Проект «Суд Париса. Рождение богини» входит в программу фестиваля «Дягилев P.S.» и посвящён женским образам, которые становятся идеалом, а потом — идолом. Впрочем, авторы проекта предлагают разговор именно о героинях, а не об абстрактной вечной женственности.
Выставку составят четыре раздела: первый — «Мои богини!», который покажет «идолов» сценического искусства, следующие три будут посвящены пути, который ведёт к славе: «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу», «Светлый путь». Экспозицию составят работы из Русского музея, Третьяковской галереи, Бахрушинского музея, Музея Академии художеств, Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, KGallery, других музеев и частных коллекций.
Название выставки отсылает к картине немецкого художника XVIII века Антона Рафаэля Менгса на сюжет древнегреческого мифа. Согласно ему три олимпийские богини — Афина, Афродита и Гера — предстали перед судом прекрасного троянского царевича Париса, это было что-то вроде конкурса красоты. Причём Парис определял «прекраснейшую» после того, как Зевс отказался делать непростой выбор. Согласно мифу, Парис назвал прекраснейшей Афродиту, пообещавшую ему любовь Елены Прекрасной, а затем похитил царицу Спарты, чем спровоцировал Троянскую войну.
В Полярном флигеле дворца вы, как и троянский царевич, увидите самых разных женщин: Орест Кипренский уподобил Екатерину Семёнову музе трагедии, Николай Ярошенко показал Полину Стрепетову «музой гнева и печали», любимыми моделями Альфреда Эберлинга были балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, художник Ярослав Николаев писал свою жену, актрису Марию Петрову, запечатлев «голос блокады», а Юрий Анненков сделал портрет своей супруги Елены, последовательницы Айседоры Дункан, эмблемой авангарда. Организаторы отмечают, что некоторые картины будут показывать впервые.
Выставка «Суд Париса. Рождение богини» пройдёт с 24 ноября 2023 по 21 апреля 2024 в Полярном флигеле Шереметевского дворца (Музей театрального и музыкального искусства). 12+