Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город ЖКХ В Петербурге первый настоящий снегопад. Когда почистят дороги и тротуары

В Петербурге первый настоящий снегопад. Когда почистят дороги и тротуары

25 066

Первый снегопад в Петербурге каждый год ставит вопрос: сугробы и гололед — это неизбежность или дорожники где-то недорабатывают? Читаем их правила жизни.


В Петербурге действует «Технологический регламент производства работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге». Очередную редакцию утвердили пару лет назад, и зимней уборке там посвящена отдельная глава; период ее начинается с 16 октября и заканчивается 15 апреля, но в зависимости от погоды он может быть сокращен или продлен — это решение принимает комитет по благоустройству. Снегоочистители стартуют на улицах, где движение транспорта наиболее интенсивное. После сгребания и сметания снега дороги обрабатывают противогололедными материалами (ПГМ), чтобы не образовывалась наледь. Но в реальности это стараются делать превентивно — реагируя на прогноз погоды. Собственно, накануне так и поступали в ожидании метели, из-за чего местами просыпали соли больше нужного.

Зимой допускается эксплуатация дорог с уплотненным снежным покровом, так называемым накатом толщиной не более 6 см. Но это должна быть прямо ровная дорожка: покров не должен иметь отдельные неровности высотой/глубиной более 4 см, а также дефекты и рыхлый снег, которые влияют на безопасность движения. Если такие есть — должны устраняться в сроки от 2 до 6 суток. Так что в действительности проезжую часть стараются чистить до асфальта.


Кроме того, снег не должен исчезать с глаз долой моментально. «Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на первоочередных дорогах допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2 см, на дорогах группы «А» и «Б» — не более 4 см, на дорогах «В», «Г» и «Д» — 5 см», — говорит регламент.

Механическая уборка — это сгребание и сметание снега плюс обработка противогололедными материалами. Но последовательность и количество операций зависят от погоды. Если интенсивность снегопада больше 3 мм/час — ограничиваются только сгребанием. Это дает рост производительности в 1,5 раза. Завершающее сгребание и подметание снега производят уже после окончания снегопада — в течение 3–6 часов в зависимости от категории дороги. Затем сыплют ПГМ, чтобы не образовался гололед. Если дороги сухие и влажные, используются песко-соляная смесь, соль с увлажнением, солевые растворы, гранитная крошка (крайне эпизодически). Если поверхность мокрая — песко-соляная смесь.

1 из 8

При химическом способе уборочная техника должна начать обрабатывать дороги противогололедными материалами не позднее 15–20 минут после начала снегопада при интенсивности выпадения снега 1–3 мм/ч. При слабом снегопаде интенсивностью 0,5–1 мм/ч — не позднее 45 минут после его начала.

После начала снегопада противогололедные материалы наносятся на дороги не сразу. Сначала идет этап выдержки, ее продолжительность зависит опять же от интенсивности осадков и температуры воздуха. Подождали — нанесли реагенты и песок — еще подождали, пока подействует («интервал»), — смели — снова ждем. И так далее. При непрерывном снегопаде интервал не соблюдается, начиная со второго цикла снегоочистки.


Полная снегоочистка дорог при применении ПГМ должна быть завершена в течение 6 часов после окончания снегопада.

В целом принцип уборки, если снег не дает передышки, такой: сначала выходят на тротуары, через полчаса техника выходит на проезжую часть, в обоих случаях все складируют в так называемую прилотковую зону у поребрика, там формируют валы, которые вывезут позже. Для них есть запретные зоны:

  • на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи ж/д переездов в пределах треугольника видимости;

  • ближе 10 м от пешеходного перехода;

  • ближе 20 м от остановок маршрутных транспортных средств;

  • на тротуарах;

  • на водоотводных устройствах;

  • на мостовых сооружениях дорог и улиц.

Кучи снега при формировании вала запрещено сгребать на бортовые камни, тротуары и газоны. Сроки вывоза уже сформированных валов зависят от группы, к которой принадлежит конкретная дорога. Для групп «А«–«Д» — в течение 9–12 дней, групп «Е» — в течение 12–20 дней с момента окончания снегопада. Правда, по решению комитета эти сроки могут быть как сокращены, так и увеличены.

Особый режим — мощный снегопад

Особый режим в городе наступает, когда в Петербург пришло опасное природное явление — снегопад интенсивностью более 15 см за один снегопад (сутки). Тогда техника на линии должна работать непрерывно.


Как должна проходить уборка улиц в это время:

  • непрерывное прометание проезжей части;

  • расчистка площадок остановок пассажирского транспорта на тротуарах;

  • расчистка тротуаров на ширину одного прохода техники;

  • после окончания снегопада производятся завершающие работы по сгребанию в валы и кучи и подметанию снега.

Во время снегопада или метели и до окончания снегоочистки на дорогах допускается 5-сантиметровый слой рыхлого или талого снега.

Тротуары

Сгрести, подмести и оплужить снег с тротуаров и велодорожек, а также зачистить бортовой камень для прохождения снегопогрузчика необходимо не позднее, чем через 1 час после окончания снегопада днем или до 7 часов утра в ночное время.


На закрытых тротуарах (то есть отделенных от дорог газонами) работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее 3 часов с окончания снегопада.

На тротуарах, как и на дорогах, допускается уплотненный снежный покров. Он должен быть не толще 6 см и не иметь неровности глубиной или высотой более 4 см. После окончания снегопада такой покров должен обрабатываться фрикционными материалами (то есть песком или щебнем) в течение 3 часов.

Скользкость на тротуарах должна устраняться в течение 12–24 часов в зависимости от популярности того или иного маршрута. Но с оговоркой — после окончания снегопада.

Рыхлый и талый снег с тротуаров должен быть убран через 1–3 часа после окончания снегопада.

Про лед в пешеходных зонах сказано более расплывчато: «участки тротуаров и велодорожек, покрытые льдом, следует обрабатывать песко-соляной смесью и убирать в кратчайшие сроки скалывателями-рыхлителями».

Особое внимание уделяется лестницам и площадкам у воды. В этих местах снег должен быт сгребен и подметен не позднее, чем через 2 часа после окончания снегопада в дневное время или до 7 часов утра.

Реагенты


В последние годы Петербург перешел на массовое использование чистых реагентов, а не только в составе песко-соляной смеси, арсенал пополняется более мощными веществами вроде «Бионорда». Для них в регламенте есть своя периодичность применения и состав.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В перечень входят твердые ПГМ и жидкие. Первые — это:

  • техническая соль NaCl в сухом виде;

  • 10% песко-соляная смесь;

  • 50% песко-соляная смесь;

  • механические и композитные смеси:

  • с содержанием CaCl2, KCl не менее 20% и NaCl не более 75%, формиата Na — 2–15%;

  • гранитная крошка, песчано-гравийная смесь.

Жидкие ПГМ — это:

  • солевой раствор (с содержанием NaCl — 20–22%);

  • солевой раствор (с содержанием CaCl2 — 25–27%).

Для увлажнения технической соли при ее распределении применяется 20–22%-ный солевой раствор NaCl или 25–27%-ный солевой раствор CaCl2.


Впрочем, надо помнить, что выполнение регламента зависит от технических и человеческих ресурсов дорожных компаний. С этим непросто: машин накупили вдоволь, больше, чем за какой-либо период последних лет. Но похвастаться полной укомплектованностью к началу холодов не могла ни одна компания. А ведь именно отсутствие людей в спецовках при обилии людей в пиджаках два года назад накликало на Петербург уборочный коллапс, который закончился десятками уголовных дел и запустил отраслевую реформу.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
157
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях