Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Город Подвиг по расписанию. В Петербурге снова заморозили цены на проезд перед выборами

Подвиг по расписанию. В Петербурге снова заморозили цены на проезд перед выборами

29 237

Петербургское правительство решило не повышать цены на проезд в следующем году. Драматургия такая: тарифный блок просит поднять стоимость, губернатор вступается за горожан. Но в либретто с самого начала был спойлер — ведь скоро выборы.


В 9 утра в понедельник несколько СМИ, включая смольнинский телеканал «Санкт-Петербург», выдали одинаковые по содержанию материалы: комитет по тарифам предложил поднять цены на проезд в 2024 году примерно на 5%, но губернатор решительно отверг эту идею, так что дорожать ничего не будет. Общий тон — «правительство обсудит» такую возможность. Ну, после такого одновременного выступления можно уже было не гадать.

Ближе к вечеру пресс-служба Смольного подтвердила: решение принято. Процитировали главу города: «Среди расходов, которые мы тарифицируем, практически половину занимает плата за общественный транспорт. Её размер сопоставим с московскими расценками. Это вызывает справедливые вопросы у наших жителей. Поэтому предложение о повышении тарифов на транспортные услуги на 4,95% предлагаю отклонить». Цены остаются прежними и в городском транспорте, и в электричках.

Тариф на проезд — это ежегодная интрига. Напомним, государственные перевозчики получают деньги на компенсацию своих расходов из двух источников: выручка с пассажиров и городской бюджет. Тарифы, по которым возят горожан, заведомо ниже экономически обоснованных. На сколько? Согласно весенним расчетам, перевозка одного пассажира обходится петербургскому метро в 85 рублей. При этом самый-самый высокий тариф для него — жетон за 70, но это считанные проценты от всех поездок. Расчетная средняя стоимость проезда для самого пассажира в 2023 году была установлена на уровне 38,4 рубля. Это значит, что за каждого из них порядка 47 рублей доплачивает бюджет.

С наземным транспортом все примерно так же: «Пассажиравтотрансу» один человек обходится в 79 рублей, «Горэлектротрансу» — в 87 рублей, а получить с него они могут максимум 65 рублей. Как отчитывался недавно комтранс, в целом на общественном транспорте в 2023 году наличными платят 2,2%. Более 42% поездок пришлись на единый электронный билет, записанный на «Подорожник» (44 рубля). 15% — банковские карты (а по ЕКП и «Миру» на земле — 40–42 и 41–43 рубля соответственно). Почти 40% — льготные проездные (ученические, студенческие и пенсионные). Оставшиеся крохи — билет «90 минут», разовые билеты с QR-кодом и проездные Ленобласти.

Проще говоря, перевозчики по большей части зависят от бюджета, хотя много лет идет разговор о том, чтобы переломить эту тенденцию. Соответственно, каждый год дилемма: на сколько поднять тариф для пассажиров, чтобы и они не сильно возмущались, но и казна не разорилась. В январе 2023 года подняли на уровень инфляции, билеты подорожали на 8,2–8,8%. В 2024 году собирались поступить аналогично: комтранс на нулевых чтениях бюджета говорил о росте на прогнозные 4,95%. Те же цифры называл финансовый вице-губернатор Алексей Корабельников.. Зампредседателя комитета по транспорту Олег Матвеев, словно предчувствуя что-то, подчеркивал, что он против заморозки тарифов, так как проще плавно индексировать цены, чем потом единовременно наверстывать отставание.

Предчувствия никого не обманули, но не надо быть оракулом, чтобы помнить, что в год, когда в Петербурге проводятся выборы, бюджет зачастую готов вкладываться в заморозку цен: тут уж не до лишних миллиардов, когда надо диалог с избирателями налаживать. Так было в 2012, в 2014 и 2019 годах. Собственно, с тех пор как-то и повода не появлялось. Но в 2024 году предстоит выбирать и губернатора, и президента, тут уж логика процесса неумолима. На то, что к этому идет, намекнули на прошлой неделе, когда Смольный передумал повышать ставку взносов на капремонт: это и так болезненный для горожан вопрос, а уж лишний рубль за квадратный метр тем более не укладывается в предвыборный сценарий.

Но в случае с капремонтом все проще: сколько денег насчитали — на столько домов годовой план и составили. Не стали повышать взносы — ну, извините, кто-то свою крышу попозже получит. А расходы перевозчиков зависят от расписания движения, и они не могут перестать выпускать автобусы и троллейбусы в рейс, ссылаясь на нехватку средств. То есть автоматически подразумевается: если правительство не поднимает цены на проезд — пусть докладывает денег из бюджета.

«Комитет по транспорту сообщает, что это решение позволит сэкономить петербуржцам более 2 миллиардов рублей», — заявлял утром телеканал «Санкт-Петербург». По данным «Фонтанки», расчет — 2,6 млрд рублей, и формулируется этот показатель как убыток бюджета в случае заморозки тарифов в 2024 году. Подземке надо как-то компенсировать 1,2 млрд, «Пассажиравтотрансу» — 0,6 млрд, «Горэлектротрансу» — 0,3 млрд. В проекте бюджета субсидии этим трем перевозчикам прописаны отдельно. В первоначальном варианте метрополитену полагалось 34,1 млрд, ПАТ — 15,5 млрд, ГЭТ — 19,1 млрд. Губернатор своей поправкой в начале ноября поднял субсидию только «Горэлектротрансу» на 1,8 млрд рублей, но на тот момент решение о заморозке еще не было принято. Откуда материализуются 2,1 млрд рублей для госперевозчиков, пока не ясно; по данным «Фонтанки», звучит такой ответ — за счет внутренних средств самих компаний.

Из утренних сообщений ясности не получить. СМИ писали, что Беглов поручил-таки поднять совокупный объем субсидий аж до 109 млрд рублей. Если бы речь и правда шла о субсидиях, горожане бы год ездили вообще за копейки: как уже сказано выше, сейчас они составляют чуть более 70 млрд. Возможно, в общую кучу свалили и расходы комитета на оплату контрактов с частными автобусными перевозчиками. Когда-то им и правда платили субсидию, но после транспортной реформы с ними подписали брутто-контракты: всю их работу оплачивает бюджет по твердым ценам, в которые заложена индексация, и бюджет забирает всю выручку от пассажиров. В 2024 году на контракты вписано 34 млрд. Если эту сумму прибавить к актуальным расчетам по субсидиям ГЭТ, ПАТ, метрополитену, СЗППК за электрички (2,3 млрд) и Транспортной концессионной компании за «Чижика» (2 млрд) — да, 109 млрд и получится. Но и эта сумма набралась до решения о заморозке.

Бюджет недополучит и часть запланированной выручки от пассажиров ООО «Домтрансавто», ООО «Вест-сервис», АО «Третий парк» и ООО «Такси», которые обслуживают новую транспортную модель вместе с «Пассажиравтотрансом»: с них недоберут полмиллиарда, согласно расчету Смольного. Эти 500 млн плюс 2,1 млрд городских перевозчиков — так и набегают 2,6 млрд выпадающих доходов и необходимых расходов.

Когда говорят, что горожане сэкономят 2 млрд, — это, прямо скажем, обобщение. Если бы перевозчики сами вкладывались в компенсацию за счет исключительно коммерческой прибыли — это бы работало. Но Смольный сам говорит, что увеличивает субсидию из бюджета, а бюджет — прямо и косвенно — наполняют и горожане. Налоговые средства не окрашены, и никто не скажет, что именно ваш рубль пойдет на субсидию перевозчикам, но можно напомнить: доходы бюджета процентов на 40 состоят из НДФЛ, и это не считая других поступлений, вроде штрафов.

К слову о штрафах: на платную парковку цены тоже поднимать не будут, «Фонтанка» уже писала об этом. «Вопросы наших жителей», по выражению Беглова, в отношении парковки традиционно ставятся острее, чем в отношении общественного транспорта. Так что здесь предвыборный иммунитет на повышение тарифов выработался заранее.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
145
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях