Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Авто «Скоро станет интересно». Эксперты назвали главные проблемы китайских автомобилей

«Скоро станет интересно». Эксперты назвали главные проблемы китайских автомобилей

91 050

Только за октябрь этого года россияне купили 49 тысяч китайских автомобилей. Автопром Поднебесной выбирали почти в полтора раза чаще, чем отечественный. Во-первых, какая-никакая, а иномарка. Во-вторых, широкий выбор брендов и дилеров сулит изобилие запчастей, с нехваткой которых ежедневно сталкиваются владельцы европейцев и прочих ставших недружественными марок. Запасных частей, действительно, на китайские машины более чем достаточно. Настоящие же проблемы китайского автопрома совсем в другом. О них «Фонтанке» рассказали эксперты автосервисного рынка.

«Везут всё, что не приколочено»

Запчастей на «китайцев» много, вот прямо очень. Правда, купить масляный фильтр сразу, как бутылку кефира в продуктовом, не получится. Как рассказал «Фонтанке» руководитель одного из петербургских филиалов федеральной сети по продаже автозапчастей с миллиардной выручкой, магазины автозапчастей на «китайцев» ничего в наличии не держат вообще.

— Рынок запчастей пока непонятен — нет определенности, какие компоненты будут ликвидны. Например у корейцев «Хендай» / «Киа» один масляный фильтр подходит сразу на несколько моделей. С «китайцами» эти моменты у нас пока не проанализированы, — говорит собеседник издания.

Ожидание заказанной модели в среднем укладывается в пару дней, если речь идет о простых расходниках типа тормозных колодок. Потому что всё, что на «китайцев» можно заказать, уже лежит у московских поставщиков или официальных дилеров. Неходовых придется ждать от двух недель до двух месяцев.

— Китайские автомобили прошли большой путь. Было время, когда даже представители марки в России сами не знали, какие детали ставили. Сейчас более-менее всё системно, вырос целый класс профессиональных игроков — дистрибьюторов запасных частей, которые везут всё, что не приколочено. В стране деталей больше, чем нужно. Сегодня все поставщики запасных частей ищут хоть какую-нибудь нишу, в которой есть дефицит, чтобы ее закрыть. А дефицита нет, — объясняет исполнительный директор «Союза автосервисов» Виталий Новиков.

Заставляют облегченно расслабиться и цены на расходники для ТО. «Фильтры оригинальные стоят копейки, как будто они «паленые». Люди с недоверием покупают, ждут, когда нормальные производители по типу Mann'а сделают аналог», — шутит представитель федеральной сети продаж.

Взрастить монополиста

Трудности начинаются, когда речь заходит о серьезных элементах.

— Кузовные элементы найти сложно. Владельцы новых «китайцев» после ДТП, например, спрашивают у нас кузовные запчасти. Там цены взлетают до небес, от привычных на похожие позиции ценник в 2–3 раза выше, — говорит наш собеседник.

И ладно бы только кузовщина. Настоящая сложность куда серьезнее и глобальнее, и напрочь расходится с привычным положением дел, к которому привыкли дилеры, работая с европейскими импортерами.

— Проблема в том, что до сих пор наше правительство не обязало автопроизводителей при приходе в страну предоставлять и локализовывать руководство по ремонту автомобиля, — объясняет Виталий Новиков.

И речь идет не только о независимых сервисах, но и о дилерских в том числе.

— Например, Cherry документацию предоставляет. Она бывает в разных форматах: от компьютерной версии, где можно зайти и по разделам посмотреть руководство по ремонту того или иного узла, до просто документа в PDF. По каким-то брендам, например «Каи» и «Ливан», такой технической документации точно нет, — делится представитель автосервиса «Евро Авто» Михаил Петров.

Союз автосервисов уже обращался с этой проблемой в Минпромторг. Но в Минпромторге их, говорит Виталий Новиков, упорно не слышат, а производители сопротивляются. «Им кажется, что они таким образом помогают своим дилерам», — отмечает он.

— Мы причем уже съели эту пилюлю, когда западные производители ушли, и мы остались без информации. Была опасность, что будем обслуживать все эти «мерседесы» и «бээмвэсы» непонятно как. И снова наступаем на те же грабли, — сетует Виталий.

Если в ближайшее время техническую документацию производители не откроют, обслуживать автомобили этих брендов независимые СТО не смогут, и дилерские СТО займут позицию монополиста, считают игроки рынка.

Игра в угадайку

То же самое касается и каталога запасных частей, говорит Михаил Петров. Да, они есть в наличии, но вариантов такая масса, что не знаешь, что и выбрать.

— Обычно запасную часть подбирают по ВИН-коду. Кликаешь нужную запчасть — она показывает номер. Но у многих китайских производителей номеров несколько, и угадать, какая именно запчасть установлена, проблематично, — рассказывает Михаил Петров.

Еще сложнее с возрастными «китайцами».

— К автомобилям старше 8 лет детали подобрать сложно. Бывает, что ШРУС (шарнир равных угловых скоростей. — Прим. ред.) неделями ищем, — делится с «Фонтанкой» сотрудник «гаражного» автосервиса Александр.

Конечно же, на СТО нашли выход: снимают деталь, смотрят на ней номер, заказывают, ставят назад, клиента отпускают — дожидаться, когда заказ доставят, и пройти круг сборки-разборки повторно. Стоит ли объяснять, что такие манипуляции усложняют процесс ремонта и удлиняют его вдвое, говорят представители автосервисов.

Компания, которая первой соберет и выпустит полный китайский каталог запчастей, имеет шанс стрясти жирный куш с продавцов и СТО, шутят представители отрасли.

Беспокоят рынок и гибридные электромобили — не хватает информации о диагностике и ремонте.

— Традиционные бензиновые автомобили все-таки примерно плюс-минус нам понятны, но такого изобилия электромобилей еще не было. У «китайцев» очень много марок приехало, наверное, десятка два точно есть, — делится Михаил.

Скоро станет интересно

Вообще, китайские автопроизводители, говорят специалисты по ремонту, здорово подтянули автомобили по качеству. Даже лакокрасочное покрытие, которое раньше отслаивалось вместе с транспортировочной пленкой, сейчас остается там, где ему положено, кузова стали более устойчивы к ржавчине.

Из частых жалоб эксперты рынка СТО, с кем говорила «Фонтанка», перечислили сбои в работе компьютера и парктроников и нарекания к подвеске.

— Китайские автомобили непривычные к снегу, нашим реагентам. В камеры попадала влага, уплотнители разъедало. Сейчас вроде бы производители поняли эту проблему, внесли изменения в устройство камеры, — говорит директор по сервису компании «Автополе» Дамир.

Компьютер «лечат» перепрограммированием либо установкой нового программного обеспечения, камеры и подвеску меняют по гарантии.

Мелкие недочеты, говорит Дамир, — это вполне понятная ситуация для новинок, которые только заходят на рынок. К тому же производители чутко реагируют на гарантийные обращения и усовершенствуют недоработку.

— То есть они на нас свои автомобили обкатают и все-таки доведут их до идеального состояния, — шутят представители автосервисов.

Говорить о наплыве в СТО «китайцев», требующих сложного ремонта, пока рано. Гораздо интереснее будет наблюдать за ситуацией, замечают в отрасли, когда у автомобилей закончится гарантийный срок обслуживания. Учитывая, что массово китайские бренды зашли в Россию в конце прошлого года, ждать первых ласточек осталось недолго.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
337
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях