Месяц назад Минпромторг выпустил список автомобилей, на которые рекомендуется пересесть госслужащим. «Фонтанка» изучила, как эти рекомендации соблюдаются госструктурами Петербурга. Среди закупок действительно стала чаще мелькать продукция АВТОВАЗа и недешевые отечественные электрокары, но полностью от иностранного заказчики не отказываются, особенно если речь идет о сегменте, близком к премиуму.
Пересели на «электрички»
Раньше, когда в Петербурге размещали конкурсы на поставку электромобилей, речь в основном шла либо о детских машинках (для детсадов, школ), либо о гольфкарах. Всё изменил даже не 2022-й, а 2023 год. Как следует из данных сайта госзакупок, сейчас электромобили в городе закупают более активно. В основном это делают ресурсоснабжающие организации и ведомства, отвечающие за экологическое благополучие региона. Предпочтение отдают «Москвичу 3е». Он, к слову, стоит в полтора раза дороже своего бензинового собрата.
Электрический «Москвич» (производится на базе китайского JAC JS4) доступен только в одной комплектации. В нем есть все подушки безопасности (передние, боковые и шторки), подогрев передних сидений, задние датчики парковки и автоматическое складывание зеркал. Предусмотрено дистанционное управление стеклоподъёмниками и предупреждение о превышении скорости. В комплекте идет кабель, чтобы можно было заряжать машину от розетки в 220 Вольт.
Одним из первых «Москвич 3е» летом приобрело СПб ГКУ «Ленводхоз» — за 3,78 млн рублей. Еще 353 тысячи учреждение заплатило за зарядную станцию E-PROM min. Затем партию из восьми электро-«Москвичей» у единственного участника аукциона закупил Водоканал — примерно по 3,97 млн рублей за штуку. Новые машины в учреждении снабдили надписью: «Я петербуржец, а не москвич».
«Этот опыт эксплуатации электромобилей для Водоканала первый. Если он окажется успешным, то мы рассмотрим дальнейшую замену автопарка на автомобили с электродвигателем», — рассказывали в организации.
На днях также ГУП «ТЭК» определилось с поставщиком шести «Москвичей 3е». Предприятию поставят их за 26,6 млн рублей. То есть уже по 4,433 млн за штуку. Но это не самая крупная сумма, которую энергетики готовы заплатить за экологичный автомобиль. Компания «Россети управление имуществом» сейчас подводит итоги конкурса на поставку люксового минивэна Voyah Dream китайского производителя Dongfeng по начальной цене 10,6 млн рублей. Общая мощность полноприводного гибрида составляет 395 лошадиных сил, а максимальная скорость — 200 км/ ч. Он разгоняется до 100 км/ч за 6,6 секунды и может проехать на электрической тяге за один присест 750 км. В рознице его начали продавать 22 ноября. СМИ сообщают, что цены на него начинаются от 16,99 млн рублей.
Есть ли что подешевле?
Петербург не пионер по закупкам новых электромобилей среди регионов. В Москве их закупали и ранее, в том числе новые «Москвичи». Некоторое понимание о том, сколько нужно тратить на их обслуживание, дает закупка столичного Объединения административно-технических инспекций. Оно приобрело 12 полных комплектов зимней шипованной резины для своих электро-«Москвичей». Вышло около 40,4 тысячи рублей за комплект (или 10,1 тысячи за одну шину). Для сравнения: в рознице сейчас цены на самые бюджетные шины такого же размера стартуют в районе 4–4,5 тысячи рублей за штуку. У компании, управляющей информационным агентством «ТАСС», тоже есть парк «Москвичей». Как следует из данных сайта госзакупок, на техническое обслуживание и гарантийный ремонт 10 автомобилей она закладывает 1,78 млн рублей на два года.
«Москвичу» есть бюджетная альтернатива — Evolute i-PRO. Машины выпускаются липецким «Моторинвестом» с использованием технологий Dongfeng. В регионах их закупают сейчас в среднем по 2,5 млн рублей, но несколькими месяцами ранее поставить такой можно было за меньшую сумму. Например, летом администрация Всеволожского муниципального района Ленобласти провела конкурс на безымянный электромобиль. Расписанные в техническом задании характеристики очень уж похожи на Evolute i-PRO: требуемая мощность двигателя 163 лошадиные силы, запас хода 420 км, быстрая зарядка за 36 минут, длина 4680 м, ширина — 1720 и так далее. Электромобиль поставили за 2,143 млн рублей.
Встречаются и более экзотические электрокары. В Краснодаре «дочка» местной энергетической компании открыла подачу заявок на поставку нового кроссовера Zeekr X, который выпускает Geely Automobile, а работающее на Шпицбергене госпредприятие «Арктикуголь» закупило электрокар Maxus за 611,5 норвежских крон (около 5 млн рублей). Таких, конечно, в рекомендациях Минпромторга не было.
Бензиновые «китайцы»
На смену недружественным Kia, Hyundai и Volkswagen пришли JAC, Haval и Chery. Самый более-менее бюджетный вариант иномарки, которую закупали петербургских ведомства за последний месяц, — JAC J7. Садово-парковому предприятию «Флора» он понадобился в комплектации «Лакшери». Несмотря на «люксовое» название, изысков она не предусматривает. Автомобиль поставили за 2,1 млн рублей.
Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленобласти на прошлой неделе объявил конкурс на поставку легковушки за 2,77 млн рублей. В техзадании сказано, что в машине, в частности, должен быть «адаптивный круиз-контроль ACC с функцией движения на малых скоростях LSF, системой предупреждения o столкновении FCW, функцией автоматического торможения AEB и системой распознавания знаков/пешеходов/ велосипедистов TSR и ассистентами удержания и сохранения полосы LKAS с системой контроля «слепых» зон BSI». Учитывая эту и другие характеристики, похоже, что речь идет о кроссовере Haval Jolion. Он есть в списке Минпромторга, и его производство локализовано в Тульской области. Автомобиль такой же марки и модели параллельно закупает лицей № 369 имени Героя РФ А. Н. Жихарева в Красносельском районе, только учреждение за нее предлагает 2,47 млн рублей. При этом его рыночная цена в зависимости от комплектации составляет не менее 1,95–2,6 млн рублей.
Автомобили Chery, GAC и Geely в список Минпромторга не попали, потому что их производство в России не локализовано. В категории кроссоверов спрос на них есть, но и цена заметно выше, чем у «местных» марок. Выбор дорожного предприятия «Коломяжское» пал на Chery Tiggo 8 PRO MAX и Geely Atlas Pro. Первый поставили за 3,5 млн рублей, поставщика второго еще ищут, но компания готова потратить на него 5,7 млн рублей. GAC GS8 GT целенаправленно закупает Академия танца Бориса Эйфмана. Конкурс объявлен по начальной цене 4,6 млн рублей.
Из общей массы несколько выбивается закупка «Ленсвета». Учреждению нужен автомобиль более чем за 5 млн рублей для поездок представителей «на деловые переговоры, форумы, выставки, а также для организации встреч высокопоставленных гостей города». В необходимой комплектации есть требование о наличии ионизатора воздуха Nano-e. Беглый поиск в Сети говорит, что таким оснащают японские автомобили Toyota и Lexus. Закупать их, конечно, не запрещено, главное, чтобы поставщик нашелся. А он нашелся.
За одного «китайца» двух «русских» дают
И все же петербургские госслужащие действительно начали массово закупаться «Ладами» и УАЗами. Количество закупок по отечественным автомобилям теперь значительно превосходит аукционы по иностранным. Они гораздо дешевле и закупаются партиями.
Оказывается, на самом деле в природе существуют «Лады» за один миллион рублей, правда, только если это «Нива Легенд», показывает опыт ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей». Учреждение дважды пыталось приобрести «Гранту» за миллион, но на конкурсы никто не заявился, а вот две «Нивы» ему пообещали поставить за 1,949 млн рублей. Получается по 974,7 тысячи рублей за автомобиль.
В Ленобласти и администрации Московского района Петербурга выбирают суровые, не балующие водителя коробкой-автоматом УАЗы со злободневным названием «Патриот». Областной комитет госзаказа закупил шесть таких за 11 млн рублей (примерно по 1,89 млн за штуку). Районная администрация объявляла конкурс по 1,5 млн, но никто не заявился. Сейчас проводит снова, но начальную цену подняла до 1,987 млн рублей.
«Горэлектротранс» недавно закупал сразу семь «Вест». На этапе подачи заявок у потенциальных участников возникли вопросы к техзаданию. «Ваши характеристики не подходят к комплектациям, которые сейчас выпускаются», — указывал один из них. Он отмечал, что требуемые заказчиком 8 динамиков, три подголовника на задних сиденьях, мультимедийная система идут в комплектации Techno, а запасное колесо и наружные зеркала с боковыми указателями поворота — в комплектации Enjoy. В Techno они не предусмотрены, настаивали еще два участника, которые просили изменить ТЗ, но ГЭТ был непреклонен и утверждал, что в документации всё верно. Победитель все-таки нашелся. Он был единственным участником и теперь поставит автомобили по начальной цене — 13,3 млн рублей (по 1,9 млн за штуку).
Петербургская дирекция по организации дорожного движения тоже приобрела семь «Вест» — за 12,2 млн рублей. Интересно, что ее тоже просили скорректировать конкурсную документацию в связи с отсутствием определенных деталей в подходящей комплектации («Комфорт»).
«Согласно аукционной документации, вам подходит автомобиль LADA VESTA. Но в связи с тем, что в настоящее время на заводе АВТОВАЗ производятся упрощенные автомобили марки «Лада», у данного автомобиля отсутствует регулировка ремней безопасности передних сидений по высоте», — отмечал один из потенциальных участников. В этой части заказчик отказался вносить изменения, но по другому запросу убрал из ТЗ обогрев лобового стекла.
Интересно, что несмотря на полностью отечественное происхождение «Весты», на ее поставку нужно получать разрешение Минпромторга, как на иностранный товар. Так происходит, когда товар не внесен в реестр российской продукции. Аналогичная ситуация с поставляемыми в Петербург уральскими ретротрамваями, о которой «Фонтанка» писала здесь.
Ответственное за транспорт для губернатора города бюджетное автотранспортное учреждение «Смольнинское», предоставляющее машины в аренду комитетам, подведомственным организациям и Законодательному собранию, с конца прошлого года закупок новых автомобилей не проводило, но в октябре заказало оценку своего движимого имущества с учетом износа.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»