В Петербурге скончался журналист, писатель, основатель Агентства журналистских расследований, «Фонтанки» и 47news Андрей Константинов. На 61-м году утром 13 декабря 2023 года у себя дома ушел из жизни наш друг, товарищ и коллега. Последний год Андрей Константинов тяжело и неизлечимо болел.
О дате и месте похорон редакции «Фонтанки» и 47news известят дополнительно.
Мы видим ваши слова сочувствия и благодарны вам. Ваша любовь и интерес к работе и творчеству Андрея Дмитриевича были важны для него. Ваша поддержка сейчас важна и нам — его друзьям, коллегам, родным, близким. Мы открыли на «Фонтанке» стену памяти, здесь вы можете оставить свой комментарий, поделиться историей личного или заочного знакомства с Андреем Константиновым. Ваши соболезнования обязательно будут переданы семье.
Экс-главред «Эха Москвы в Петербурге» Валерий Нечай:
— Почему-то, когда люди уходят, сразу хочется вспомнить все то, что когда-то не договорил или не сказал им. И это нормально.
С Андреем Константиновым мы были по разные стороны политического спектра. И никогда этого не скрывали. Но он признавал «Эхо» и говорил, что наши «Особые мнения» — лучшие передачи о том, что на самом деле происходило тогда в Петербурге. А мы его звали в эфир и потом читали сообщения слушателей, которые считали нужным заявить: «Нам неинтересен Константинов, мы уходим». Им было неинтересно, они про это писали и, наверное, уходили. Но подавляющее большинство слушателей оставалось — потому что именно таковы настоящие слушатели «Эха», которые открыты к разным точкам зрения, а выводы делают сами.
Публичный скандал в эфире стал причиной того, что Андрей Константинов к нам больше не приходил, а мы приняли решение его не звать, пока оба (и он, и ведущий) не помирятся. И сколько раз уже я думал написать им обоим и спросить: готовы ли? И так и не сделал этого. Наверное, в противном случае наш эфир был бы более объемным.
Именно Константинов — один из создателей «Фонтанки.ру». Медиа, о котором говорят: «Если про это не написала «Фонтанка», этого не произошло…», и, конечно же, без него не было бы «Бандитского Петербурга».
Когда атаковали его детище, «Эхо» присоединилось к тем, кто защищал «Фонтанку», и Константинов это очень ценил и очень помогал нам, когда нам было тяжело. Какие бы мы ни занимали разные позиции, как бы ни ругались заочно, мы были частью единого журналистского цеха — и признавали основное право каждого из нас на честную и ответственную журналистскую деятельность.
Соболезнования нашим коллегам, всем тем, кто знал и ценил Андрея Константинова, и, конечно же, его близким…
Евгений Вышенков, заместитель главного редактора и совладелец «Фонтанки»:
— Очень давно было время, когда меня как-то искали и «красные», и «черные». Но я помню, как Андрей сам предложил: «Так поживи у меня, про меня никто не подумает». Это было опасно, но он поступил как мужчина и друг. Что тут еще говорить?
А если подняться над повседневностью, то надо так: когда цитаты из текстов расходятся в народе от Выборга до Чукотки, тогда автор счастлив. Согласен он или нет. Когда его фильм показывают четверть века, несмотря на отношение к нему владельцев телеканалов, — это масштаб. Нравится или нет. Именно так большие люди становятся кодами. Хотим или нет. Проходит время, память масс забывает сведения прошлого, а все равно говорит фразами этого человека. Слава именно здесь.
Все остальное — популярность, читаемость, рейтинги — семечки.
Александр Горшков, главный редактор и совладелец «Фонтанки»:
— Что для меня Андрей? С первых шагов нашего знакомства Андрей для меня — вон из той фотографии, которая висит на стене в его кабинете — а это первая полоса «Смены» 92-го года, где он договаривается с оперативником, крышевавшим скупку золота. А я тогда из машины наблюдал за этой сценой. Это все у меня сейчас перед глазами. Так вот, начиная с той фотографии и до сегодняшнего дня, это жизнь, которая получилась такой благодаря Андрею. Когда мы вместе придумали Агентство расследований в газете «Смена» и когда Андрей пошел дальше и придумал АЖУР. Можно сказать, что эту жизнь я прожил благодаря Андрею. Без него бы точно было бы как-то по-другому.
Может быть, у нас получилось не так, как задумывалось изначально, когда мы строили какие-то прожекты, но точно жизнь получилась не менее интересной. Нам удалось даже больше, чем мы задумывали.
У меня нет сомнений, что через много-много лет его будут читать, как в наши дни читают, допустим, Гиляровского. Точно такой же след в истории журналистики, в писательстве оставил Андрей. Спасибо, Андрюх!
