Только за октябрь этого года россияне купили 49 тысяч китайских автомобилей. Автопром Поднебесной выбирали почти в полтора раза чаще, чем отечественный. Во-первых, какая-никакая, а иномарка. Во-вторых, широкий выбор брендов и дилеров сулит изобилие запчастей, с нехваткой которых ежедневно сталкиваются владельцы европейцев и прочих ставших недружественными марок. Запасных частей, действительно, на китайские машины более чем достаточно. Настоящие же проблемы китайского автопрома совсем в другом. О них «Фонтанке» рассказали эксперты автосервисного рынка.
«Везут всё, что не приколочено»
Запчастей на «китайцев» много, вот прямо очень. Правда, купить масляный фильтр сразу, как бутылку кефира в продуктовом, не получится. Как рассказал «Фонтанке» руководитель одного из петербургских филиалов федеральной сети по продаже автозапчастей с миллиардной выручкой, магазины автозапчастей на «китайцев» ничего в наличии не держат вообще.
— Рынок запчастей пока непонятен — нет определенности, какие компоненты будут ликвидны. Например у корейцев «Хендай» / «Киа» один масляный фильтр подходит сразу на несколько моделей. С «китайцами» эти моменты у нас пока не проанализированы, — говорит собеседник издания.
Ожидание заказанной модели в среднем укладывается в пару дней, если речь идет о простых расходниках типа тормозных колодок. Потому что всё, что на «китайцев» можно заказать, уже лежит у московских поставщиков или официальных дилеров. Неходовых придется ждать от двух недель до двух месяцев.
— Китайские автомобили прошли большой путь. Было время, когда даже представители марки в России сами не знали, какие детали ставили. Сейчас более-менее всё системно, вырос целый класс профессиональных игроков — дистрибьюторов запасных частей, которые везут всё, что не приколочено. В стране деталей больше, чем нужно. Сегодня все поставщики запасных частей ищут хоть какую-нибудь нишу, в которой есть дефицит, чтобы ее закрыть. А дефицита нет, — объясняет исполнительный директор «Союза автосервисов» Виталий Новиков.
Заставляют облегченно расслабиться и цены на расходники для ТО. «Фильтры оригинальные стоят копейки, как будто они «паленые». Люди с недоверием покупают, ждут, когда нормальные производители по типу Mann'а сделают аналог», — шутит представитель федеральной сети продаж.
Взрастить монополиста
Трудности начинаются, когда речь заходит о серьезных элементах.
— Кузовные элементы найти сложно. Владельцы новых «китайцев» после ДТП, например, спрашивают у нас кузовные запчасти. Там цены взлетают до небес, от привычных на похожие позиции ценник в 2–3 раза выше, — говорит наш собеседник.
И ладно бы только кузовщина. Настоящая сложность куда серьезнее и глобальнее, и напрочь расходится с привычным положением дел, к которому привыкли дилеры, работая с европейскими импортерами.
— Проблема в том, что до сих пор наше правительство не обязало автопроизводителей при приходе в страну предоставлять и локализовывать руководство по ремонту автомобиля, — объясняет Виталий Новиков.
И речь идет не только о независимых сервисах, но и о дилерских в том числе.
— Например, Cherry документацию предоставляет. Она бывает в разных форматах: от компьютерной версии, где можно зайти и по разделам посмотреть руководство по ремонту того или иного узла, до просто документа в PDF. По каким-то брендам, например «Каи» и «Ливан», такой технической документации точно нет, — делится представитель автосервиса «Евро Авто» Михаил Петров.
Союз автосервисов уже обращался с этой проблемой в Минпромторг. Но в Минпромторге их, говорит Виталий Новиков, упорно не слышат, а производители сопротивляются. «Им кажется, что они таким образом помогают своим дилерам», — отмечает он.
— Мы причем уже съели эту пилюлю, когда западные производители ушли, и мы остались без информации. Была опасность, что будем обслуживать все эти «мерседесы» и «бээмвэсы» непонятно как. И снова наступаем на те же грабли, — сетует Виталий.
Если в ближайшее время техническую документацию производители не откроют, обслуживать автомобили этих брендов независимые СТО не смогут, и дилерские СТО займут позицию монополиста, считают игроки рынка.
Игра в угадайку
То же самое касается и каталога запасных частей, говорит Михаил Петров. Да, они есть в наличии, но вариантов такая масса, что не знаешь, что и выбрать.
— Обычно запасную часть подбирают по ВИН-коду. Кликаешь нужную запчасть — она показывает номер. Но у многих китайских производителей номеров несколько, и угадать, какая именно запчасть установлена, проблематично, — рассказывает Михаил Петров.
Еще сложнее с возрастными «китайцами».
— К автомобилям старше 8 лет детали подобрать сложно. Бывает, что ШРУС (шарнир равных угловых скоростей. — Прим. ред.) неделями ищем, — делится с «Фонтанкой» сотрудник «гаражного» автосервиса Александр.
Конечно же, на СТО нашли выход: снимают деталь, смотрят на ней номер, заказывают, ставят назад, клиента отпускают — дожидаться, когда заказ доставят, и пройти круг сборки-разборки повторно. Стоит ли объяснять, что такие манипуляции усложняют процесс ремонта и удлиняют его вдвое, говорят представители автосервисов.
Компания, которая первой соберет и выпустит полный китайский каталог запчастей, имеет шанс стрясти жирный куш с продавцов и СТО, шутят представители отрасли.
Беспокоят рынок и гибридные электромобили — не хватает информации о диагностике и ремонте.
— Традиционные бензиновые автомобили все-таки примерно плюс-минус нам понятны, но такого изобилия электромобилей еще не было. У «китайцев» очень много марок приехало, наверное, десятка два точно есть, — делится Михаил.
Скоро станет интересно
Вообще, китайские автопроизводители, говорят специалисты по ремонту, здорово подтянули автомобили по качеству. Даже лакокрасочное покрытие, которое раньше отслаивалось вместе с транспортировочной пленкой, сейчас остается там, где ему положено, кузова стали более устойчивы к ржавчине.
Из частых жалоб эксперты рынка СТО, с кем говорила «Фонтанка», перечислили сбои в работе компьютера и парктроников и нарекания к подвеске.
— Китайские автомобили непривычные к снегу, нашим реагентам. В камеры попадала влага, уплотнители разъедало. Сейчас вроде бы производители поняли эту проблему, внесли изменения в устройство камеры, — говорит директор по сервису компании «Автополе» Дамир.
Компьютер «лечат» перепрограммированием либо установкой нового программного обеспечения, камеры и подвеску меняют по гарантии.
Мелкие недочеты, говорит Дамир, — это вполне понятная ситуация для новинок, которые только заходят на рынок. К тому же производители чутко реагируют на гарантийные обращения и усовершенствуют недоработку.
— То есть они на нас свои автомобили обкатают и все-таки доведут их до идеального состояния, — шутят представители автосервисов.
Говорить о наплыве в СТО «китайцев», требующих сложного ремонта, пока рано. Гораздо интереснее будет наблюдать за ситуацией, замечают в отрасли, когда у автомобилей закончится гарантийный срок обслуживания. Учитывая, что массово китайские бренды зашли в Россию в конце прошлого года, ждать первых ласточек осталось недолго.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»