Когда подошло время для плановой вакцинации от ветрянки, в поликлинике отказались ее делать — в детском саду карантин по этому инфекционному заболеванию. Мама ребенка, которому не делают прививку, пишет жалобы во все инстанции: «в российском законодательстве нет запрета на плановую вакцинацию в период карантинов по инфекционному заболеванию».
Как и когда нужно защищать ребенка от инфекции, если рядом с ним кто-то заболел, «Фонтанка» спросила у Анны Назаровой, ассистента кафедры инфекционных заболеваний СПбГПМУ.
— Почему запрещается плановая вакцинация от ветрянки, когда в детсадовской группе объявляется карантин? И почему родители думают, что карантин прививке не помеха?
— В словосочетании «плановая вакцинация» заложен смысл этой самой вакцинации. Мама захотела привить ребенка, чтобы он не болел ветряной оспой. В соответствии с календарем прививок она приходит в поликлинику, и ее малыша вакцинируют. Обычная плановая вакцинация подразумевает, что дети в возрасте до года должны получить две дозы с интервалом не менее шести недель.
Когда в коллективе возникает очаг по ветрянке — заболел ребенок, действительно, контактировавших с ним детей можно прививать. Экстренная активная вакцинация проводится именно в инфекционном очаге для непривитых — в первые 72–96 часов с момента постановки диагноза первому заболевшему. Еще есть экстренная пассивная иммунизация, она проводится иммуноглобулином человека также в течение 72–96 часов. Время отсчитывается с момента, когда его мама звонит в сад и сообщает, что поставлен диагноз.
— А если прошло 2 недели после выявления первого заболевшего, но подошел срок проведения плановой вакцинации?
— Время потеряно. Делать прививку уже нельзя.
— Получается, с момента выявления первого заболевшего ветрянкой в группе у родителей есть всего 4 дня на то, чтобы защитить от болезни ребенка, а затем когда-то его привить. Но если через каждые неделю-другую будет заболевать еще кто-то, карантин может длиться неопределенно долго?
— Да, именно поэтому иногда говорят «детские сады горят по ветряной оспе». Всякий раз карантин будет продлеваться — до следующего заболевшего и от даты его заболевания на 21 день. И вот когда в течение 21 дня новых не обнаружится, карантин снимается. К сожалению, эти карантины могут длиться по 3–4 месяца. Обычно в конце весны они заканчиваются, потому что активность этой инфекции приходится на холодное время года. И прививаться до истечения карантина всей группе нежелательно. Потому что мы не знаем, сумеют ли выработаться антитела к моменту возможного заражения. А если не успеют, то велик риск тяжелого течения болезни, потому что вирусная нагрузка будет увеличенной: прививка плюс естественное инфицирование. Более того, во время карантина не рекомендуется делать и прививки от других болезней.
— Когда детсадовский ребенок заболевает ветрянкой, группу не закрывают, это уже бессмысленно. И многие родители считают, пусть уже непривитый ребенок переболеет сейчас, чем в старшем возрасте, когда болезнь протекает тяжелее. Но что если ребенок заболел вне детсадовской группы? На «ветряночной вечеринке», например?
— Мы не можем знать, заразился ребенок на этой «вечеринке» или нет. Поэтому в любом случае первые восемь суток он может ходить в детский сад, так как не представляет опасности для окружающих, даже если заразился. Дальше, уже с девятого дня его следует изолировать. Инкубационный период у ветряной оспы — 10–21 день, и за два дня до начала минимального срока, в который может проявиться болезнь, ребёнок становится потенциально опасным — может заразить других.
— Что надежнее защитит от возможного заболевания ветрянкой — вакцинация или болезнь?
— Перенесенная ветряная оспа дает пожизненный 100-процентный иммунитет. После вакцинации иммунитет тоже сохраняется на всю жизнь, но он не защищает от заболевания на 100%, хотя привитые переносят болезнь в легкой форме.
— Когда начинается эпидемия гриппа, прививки от него завершаются по той же причине: можно вакцинироваться — и на следующий день заразиться, что повышает риск тяжелого течения из-за повышенной вирусной нагрузки. И вакцинация против сезонных инфекций тоже притормаживается — от пневмококка, например. Почему мы тогда прививались от коронавирусной инфекции во время пандемии?
— Оптимальным временем для вакцинации против гриппа считается период с конца августа до где-то середины октября, бывает, и до середины ноября, в зависимости от эпидемиологической обстановки. В идеале лучше привиться до середины октября. Когда эпидпорог по заболеваемости превышен, увеличивается риск того, что титры антител не выработаются до теоретически возможного заражения.
От COVID-19 мы прививались во время эпидемии, потому что на тот момент очень нужно было достичь уровня, при котором можно было бы говорить о коллективном иммунитете, который сокращает число заболевших, а болели ковидом тяжело, с летальными исходами, и надо было это останавливать. Чтобы привитые не заражались, им рекомендовали ограничивать контакты. В отличие от гриппа, про который мы наперед знаем, с какими штаммами он к нам придет, как он циркулировал в странах Южного полушария, про новый коронавирус мы не знали ничего, не знали, когда накатит следующая волна, как он мутирует, очень нужна была защита. Риск для вакцинированного заразиться до выработки антител в условиях эпидограничений был, конечно, но он был ниже, чем риск тяжелого течения ковида без защиты вакцинацией.
Что касается плановой вакцинации от пневмококка, то ее не останавливают в сезон гриппа, как и от любых других инфекционных болезней, детям она проводится в поликлиниках в «дни здорового ребенка». Например, прививки от пневмококка получают в основном в грудничковом возрасте — в 2 месяца, 4,5 месяца, ревакцинация проводится в 15 месяцев. Ребёнок находится дома, редко контактирует с кем-то, кроме членов семьи. И вообще, основная вакцинация по нацкалендарю прививок проводится до года.
— Есть, например, часто болеющие или дети, родители которых отказываются от прививок. Они посещают детский сад. Бывало ли в последние годы возникновение очагов заболеваемости краснухой или паротитом? Непривитым детям предлагали отказаться на время от посещения детского сада?
— Благодаря всеобщей вакцинации, у нас сейчас совсем низкий порог заболеваемости той же краснухой и паротитом — единичные случаи. Есть коклюш, но и его масштабы распространения несравнимы с тем, что было еще лет 10–15 назад. Если эти заболевания выявляются в детском саду или в школе, карантин не объявляется, а организовывается наблюдение за контактными. И не принимаются дети, которые, например, были на больничном в это время, не принимаются новички, детей запрещается переводить из одной группы в другую. Непривитые дети продолжают посещать сад или школу, но за ними ведется врачебное наблюдение в течение максимального инкубационного периода, по краснухе он длится 21 день, например. Группа (класс) живут относительно изолированно от других коллективов.
— Когда в детском коллективе появляется заболевший коклюшем, краснухой, свинкой, можно ли делать экстренную вакцинацию?
— Против паротита есть живая паротитная вакцина, она вводится в первые семь суток от момента контакта. Экстренно в очаге ее используют непривитым и неболевшим. А иммуноглобулин вводится детям, не достигшим прививочного возраста или не получившим прививку по каким-то причинам, — не позднее 5 дня от момента контакта. Против коклюша в течение 7–10 дней вводятся препараты детям до двух лет — макролиды — для борьбы с коклюшной палочкой, чтобы ликвидировать очаг заболеваемости. Но если у ребенка есть аллергия на эти лекарства, остается только иммуноглобулин — от двух до четырех доз. Экстренной вакцинации для краснухи и коклюша, как для ветрянки или кори, нет.
— Почему она есть для кори, причем врачи поликлиник в случае обнаружения очага предлагают привиться целому дому?
— Прививают всех, потому что вирус кори очень летучий — распространяясь по вентиляционным системам, он неизбежно поражает человека, у которого нет иммунитета к нему. Неспроста раньше корь называли детской чумой. Когда у нас не было ни вакцинации, ни препаратов, которыми ее лечат, была очень высокая смертность. Для предупреждения распространения кори, действительно, необходима вакцинация. Она тоже бывает экстренной пассивной и экстренной активной. Иммуноглобулин человека используется только для маленьких детей — первая вакцинация против кори стартует в 12 месяцев, и если ребёнок оказывается в зоне риска по контакту с заболевшим в 7 или 10 месяцев от роду, или в полтора года, будучи еще не привитым по каким-то причинам, ему должны ввести иммуноглобулин не позднее пятого дня с момента контакта. Экстренная активная вакцинация проводится непривитым (привитым однократно) или не имеющим сведений о своей вакцинации в течение первых 72-х часов от момента контакта. Прививка помогает организму быстро выработать хорошие титры антител к вирусу кори. Это важно, потому что корь — тяжелое заболевание, особенно для взрослых.
— Если в детском коллективе кто-то заболевает менингитом, все в панике. Можно ли предупредить заболевание, если привиться сразу после постановки диагноза заболевшему?
— Если речь о менингококковом менингите, то специфическую профилактику сразу в очаге можно сделать, напомню только, что прививки пока не входят в национальный календарь, а значит, не делаются бесплатно. В идеале ее лучше сделать по плану. Если говорить о других гнойных менингитах, то их разновидностей очень много, а вызываются они как управляемыми инфекциями, от которых есть прививка (пневмококк, гемофильная инфекция), но их делают только по плану, так и неуправляемыми (стафилококк, например). Так что для них, получается, специфической экстренной вакцинации не существует.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»