Виктор Шкулев, председатель совета директоров «АЖУР-МЕДИА» («Фонтанки»), президент «Шкулев Медиа Холдинг»:
— Я встретил эту новость и погрузился в такое состояние, когда даже сам для себя не могу это объяснить. Такое чувство потери очень существенно, важно, когда я начинаю для себя осознавать, что Андрея больше нет. Я каждый раз, когда ехал в Петербург, всегда, почти всегда, в первую очередь думал о нем, потому что у меня накапливалось много вопросов и очень часто не знал, как их разруливать. Я шел к Андрею, встречался, обсуждал, и появлялись какие-то решения. И такое происходило.
Я очень часто вспоминал начало нашего знакомства. Это было около 30 лет назад, когда, встретив его как журналиста «Комсомольской правды», первый раз реально им восхитился, как парнем, который подмечает мир настолько уникально и настолько оригинально, что интерпретирует мысль. И вдохновляет тебя, и ты наполняешься неким желанием. Но не только тогда, когда я встречал его как журналиста или как писателя.
Но и как бизнесмена. Хотя у нас существует мнение тех, кто близко его знает, что Андрей не про бизнес, но тот контент, который он создавал, это всегда был очень хороший бизнес. И основанная его руками вместе с друзьями, коллегами «Фонтанка» — мощнейшее подтверждение того, что именно Андрей, наряду с другими талантами, еще и обладал даром сделать такой успешный бизнес-проект. Вот настолько Андрей — сильное начало. Это и есть наследство. Продолжать нам.
Писатель, сценарист, историк Леонид Юзефович:
— Андрей Константинов принадлежал к тем редким в литературном мире людям, кто прожил несколько жизней и был един во многих лицах: арабист, военный переводчик в Йемене, журналист и писатель, автор детективных романов, по которым снят легендарный сериал «Бандитский Петербург», создатель Агентства журналистских расследований, «Фонтанки» и лучшего в 2000-х петербургского журнала «Город-812»; умный, широкий и при этом глубоко порядочный человек. Мы дружили... Многим в Петербурге будет плохо без него.
Генеральный продюсер компании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко:
— Мы познакомились давно, не помню, в каком году, когда Андрей планировал делать проект «Мистер Нет» — о Громыко. После этого мы с ним все это время плотно работали. Только за последние годы сделали сначала «Фронтовую любовь» по его произведению, потом «Преторианец» — это большая работа, которая тоже должна выйти на НТВ. Основная работа, которую мы сейчас делаем, называется «Новые русские СМИ». Он написал сценарий, это восемь серий, история о всех знаковых за последнее время событиях в мире, где присутствовал главный герой — военкор. Все, что связано с этим, Андрей хорошо знал, поскольку это была его жизнь.
Работалось с ним замечательно, потому что таких людей, как Андрей, — умных, талантливых и честных — практически не осталось. И сценарные работы его были уникальны. Мы с ним планировали делать потрясающий проект, который он очень хотел, — «Великое посольство», о Петре Первом. Мы даже его много где заявляли, но, к сожалению, финансирования не нашли. Обычно с авторами сложно работается, а с ним у нас никаких вопросов никогда не возникало, это был идеальный союз. Но он писал гениально, все интересно.
Я с ним в последний раз разговаривала в воскресенье, мы говорили полтора часа, у него были планы, он написал сейчас «Живую воду», — очень хотел, чтобы этот проект состоялся. Мы обсуждали, что он книгу должен был выпустить. Ну и вообще мне с ним было очень интересно говорить, потому что у него всегда было свое мнение, оно было всегда честным по отношению к разным проблемам и к разным историям.
Мы долго с ним разговаривали — как никогда, кстати. Почему для меня это все очень неожиданно, потому что у меня даже не было мысли… Он всегда свою работу делал по-честному. Многие хотели, чтобы он поработал с ними, но он был такой «ежик», ему надо было, чтобы он совпадал с людьми. Нам повезло, что мы совпали, потому что это была очень хорошая работа. Одна только «Фронтовая любовь» чего стоит! Необыкновенная история, и мне жаль, что она еще пока не показана в эфире, но надеюсь, ее покажут.
Мне нравилось, что он был человеком с большим юмором. Даже тогда, когда были тяжелые моменты в его жизни, он все равно мог их подавать с легкостью.
Мои соболезнования семье. Конечно, для нас это большая утрата, это правда, и в творчестве, и вообще по-человечески, — во всем.
Депутат ЗакСа Ленинградской области Андрей Лебедев знал Андрея давно, с 90-х годов. Тогда Лебедев как раз ушёл из уголовного розыска, и они познакомились с журналистом Константиновым на почве обсуждения одной из историй.
— Я настолько давно знаю Андрея, что, кажется, это длилось всю жизнь. Так-то мы познакомились в середине 90-х. Он был в газете «Смена», она располагалась в здании Лениздата, а я работал в службе безопасности одного банка. Была некая история, и там мы с ним первый раз пересеклись. Никогда не говорили друг другу слов вроде «мы друзья», но это был один из моих самых близких людей. В последние годы без его пятничных «Итогов» у меня не проходила ни одна пятница. Без него не было бы ничего – ни Агентства журналистских расследований, ни «Фонтанки». Это тяжёлая личная утрата. В общественной и политической жизни, конечно, тоже.
Режиссер Владимир Бортко:
— Я познакомился с ним совершенно случайно. Искал тогда для себя какой-нибудь сюжет. Мне хотелось про банкиров что-то такое снять, как там что происходит внутри банка. И Кивинов посоветовал обратиться на «Фонтанку», к Константинову. Я пришел к Андрею, а он говорит: «Про банки я не знаю, но вот у меня есть такая история. Почитайте».
А в те годы на улицах были книжные развалы. И там лежали книжки, на обложках — пистолеты, какие-то девушки. Этих книжек было очень много. И здесь тоже была изображена какая-то девушка и пистолет. Я сказал: «Ну, ладно, посмотрю».
Вечером открыл, заглянул — и мне очень и очень понравилось. И я понял сразу, что надо снимать.
Но была проблема с деньгами. На съемки сериала не было денег, а находить их надо. Есть у меня приятель в банке, я позвонил ему. И вот с этого все и началось, и довольно быстро мы сделали сериал «Бандитский Петербург».
Андрей Константинов очень часто бывал на съемках, ему нравился процесс. Там он познакомился с композитором Игорем Корнелюком, они стали друзьями после этого.
Человек он был непростой, закрытый. Жизнь, которая у него была, не способствовала особой открытости. Профессия, которой он занимался, тишину любит. Он служил на Ближнем Востоке, был ранен. Но видно было, что он был человеком, который знает, о чем он пишет, и знает, что он делает в жизни.
Есть еще один важный момент. В Петербурге на пять-шесть миллионов жителей все личности — наперечет. И когда уходит значимая личность, город становится меньше. Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе. Он по всем нам звонит. Меньше стало людей, которые представляли Петербург не только внутри него, но и за его пределами.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко был лично знаком с Андреем Константиновым. Виделись неоднократно, и на мероприятиях, и в редакции «Фонтанки» и 47news:
— Знаю, что он болел. Всё равно его уход очень неожиданный для меня. Это талантливый журналист, человек эпохи, в которой я вырос, и он смог её достоверно и точно описать. Я читал много его книг. Он был открытый, у него не было двойного дна, кому-то нравился, кому-то нет. Но в этом и состоит его профессия и жизнь. К нему всегда уважительно относились, а он ни под кого не подстраивался. Это большая потеря для всех.
Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков был знаком с Андреем Константиновым с 1998 года. Подружились на почве исследования криминального мира:
— Сильный и талантливый человек, основатель криминальной журналистики и жанра «Бандитский Петербург». Не только бренда применительно к городу, но и в целом. Мы много общались, были друзьями. Любая смерть неизбежна и трагична. Но главное, что человек оставит после себя, что будет из этого жить. Андрей Константинов оставил многое.
Востоковед, участник боевых действий в Афганистане, Чечне, полковник в отставке Борис Подопригора создал с Константиновым роман «Если кто меня слышит: легенда крепости Бадабер»:
— Я до сих пор нахожусь в сверхэмоциональном состоянии, сколько-нибудь рассудительные оценки дать не готов. Но я действительно считаю Андрея одним из наиболее ярких представителей петербургской литературы по крайней мере последних тридцати лет. Думаю, что в этом качестве он не менее интересен и не менее заслуживает внимания, чем Довлатов и даже, я бы сказал, Бродский. Это совсем другой уровень постижения той реальности, которая была продиктована тем временем, в котором мы все жили. В этом смысле Андрей непревзойден. В будущем о нем скажут больше.
Шведский журналист, писатель и автор фильмов про преступный мир России Малькольм Дикселиус. Вместе они работали над книгами «Бандитская Россия» и «Преступный мир России»:
— Я настолько тесно связан с Андреем, очень печально всё это слышать. Из россиян, с которыми знаком, он, безусловно, самый важный, самый близкий. В последние годы, конечно, меньше общались: пандемия, международная обстановка... У нас давно не было открытого серьёзного разговора, я хотел такую беседу. Очень тяжело слышать, что мы разошлись без этой последней встречи. В октябре у меня вышла книга «Исповедь обрусевшего шведа». В ней я подробно рассказываю о наших отношениях, о начале творческого пути Андрея, одна глава целиком о нем. Как писатель Андрей начался буквально в моем доме, ровно 30 лет назад. У меня он писал «Бандитскую Россию».
Очень хорошо помню нашу первую встречу. Мы встретились в газете «Смена», где он тогда работал, в 1993-м. Сразу нашли общий язык, он — военный переводчик, я — парашютист и переводчик. Стали дружить буквально с первого дня. Я предложил Андрею соучастие в документальном фильме о мафиозных структурах Петербурга. Кино вышло в 94-м. Потом заказ от шведского издательства на книгу о российской мафии, потом еще одна, потом ему предложили «Бандитский Петербург». И в сериале по этой книге Андрея мне тоже в итоге довелось сняться.