Петербург стремительно меняется на наших глазах. Но успеваем ли мы это заметить? Вместе с премией «Строитель года», которая проводится уже 20 лет, вспоминаем, как наш город выглядел без масштабных проектов последних десятилетий. Сравнивая фотографии, вы убедитесь: разница большая.
И напоминаем: вы можете проголосовать за лучшие строительные объекты здесь. Сделать выбор можно до 19 ноября.
ЗСД
Идея строительства дороги, связывающей северо-западные и центральные районы Петербурга, появилась еще в середине XX века. Она даже была закреплена в Генеральном плане Ленинграда. В 1996 году комитет по градостроительству и архитектуре разработал проект, а в 2000-м распоряжением губернатора была утверждена трасса ЗСД. Пожалуй, именно этот год можно назвать точкой отсчета стратегического городского проекта.
Больше половины магистрали длиной 46,6 км проходит по эстакадам. Они, как и мосты, спроектированы так, чтобы не нарушать привычные панорамные виды Петербурга. Хотя снимки с ЗСД добавили городу новых эффектных ракурсов.
Скорость движения по Западному скоростному диаметру составляет 110 км час. Автоматическая система управления определяет потенциально опасные участки за счет оценки интенсивности движения, состояния дорожного покрытия, метеорологических прогнозов и оценки вероятного развития текущей ситуации. Но самое главное: от поселка Белоостров на севере до Кольцевой автодороги на юге можно добраться за 33 минуты!
Лахта центр
Самый высокий небоскреб в Европе и… самая большая новогодняя елка в Петербурге. Да, речь про Лахта Центр, — не только драйвер развития деловой жизни города, но и постоянный генератор инфоповодов: то новой подсветкой удивит, то потрясающие кадры с высоты птичьего полета «покажет».
462-метровая башня могла бы появиться на Охте, но после долгой дискуссии «переехала» в Приморский район. Строительство началось в 2012 году и завершилось в 2018-м. За это время башня успела попасть в книгу рекордов Гиннесса за 49 часов непрерывного бетонирования. Петербургский небоскреб оказался выше московской «Федерации» на 88 метров! Можно только представить, какие виды будут открываться со смотровой площадки делового центра.
В августе 2023-го в соцсетях была опубликована фотография встречи главы «Газпрома» Алексея Миллера с министром науки и образования Валерием Фальковым, сделанная в Лахта Центре. Но в башне расположится не только штаб-квартира компании. В планах — открытие множества общественных пространств, которые будут доступны для горожан: планетария, концертного зала, ресторанов, магазинов, спортивного комплекса, детского технопарка и т.д.
Пока же петербуржцы осваивают благоустроенную набережную у Лахта Центра: там есть зоны отдыха, велодорожка, стильные арт-объекты и даже беспроводные зарядки для гаджетов.
Ладожский вокзал
Ладожский вокзал удивил петербуржцев скоростью возведения. Проектирование началось весной 2001 года, спустя два месяца на площадку пришли строители. Комплекс удалось возвести за 23 месяца. Он стал своеобразным подарком городу к 300-летию.
Терминал был очень нужен: к тому моменту новые железнодорожные вокзалы в Северной столице не строились уже век, при этом назрела необходимость разгрузить Московский и Финляндский. Комплекс решили строить между крупной грузовой станцией «Дача Долгорукова» и уже сданной станцией метро «Ладожская». Чтобы вписать проект в небольшое пространство, было предложено сделать его трехуровневым.
Подземный пригородный вокзал рассчитан на 1 200 пассажиров. Четыре наземных перрона предусмотрены для электричек и поездов дальнего следования. Третий уровень — для обслуживания пассажиров поездов дальних направлений — расположен над посадочными платформами.
Концепция «Интеллектуальное здание» предполагает оснащение комплекса различными системами автоматизированного управления — от электронных табло до видеонаблюдения и бесперебойного электропитания.
Никольские ряды
До революции на Никольском рынке в Коломне шла бойкая торговля. Чего здесь только не продавали! Помимо мясных и овощных лавок был, например, «сельдяной ряд»: рыбу на прилавки поставляли прямо с воды. Здесь также покупали гончарные и скобяные изделия. Все торговые помещения находились на первом этаже, на втором размещались конторы и склады. В советские годы на территории бывшего рынка находились сараи и гаражи кроватного и посудного заводов. Новые хозяева не проявляли особой бережности к комплексу, в результате чего он выглядел весьма плачевно.
В 2007 году территория Никольского рынка закрылась на реконструкцию. В ходе реставрационных работ было сделано несколько уникальных находок. Например, строители обнаружили колодец XVIII века, винные и пивные бутылки петровского времени и даже женскую туфельку. Проект по восстановлению комплекса длился восемь лет. Специалистам пришлось возрождать памятник архитектуры буквально с нуля. Им удалось сохранить наружные фасады Никольского рынка, открытую наружную галерею, подвал с галереей и 18 секций здания, формируемых арочными пролетами.
Сегодня внутренний двор Никольских рядов превратился в популярное общественное пространство. Круглый год здесь проходят концерты, ярмарки, фестивали и спортивные мероприятия. Но, пожалуй, самое любимое время у посетителей — зима, когда на территории воздвигают 70-метровую деревянную горку и работает веселая ярмарка.
Пулково
Решение о кардинальной перестройке петербургского аэропорта (а точнее — о строительстве нового терминала) было принято в начале 2000-х: советские здания технически устарели и не могли полноценно обслуживать увеличивающийся пассажиропоток. 24 ноября 2010 года в основание здания нового «Пулково» торжественно вбили первую сваю. В церемонии участвовали первые лица страны.
А уже 4 декабря 2013-го новый терминал открылся для пассажиров в тестовом режиме. В этот день он обслужил 6 рейсов. Первым стал FV243 авиакомпании «Россия» в Дюссельдорф, отправленный в 10:30 утра.
У здания современная архитектурная форма, но она, по словам авторов проекта, заключает в себе впечатления от исторических памятников Петербурга. Отличия нового аэропорта — монументальность и лаконичность. Волнистый потолок на первом этаже терминала — метафора Невы и ее изгибов, а оригинальная крыша сложной конструкции, которая при свете солнца становится золотой, вызывает в памяти образы позолоченных куполов соборов, шпилей Адмиралтейства, Петропавловского собора и ярких огней города. Если смотреть на крышу изнутри, она кажется скоплением бумажных самолетиков.
Перед входом в новый терминал установлен «Авиатор» Дмитрия Каминкера. По словам автора, это «ангел или даже ангел-хранитель аэропорта». Знатоки же авиации узнают в нем Бориса Россинского — одного из первых российских пилотов и летчиков-испытателей.
Левашовский хлебозавод
Построенный в 1933 году Левашовский хлебозавод был инновационным предприятием для своего времени. Предложенная инженером Георгием Марсаковым схема предполагала минимальное количество сотрудников на производстве. Все «вертелось» вокруг центральной шахты — она и обусловила круглую форму здания. Тесто замешивалось и выпекалось в автоматическом режиме, каждый процесс происходил на своем ярусе. Впрочем, для Ленинграда этот промышленный объект дорог не только как технологический, но и блокадный памятник: даже в те страшные годы конвейер не останавливался.
В наши дни спасавший город хлебозавод сам потребовал помощи: к 2012 году здание пришло в аварийное состояние. Реконструкция памятника конструктивизма началась в 2018 году и заняла свыше четырех лет. Строители сохранили все, что могли. Все балки, на которых держится округлая конструкция, — «родные». Все кирпичики в котельной — около 35 тысяч штук — тоже. Их вычистили и проверили, укрепив кладку там, где было нужно. Цвет фасада соответствует историческому. Гордость объекта — ленточное остекление: самые длинные окна достигают 50 м в длину.
Обновленный Левашовский хлебозавод открыт для горожан: бывшая котельная превратилась в общественное пространство. Здесь проходят концерты, лекции, фотовыставки, кинопоказы. Также действует пронзительный блокадный мемориал: в интерьере классической коммуналки на Петроградской стороне создана мультимедийная экспозиция, которая не может оставить равнодушным ни одного зрителя.
Варшавский вокзал
В 1853 году в Петербурге появился первый железнодорожный вокзал, соединивший Россию с Европой. Отсюда отправлялись поезда в Варшаву, Париж и другие западные столицы. По рельсам ходили комфортные, богато обставленные вагоны для пассажиров первого класса. С Варшавского ездил за рубеж и императорский поезд. В советское время над терминалом нависла угроза сноса — он мешал планам по объединению Измайловского и Новоизмайловского проспектов в единую магистраль. Спас вокзал памятник Ленину перед зданием — снести его не решились.
Последний поезд с Варшавского вокзала ушел в 2001 году, и с этого момента памятник архитектуры превратился в торгово-развлекательный комплекс. К началу 2020-х стало понятно, что его концепция требует обновления. В 2021-м году началась вторая масштабная реконструкция объекта, инвестиции в проект превысили 2 млрд рублей.
Результат — один из самых больших в Европе и России фудмоллов Vokzal 1853. На трех этажах открыты 90 ресторанных концепций, концертная площадка, кинотеатр, спортивный центр и т.д. Стилевое решение интерьера основано на тех приемах, которые были характерны в XIX веке для вокзальной архитектуры. В зоне фуд-корта вместо традиционных прилавков — зеленые, красные и синие «вагоны». Для посетителей оборудованы винтажные деревянные скамейки и откидные столики — как в вагонах-купе. Посадочные места отделены друг от друга декоративными вагонетками. В центре пространства — конечно же, паровоз.
Новая Голландия
Чего (и кого!) только не видела на своем веку Новая Голландия: всем известно, что начало рукотворному острову (а точнее, даже двум) положил сам Петр I. Ему были нужны склады корабельного леса для строительства первого российского флота. Есть и другая примечательная страница, связанная с судостроением: в конце XIX столетия в местном Опытовом бассейне в секретной обстановке испытали первую отечественную подводную лодку «Дельфин». Она участвовала в сражениях русско-японской войны. А еще в Новой Голландии была морская тюрьма — в той самой «Бутылке», что сегодня является средоточием общественной жизни.
К середине XX века остров превратился в «заброшку» в центре города. Еще в 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий предложил использовать памятник архитектуры в культурных целях. Но замыслу было суждено сбыться только в нулевых, когда нашелся инвестор, способный реализовать столь масштабный проект.
Первые два этапа реставрации корпусов Новой Голландии прошли с 2016 по 2020 годы: были возрождены исторические здания, выполнено современное благоустройство, воплощены нетривиальные инженерные решения. Можно сказать, что именно этот проект породил бум общественных пространств в Петербурге. Горожане оценили местные рестораны, музей цифрового искусства, бутики и, конечно же, каток под открытым небом. В новогодние дни соцсети пестрят фотографиями возле елки, которую устанавливают во внутреннем дворе «Бутылки». Горячий глинтвейн, очаги с огнем, яркие фотозоны — за праздничным настроением в Новую Голландию спешат не только местные жители, но и туристы.
Новая сцена Мариинского театра
Мариинка-2 появилась на культурной карте Петербурга в 2013 году. По словам театральных критиков, это едва ли не первая за всю новейшую историю России успешная попытка построить музыкальный театр мирового уровня. Оперный дом с такими техническими и акустическими свойствами вполне мог бы появиться в любом уголке Старого и Нового Света.
«Закулисье театра — целый город: соединенные переходами сцены, мастерские и репетиционные залы с легкостью вместят весь немалый штат Мариинки (2500 человек). Здесь можно работать над пятью спектаклями одновременно или же одним щелчком мышки подать на сцену гигантские декорации», — писало издание The Times.
Зрительный зал Новой сцены может принять до 1830 зрителей. Это современное пространство, но в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века — изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор.
Особенно эффектно здание Мариинки-2 выглядит в вечернее время. Через большие панорамные окна прохожие видят стены фойе, которые облицованы иранским ониксом, подсвеченным изнутри, и «пузырьковые» люстры Swarovski — их огни отражаются в воде Крюкова канала.
Экспофорум
Еще 10 лет назад единственным крупным комплексом для проведения конгрессов и выставок в Петербурге был «Ленэкспо» на Васильевском острове. Часть его павильонов была построена в 1960-е. В феврале 2007 года правительство города и «Газпром» подписали соглашение о строительстве нового выставочного центра вблизи аэропорта Пулково. Работы начались в ноябре 2011 года.
Открылся «Экспофорум» спустя три года. Первой ласточкой стал IV Петербургский международный газовый форум. Но основной объем работ по строительству центра завершился только к проведению ПМЭФ в июне 2016 года. Стоимость строительства центра оценивалась СМИ в $1 млрд.
Сегодня международный конгрессно-выставочный центр — по сути, город в городе. Здесь есть все самое необходимое: два бизнес-центра, отели, медицинский центр, комната матери и ребенка, современный пресс-центр, комфортные конференц-залы и просторные павильоны, таможенно-логистический комплекс, специализированные помещения для кухни, панорамный ресторан и даже храм, фундамент которого был обнаружен во время строительных работ.
Многие технологии, которые применялись при строительстве, использовались в России впервые. Например, в выставочных залах нет колонн, а мобильные перегородки позволяют адаптировать размер помещений под разные задачи. А в одном из помещений — потолок-трансформер.
Ладожский вокзал или Пулково, стадион или вторая сцена Мариинки? Мы предлагаем вам выбрать лучшие объекты, которые появились в Петербурге за это время. Участвуйте в премии «Строитель года» на «Фонтанке.ру».
СРО А «Объединение строителей СПб», ИНН: 7838029642