Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

748мм 90%
Подробнее
2 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Общество Наша коллекция «Дебилизатор» или база для IT? Школьникам разрешили использовать калькулятор на ОГЭ по математике

«Дебилизатор» или база для IT? Школьникам разрешили использовать калькулятор на ОГЭ по математике

42 794
Источник:

Впервые девятиклассникам разрешили использовать калькулятор на ОГЭ по математике. Учительское сообщество разделилось в оценке нововведения. Одни педагоги считают, что не нужно тратить время на технические расчеты, другие опасаются утраты необходимых для развития ребёнка навыков.

Непрограммируемый калькулятор ученики смогут использовать на ОГЭ по математике с 2024 года, сообщили в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ), который занимается разработкой задач для государственных экзаменов.

Руководитель комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по математике Иван Ященко в интервью «Российской газете» заявил, что роль арифметической техники снижается, а умение считать «в столбик» мало кто использует в жизни и в профессии. Этот навык дети осваивают в 5–6-х классах и в дальнейшем, педагоги могут «натаскивать» учеников на счет, вместо того чтобы больше времени уделять «сути предмета, которая далеко не только в умении считать».

«Очень многие учителя ждали этого изменения. Мы, математики, должны показывать красоту этой науки, рассказывать, зачем она нужна в реальном мире. И кстати, совсем не случайно введение калькулятора поддержали участники съезда учителей физики. Потому что они считают, и правильно считают, что математика должна создавать базу и для физики, и для IT. Математика должна развивать мышление, а не концентрироваться на техническом счете, который вызывает уже нервный тик и у родителей, и у детей, особенно в девятом классе», — отметил он.

Ященко добавил, что введение калькулятора — это не упрощение экзамена, так как в нём содержится всего одна задача на прямой счет. «А все остальные задачи требовали и требуют нахождения алгоритма решения, рассуждения. То есть того, что, собственно, и нужно сейчас, в век искусственного интеллекта», — добавил эксперт.

«Бездумное» использование калькулятора всё равно не поможет в решении задач на экзамене, считает председатель предметной комиссии по проверке ГИА в Крыму Татьяна Корзун.

«Учителям математики теперь следует учить школьников эффективно использовать калькуляторы. Ведь это поможет сосредоточить энергию ученика на экзамене не только на механике процесса, но и на проработке стратегии решения в более сложных задачах, на правильном обосновании ключевых положений в доказательствах и на проверке полученных результатов», — отметила она.

Но опрошенные «Фонтанкой» петербургские учителя говорят о том, что с большинством заданий на ОГЭ по математике можно справиться без калькулятора. По мнению председателя предметной комиссии ОГЭ в Петербурге Натальи Зориной, использование калькулятора лишает интриги единственную задачу, требующую расчетов.

«Эта задача проверяет, умеют ли дети проводить вычисления, она становится абсолютно бессмысленной, — рассуждает Зорина. — Есть алгебраическое выражение, нужно найти его значение. Прежде имеет смысл преобразовать это выражение, упростить его и только после этого выполнять вычисление. Те дети, которые не умеют выполнять эти преобразования, они делают лобовые вычисления, сразу подставляют и считают. И считают они на калькуляторе, который мы называем «дебилизатор». Мы говорим о математике, а не об арифметике. Мы хотим, чтобы дети думали и понимали, как решить задачу так, чтобы вычисления свелись к минимуму».

Зорина добавила, что выступает «ярым противником» нововведения. Петербургские эксперты обращались в ФИПИ со своими сомнениями насчет необходимости калькулятора, но не нашли там поддержки. По словам Зориной, возникает риск того, что калькуляторы попадут на парты уже в 5-х и 6-х классах, это негативно скажется на обучении.

Использование калькулятора может упростить экзамен для слабых учеников, считает учитель математики Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30 и председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ Олег Ренев.

«На экзамене могут встретиться вещи, которые калькулятор бы упростил. Текстовая задача может сводиться к квадратному уравнению, у которого сложно считается дискриминант. Сильные выпускники 9-го класса могут это решить, оптимизируя какие-то вычисления, для слабых детей калькулятор может упростить решение. Но идею им все равно придется предъявить: составить уравнение и решить его», — рассуждает он.

Педагог добавляет, что в ОГЭ много так называемых практико-ориентированных заданий. Это бытовые или низкого уровня профессиональные задачи. В реальной жизни люди решают их с калькуляторами.

«Приветствовать, чтобы калькулятор появился на уроках на всё время, — это странно, — говорит Ренев. — Если мы сможем сделать так, чтобы калькулятор на уроке математики появился только ближе к концу девятого класса при подготовке к ОГЭ, то, может быть, это и сработает. Если он просочится раньше и все вычислительные технологии мы отдадим калькулятору, то это, конечно, не то, что нам нужно».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
136
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях