрасли считают, что сумма гораздо больше. По оценкам экспертов, две трети нелегального оборота сигарет, который оценивается почти в 14% рынка, поступает в Россию из стран Евразийского экономического союза, причем львиная доля имеет белорусские корни.

Тренд на контрафакт очевиден: по данным Росстата, за 9 месяцев 2023 года среднестатистическая пачка сигарет подорожала на 7 рублей и в октябре этого года обходилась потребителю в 170. С начала СВО цены на сигареты поднялись на 30 рублей, а за 3 года — в 1,7 раза.

И хотя Европа яростно борется с курением и, чтобы к 2050 году сократить число курильщиков до 5%, с 2025 года даже запретит продавать сигареты в супермаркетах, россияне, столкнувшись с трудностями, намерены идти другим путем. При росте цен на сигареты еще на 30% переключиться на контрафакт готовы 66% курильщиков, поскольку минимальная цена на подделку не превышает 120 рублей.

Не готовы комментировать

Немудрено, что производители табака делают ставку на российских курильщиков. С марта прошлого года JTI приостановила новые инвестиции и дополнительную маркетинговую активность в России, несмотря на финансовые результаты. При этом компания тем не менее намерена свой бизнес у нас продолжать. Чтобы «не лишать потребителя привычного продукта», прокомментировал решение топ-менеджмента директор по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI Россия Сергей Глушков. Но ждать от компании устройств для нагревания табака нового поколения на российском рынке, сказали в компании, все же не стоит.

Еще одна причина спада табачного производства в России — наводнившие рынок электронные сигареты. К примеру, все у того же «Филип Моррис Ижора», как следует из данных на сайте, за 9 месяцев текущего года 36,2 % общей чистой выручки приходилось на бездымную продукцию. Но и здесь клиентов, не стесняясь, у официалов уводят производители вейпов и те же самые нелицензированные китайские подделки.

Впрочем, жаловаться «Фонтанке» на свою судьбу петербургские производители табака не стали.

— Обсудил с коллегами — не разглашаем объемы своего производства и не готовы комментировать их, — ответили на запрос издания в БАТ. Остальные и вовсе не удостоили ответом.

Но если не успел перестроиться и по старинке надеешься выплыть только на сигаретах, дело твое — табак. Да и в целом Минздрав предупреждает.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
127
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях