Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия «Это вы Байдена спросите, откуда они взялись». Как выглядит нашествие смуглых велосипедистов в Брусничном

«Это вы Байдена спросите, откуда они взялись». Как выглядит нашествие смуглых велосипедистов в Брусничном

208 168

Очень странные дела творятся на нейтральной зоне между Брусничным и Нуйямаа. Еще вчера заявление финских властей о запрете пересекать российско-финскую границу из Ленобласти на велосипедах из-за наплыва беженцев казалось бредом. Но «Фонтанка» съездила и убедилась: там и правда что-то неладное.

Разговаривать с улыбчивым кучерявым (ой, да к черту толерантность — темнокожим) парнем в 100 метрах от шлагбаума финской границы тяжело. Русский язык — почти ноль, английский — «май нейм из Вася». Я, на своей машине, торможу параллельно его очень неровной траектории движения на детском велосипеде: «Можно ли с тобой поговорить?» Можно — спешивается он и останавливается.

Предлагаю ему на выбор: русский или английский. Русский — сразу «ноу». Английский — морщится, но не отказывается.

— Откуда ты? — спрашиваю по-английски.

— Я еду в Финляндию, — машет он рукой вперед.

— А откуда?

— Туда, да, туда, в Финляндию.

— А откуда ты едешь в Финляндию? — настаиваю я, подозревая, что парень включает дурака.

— Из России, — недоуменно смотрит он на меня, видимо, тоже начав подозревать меня в недостатке проницательности.

— А в Россию приехал откуда?

— Из Белоруссии, — выговаривает он очень ломано, но по-русски.

Я поднимаю брови вверх. Он понимает и переходит на свой «английский»:

— Я не смог оттуда попасть в Финляндию. Так что поехал сперва в Россию.

— А какая твоя родная страна? Где ты родился?

— В Финляндию. Туда, — машет он рукой и улыбается.

— Ты из Африки?

— А! — понял наконец он. — Да, Сомали. Меня зовут ……

Я переспросил, он повторил. В третий раз я не стал его заставлять, понял, что не то что не запомню — просто не все звуки даже понял. Имя не мусульманское, в нем несколько подряд согласных и три части.

— Здесь у нас очень холодно. Кто тебе дал теплую одежду и где ты жил в России?

— Сперва в Москве, потом в Петербурге.

— У тебя очень плохой велосипед. Как ты добрался досюда? Тебя подвезли на машине? Кто?

— Триста рублей, — улыбается и говорит по-русски он.

— Ты заплатил за велосипед 300 рублей? А кому?

— 300 рублей, — опять очень по-русски улыбается парень. Возможно, он имел в виду 3 тысячи, но язык его подводит.

Я понимаю, что больше из него ничего не выудить.

— Удачи тебе! Счастливого пути!

— Спасибо! — улыбается он во весь рот и машет мне.

Я разворачиваюсь на выезд из нейтральной зоны к российской границе, а парень уже подъезжает к финскому шлагбауму.

Тропою мигранта

Перед тем как попасть сюда, я выехал с утра из Петербурга и два часа неторопливо рулил по трассе «Скандинавия». Сразу оговорюсь: я не нарушил ни одного правила или закона России и ни разу не соврал официальным лицам. Моя совесть чиста.

За всё время пути — я специально обращал внимание — на шоссе никакого наплыва велосипедистов не было. Не сезон. Лишь у поворота на Выборг попался один, но это совершенно точно (я хорошо разглядел) был откровенно русский немолодой дачник. Дальше у меня были варианты переходов — Торфяновка или Брусничное, я выбрал второй — как раз из-за длинной нейтральной территории, на которой, как я полагал, и должно было происходить что-то интересное.

Первая группа мигрантов встретилась мне у первого же поста на Павловском мосту через Сайменский канал на трассе «Скандинавия». Там будка со шлагбаумом и пограничник, где обычно из окошка надо просто показать загранпаспорт. Меня пропустили без вопросов, а вот у едущих передо мной двух такси возникли проблемы. Оба стояли на обочине, спереди — два характерных таксиста, а позади — группа человек в шесть-семь смуглых людей, кутавшихся в теплые куртки и шарфы. Они явно уже никуда не ехали и ждали чего-то, похоже, довольно давно. Остановиться поговорить с ними не вышло — сзади уже подъезжала следующая машина, а парковаться на мосту нельзя. Поехал дальше.

У следующего пункта проверки документов — на въезде в зону Сайменского канала (которая всё еще на 50 лет передана в аренду Финляндии за 1,2 млн евро в год) — спрашиваю у добродушного пограничника: «А что, правда ли у вас тут наплыв велосипедистов?»

— Да в основном они там и там, — машет он в сторону Торфяновки и Светогорска. — У нас на велосипедах не едут.

— А как же финны пишут, что у них там по 50 человек за раз в Нуйямаа (финский пункт пропуска напротив Брусничного) приезжает?

— А! Так это они все до границы в машинах проезжают. А уже там на велосипеды пересаживаются.

— А вы видели таких?

— Да, темненькие едут и в багажнике велики.

— В микроавтобусах?

— Не могу вам большего сказать. Но, что интересно, в основном машины с финскими номерами.

— А сегодня были?

— Да, три штуки как минимум. Перед вами вот только что одна проехала.

Всю дорогу вдоль Сайменского канала ищу глазами и действительно не вижу ни одного велосипедиста. На нашей границе очередь машин в десять — на финских и эстонских номерах и только одна — с российскими. В тех, что с евросоюзовскими, — иностранная речь не слышна. Все — наши люди (условно).

Объяснив нашим пограничникам, почему я думаю, что финские меня пропустят без двойного гражданства и на русских номерах, проезжаю, поборов желание завернуть в магазин дьюти-фри. Последняя демонстрация паспорта со штампом, и я на нейтральной территории.

Охота на велосипедистов

Еду медленно, ожидая увидеть велопарковку или велопрокат с велошерингом. Ничего такого. Как узнаю позже, я опоздал. Основная масса мигрантов прибыла до 9 утра.

Через пару километров вижу припаркованный наискосок брутальный «УАЗ Патриот». На российских номерах. Но разглядеть не успел. Чувствуя, что клюет, хватаю телефон и фотографирую — сзади, сбоку и уже вдогонку — спереди. Там — не менее брутальный мужчина в камуфляже передает велосипед смуглому гражданину. Еду дальше. Метров через 800 вижу впереди отчаянно вихляющего на малюсеньком детском велосипеде того самого улыбчивого сомалийца.

Поговорив с ним, еду назад. Навстречу «Патриот» с включенной аварийкой очень медленно едет позади смуглого гражданина, который толкает велосипед руками. То ли он не умеет ездить, то ли не очень хочет. Второй брутальный мужчина за рулем и тоже в светлом камуфляже, проезжая мимо, очень хмуро и внимательно смотрит на меня. Инстинктивно отвожу глаза. Я ж не альфа-самец.

Притормаживаю возле давно закрытого и выставленного на продажу магазина беспошлинной торговли. Жду, когда навстречу поедут еще велосипедисты. Но они как-то закончились. Минут через 10 решаю посмотреть, что там с «Патриотом» — он давно должен был вернуться, а я, превозмогая гражданскую скромность, всё же хочу поговорить с военизированными брутальными мужчинами. За очередным поворотом вижу его вдали — со скоростью пешехода и всё так же на аварийке он уже почти доконвоировал своего «смуглого» до финского шлагбаума.

Разворачиваюсь, решаю пропустить «Патриот» на обратном пути и задать вопрос уже у окошек, куда он должен, по идее, поехать. Реальность интереснее. «Патриот» останавливается сам возле меня.

— Здесь нельзя останавливаться. Проследуйте к пункту пропуска, — четким поставленным командным голосом предлагает мне довольно молодой камуфлированный человек, приоткрыв дверь. Фотографировать его кажется прям не очень здоровской идеей.

— А я как раз вас жду, — как можно дружелюбнее завожу я неспешную беседу. — У меня к вам несколько вопросов. Можно?

— Проследуйте на пункт пропуска. Там вы сможете задать интересующие вас вопросы, — не разделяет моего благодушия мужчина.

— А у меня как раз к вам вопрос, а не к ним. Про велосипедистов. Откуда вы их привезли и зачем? — продолжаю говорить как можно дружелюбнее я. Но, чувствую, что даже сам уже не верю в успех.

— Проследуйте к пункту пропуска, — ледяным голосом повторяют мне просьбу тоном, после которого в других условиях, кажется, уже перестают предлагать.

— Я журналист, готовлю статью про нелегальных мигрантов. Можно всё же вам тут задать вопрос? — козыряю я.

— Тем более нельзя, — отрезает мужчина и закрывает дверь.

— А вы вообще кто? — наглею я через уже поднимающееся окно.

— Проследуйте к пункту пропуска, — окно окончательно закрывается. Диалог окончен.

Неторопливо следую к пункту пропуска, «Патриот» сопровождает меня совсем близко, как того пешего велосипедиста. Пограничник сочувственно узнал меня: «Не пропустили финны?» Изображаю разочарованное лицо, чтобы не врать. Он также сочувственно кивает и пропускает.

Надежда встретить брутальных мужчин у окошка напрасна. Подъехав к нашему шлагбауму, вижу я в окно заднего вида, они перекидываются с пограничником несколькими словами, разворачиваются и снова уезжают на нейтральную территорию.

Что там у финнов?


У наших окошек вереница из восьми условно финских машин, а с русскими номерами пусто. Встаю в очередь. За мной занимает водитель из микроавтобуса на еврономерах, но с российским паспортом.

— Чего у них тут очередь не двигается? — нетерпеливо спрашивает он.

— Наверное, велосипедистов ждут, — закидываю удочку я.

— Так они все там, — неожиданно клюет он. — Я когда утром ехал, там (он говорит про финскую границу) человек 50 на полу вповалку лежало.

— Темненьких? — уточняю я для ясности.

— Ага, — понимает он, о чем я.

— Ну и как, пропускают их?

— А я назад же ехал, уже не видел их, они с другой стороны.

Дама в окошке пытается понять, почему я вернулся без финского штампа. Говорю, мол, мне сразу сказали, что не пустят, так что я решил и не подавать им документы. И вернулся. Это правда — везде на форумах так и предупреждают. И на пути «туда» меня пограничники предупредили. Дама долго говорит с кем-то по телефону, разглядывая мой паспорт и объясняя ситуацию.

— И что, они так вас и отпустили?

— А я, честно говоря, решил не спрашивать разрешения, — опять говорю правду я.

— Вы один в машине?

— Да.

— Вы нас должны тоже понять, что мы перепроверяем. Вы сейчас там были? Видели там мигрантов?

— Да там ужас что творится! Все на головах друг у друга сидят, их никуда не выпускают! — путешественница за мной в очереди решает вступить в разговор, спасая меня от необходимости выкручиваться.

— А как же, — говорю, — вы их пропускаете?

— А у них все проездные документы в порядке. Почему мы их не должны пропускать?

— В смысле шенгенские визы?

— Нет, свои национальные паспорта. И в Россию они въехали все легально. Теперь выезжают.

— Вроде же раньше не выпускали без шенгена? — задаю я вопрос уже наудачу, но мой паспорт проштампован, и замерзшая на холодном ветру моя соседка уже подает в окошко свои документы. Дама мой вопрос игнорирует.

Спросите Байдена

Дальше Родина. На обратном пути заезжаю в магазин продуктов на берегу канала у шлюза.

— У вас тут, говорят, наплыв велосипедистов?

— Мы никого не видим, — добродушно признается немолодая продавщица.

— Как же они все попадают на границу?

— Так, наверное, в машинах их провозят. Нам же не видно. Вот если кто подозрительный к нам заедет, я должна — по инструкции — сразу позвонить по номеру и предупредить. Но такого давно не было — года два назад в последний раз.

Последняя остановка — АЗС уже за последним шлагбаумом. На трех колонках — три машины с финскими номерами. Внутри продавец принимает товар. Покупаю сигареты, и опять про своих баранов:

— Говорят, велосипедисты стаями едут. К вам не заезжают?

— Да нет, их же сейчас не пускают. А покажите паспорт. А то я машины вашей не вижу, — тоже проявляет бдительность продавец.

— Да ладно, я только оттуда, там, говорят, 50 человек, — доставая паспорт, обостряю я.

Один из посетителей, а может, знакомый продавца включается в разговор:

— Точно! Я полчаса был на нашем пропускном пункте, там их человек, наверное, 15 стоит.

— Кого? Я только что оттуда — там никого.

— Кого! Сирийцев, кенийцев, я не знаю.

— А, не на границе, а на мосту? — вспоминаю я.

— Да, там их тормознули. Даже мне говорят — ты, мол, на границу? Возьми с собой парочку.

— Откуда же они все тут берутся? Их кто-то привозит же?

— А это надо Байдена спросить, — не в силах больше держать в себе гражданскую позицию молчаливый до сих пор продавец. — Когда твою страну бомбят столько лет подряд — у кого спрашивать, откуда ты берешься?

Возразить нечего. Расплачиваюсь и отъезжаю. На пути назад на пункте пропуска уже всего два-три человека. Видимо, нашли все-таки попутку остальные.

Что всё это значит

Сообщение о том, что финны собираются запретить пересекать границу на велосипедах, появилось впервые на минувших выходных — «Фонтанка» об этом написала первая.

Сперва показалось, что это следующий этап борьбы с русскими «дачниками». Которым, при наличии визы, запретить въезжать вообще-то нельзя, но сперва их заставили тщательно объяснять цель визита, затем — доказывать ее, а под конец уже просто почти сплошь отказывали, ссылаясь на то, что никакие из представленных причин не являются важными — все, мол, могут сделать местные службы, просто спишитесь с ними и закажите услугу, например, по ремонту водопровода, удаленно. Дальше особо настойчивым запретили въезд на машинах с российскими номерами. Запрет на велосипеды показался как раз закрытием лазейки, когда «дачники» доезжали до границы на машине, а потом уже до своих домиков на велосипеде.

Но спустя день выяснилось, что дачники ни при чем. А всему виной — резкий наплыв нелегальных мигрантов, объяснили финские чиновники. «Что за бред?» — первое, что срывалось с языка. Но потом местные СМИ стали публиковать фото с пунктов пропусков, на которых были отчетливо видны десятки человек характерной некоренной петербургской внешности. Вот «Фонтанка» и решила проверить. Главным образом, откуда они вдруг все взялись в таком количестве.

Финские СМИ уже подробно разбираются в вопросе. Они пообщались с беженцами, которые небольшими партиями всё же пересекают границу и оказываются в пунктах временного содержания для оформления прошения об убежище. Сирийцы и иракцы рассказывают, что добираются с родины самолетами до Москвы, оттуда в Петербург, потом в Выборг. Там покупают велосипеды (по цене от 3 до 10 тысяч) — их продают где-то на трассе прямо из фургона грузовика. На перекладных добираются до границы, а там уже на велосипеде.

В соцсетях (всех, запрещенных в РФ) финские журналисты нашли и объявления на арабском языке с предложением организации такого путешествия. Судя по опубликованным скриншотам, оно обходится в 2–5 тысяч евро. Кто их организует — пока непонятно. Однако в объявлениях расписывается простота и доступность, а главное, выгодность такого пути, по сравнению с опасными путями на более традиционных паромах через Средиземное море.

Опрошенные журналистами беженцы рассказывают, что в ожидании доставки на границу провели кто два месяца, кто 25 дней, а кому-то повезло — всего шесть дней.

Финские власти открыто заявляют, что такому наплыву способствуют российские чиновники. Зачем — не уточняют. Но по тону понятно, мол, ну вы же понимаете, это русские… Вспоминают белорусский кейс, когда местные силовики организованно доставляли арабских и афганских беженцев на автобусах до границы с Польшей. Был большой скандал. Правда, сейчас никаких организованных автобусов не наблюдается. Если во всей этой схеме и задействованы в какой-то мере российские чиновники — так очевидно, как два года назад в Белоруссии, это не бросается в глаза. Больше похоже на коммерческие интересы каких-то частных лиц, хотя, судя по наблюдениям «Фонтанки», совсем без ведома хотя бы мелких пограничных служащих организовать такую схему было бы, пожалуй, невозможно.

Юридически всё чисто

Сообщения о нелегальном пересечении границы приходили и раньше, но лишь раз в месяц-два. Сомалийцы, йеменцы и афганцы пересекали следовую полосу вдали от пунктов пропуска, а когда попадались, сразу же просили политического убежища. Периодически таких беженцев ловили и российские пограничники, в этом случае вместо Европы им светила административная или уголовная ответственность, пункт временного пребывания для иностранцев (крупнейший — в Красном Селе) до суда и депортация на родину одним из ближайших авиарейсов.

Прибывали беженцы в Финляндию и официально. Тех, кто имел оформленный «шенген», пропускали через российскую границу, а на финской они сразу же у окошечка заявляли о желании получить убежище. За прошлый год таких респектабельных беженцев из России финны насчитали 1025 человек.

При этом сегодня в Финляндии пребывает рекордное число ожидающих политического убежища. В 85 пунктах размещения и в частном жилье находятся около 50 тысяч человек. Тут есть подвох: 47 тысяч из них — это украинцы. Им не требуется по году ждать вместе со всеми решения о разрешении на проживание, их оформляют по процедуре временного убежища. Недавно срок действия таких разрешений был продлен до марта 2024 года.

Кроме всего прочего, Финляндия участвует в общей программе ЕС приема беженцев по квотам. На этот год она определена в 1500 человек. Так что, когда финские СМИ сейчас пишут о каком-то огромном вале мигрантов, называя цифру в 106 человек с начала августа, хочется пожать плечами: вроде бы капля в 50-тысячном море. Однако очевидно, что тут дело не в количестве, а в новой схеме. До сих пор столько одновременно на официальные пункты пропуска из России не приезжало — ведь тех, у кого нет шенгенской визы, российские пограничники не выпускали из РФ. А сейчас…

Ситуация изменилась 26 октября, когда премьер Михаил Мишустин подписал постановление о разрыве соглашения от 2012 года о приграничном сотрудничестве с Финляндией. Именно благодаря этому соглашению, которое в первую очередь было направлено на развитие добрососедских отношений и способствовало свободному общению и контактам жителей приграничных регионов, российские пограничники и брали на себя функцию фильтра на границе с Евросоюзом.

Разрыв этого соглашения кажется довольно логичным шагом. Или, по крайней мере, в свете последних запретов на поездки российских граждан со стороны Финляндии, не слишком односторонним. Положа руку на сердце, Россия не первая это самое межграничное сотрудничество начала, мягко говоря, ограничивать. И почему в сегодняшней ситуации РФ должна радеть о незыблемости границ Евросоюза, а ее бюджет должен оплачивать содержание и депортацию нелегалов, стремящихся в Финляндию, подходящего ответа сразу в голову и не приходит.

Финские СМИ со ссылкой на Юкку Луккари, заместителя командира Пограничной службы Юго-Восточной Финляндии, отмечают — если бы российские власти пропускали беженцев пешком, это бы квалифицировалось как содействие нелегальной иммиграции. А в случае с велосипедами, по сути, предъявить нечего.

К слову, очевидно, что запрет финнов на пересечение границы на велосипедах — это шаг отчаяния, который ударит только по законопослушным жителям приграничных территорий. Дело в том, что запрет касается только легального перехода границы. А нелегальные мигранты — на то и нелегальные, чтобы разрешения обходить и просить об убежище, несмотря на нарушение.

По правилам Евросоюза, если беженец сумел добраться до окошка пограничного офицера и заявить, что он просит политического убежища, власти обязаны как минимум рассмотреть его прошение, а на время бюрократических процедур обеспечить ему достойное существование. Правда, существуют вполне реальные кейсы, когда члены ЕС уклонялись от приема беженцев.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
207
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях