Федеральная антимонопольная служба РФ впервые с 2019 года разрешит аэропорту Пулково увеличить сборы за обслуживание самолетов на региональных рейсах. Также растут тарифы на международные направления и перелеты до Москвы. «Фонтанка» выяснила, почему потребовались такие изменения.
О том, что ФАС предлагает установить новые сборы и тарифы для обслуживания авиакомпаний на внутрироссийских рейсах, 13 декабря сообщил «Коммерсант» со ссылкой на проект приказа ведомства.
Согласно документу, в петербургском аэропорту Пулково тариф на взлет-посадку вырастет на 20% — до 433 рублей за 1 тонну максимальной взлетной массы. Сбор за обеспечение авиационной безопасности — также на 20%, до 397 рублей за т/мвм. Плата за пользование терминалом Пулково-1 поднимется на 21%, до 115 рублей за каждого пассажира. При этом неизменным остается тариф за обслуживание пассажиров — 292 рубля.
Также ФАС согласовала увеличение тарифов в аэропортах Спиченково (Новокузнецк) и Гагарин (Саратов).
Для кого именно поднимутся тарифы?
Речь идет об аэропортовых тарифах и сборах на обслуживание рейсов в другие регионы РФ, за исключением Москвы. На них приходится более 60% трафика, пояснил «Фонтанке» генеральный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы», управляющей Пулково, Леонид Сергеев. По его словам, тарифы на российских направлениях не менялись с 2017 года. С учетом того, что аэропорт повысил расценки на три тарифа из четырех, которые регулирует ФАС, итоговая индексация составит не 20%, а 12,9%, отметил он.
При этом накопленная инфляция за этот период составляет 41%. В следующем году ВВСС намерены снова обратиться к антимонопольщикам за разрешением еще раз пересмотреть размер платы за обеспечение авиационной безопасности.
Индексация происходит также по тарифам, которые ФАС не регулирует. В 2023 году изменение сборов за обслуживание российских авиакомпаний на направлении Санкт-Петербург — Москва и международных рейсах составило до 8%. «Это тоже значительно ниже уровня инфляции, в 2022 году тарифы не менялись», — пояснили в пресс-службе ВВСС. В 2024 году планируется индексация еще на 7,5%. Тарифы на международных направлениях для иностранных перевозчиков не менялись с 2017 года.
Почему Пулково вынуждено поднимать цены?
По словам Леонида Сергеева, текущий уровень расценок на обслуживание бортов на региональных рейсах перестал покрывать расходы аэропорта. В первую очередь растут затраты на зарплаты сотрудников (ФОТ занимает 55% расходов воздушной гавани). Обслуживание импортного оборудования тоже подорожало из-за сложностей с логистикой и ослабления рубля.
По итогам 2022 года Пулково заработало 4,8 млрд рублей чистой прибыли. Однако нужно учитывать, что сейчас аэропорт инвестирует значительные средства в программу импортозамещения и усиление безопасности. «По указу президента, ИТ-системы, относящиеся к критической инфраструктуре, должны быть заменены к 2025 году. Мы переустанавливаем практически все системы», — отметил Леонид Сергеев.
Реализация инвестиционного проекта по созданию второй очереди аэропорта также требует капитальных вложений. По оценкам ВТБ Инфраструктурный холдинг, они составят не менее 50 млрд рублей, но окончательная сумма будет известна после завершения проектирования.
Сейчас по региональным рейсам воздушная гавань работает в минус. Раньше Пулково могло компенсировать эти потери за счет международных направлений, но сначала из-за пандемии, потом из-за закрытия воздушного пространства их число уменьшилось в два раза. Повышение регулируемых тарифов позволит сократить эти убытки и получить средства, которые можно потратить на улучшение работы аэропорта, отмечает Леонид Сергеев.
При этом Пулково продолжает оставаться дешевле многих региональных аэропортов, и даже московских. Например, стоимость взлета-посадки в петербургском аэропорту по новым тарифам составит 433 рубля за 1 тонну максимальной взлетной массы. Для сравнения: в Домодедово — 450 рублей, в Шереметьево — 586,5 рублей. «В этом году Пулково перевезет 20,3 млн пассажиров, что говорит о том, что благодаря нашей ценовой политике и уровню сервиса авиакомпании нас выбрали», — подчеркнул Леонид Сергеев. При корректировке тарифов Пулково ориентируется на то, сколько будет стоить обслуживание рейса авиакомпании.
Подорожают ли авиабилеты?
По расчету ФАС, который приводит «Коммерсант», рост тарифов в Пулково в расчете на пассажира «туда-обратно» составит не более 116 рублей. Можно ожидать, что наиболее заметно рост тарифов отразится на самых дешевых авиабилетах. Однако перевозчики не обязательно переложат его пропорционально и, к примеру, могут компенсировать увеличение сборов за счет более маржинальных направлений. Стоимость аэропортовых услуг составляет 4–6% от затрат перевозчика.
Компании используют динамическое ценообразование и формируют свою ценовую политику, исходя из востребованности маршрута, сезонности спроса и своей внутренней экономики, отмечает Леонид Сергеев. Поэтому прямого влияния на цены на билеты индексация тарифов не окажет, считает глава ВВСС.
«Любой рост стоимости обслуживания рейсов авиакомпании в том или ином аэропорту оказывает влияние на цену билетов в большую сторону», — прокомментировали в авиакомпании «Россия». Пока перевозчик ознакомился с новым прейскурантом цен на услуги Пулково, которые не регулирует ФАС.
«Цена на ряд услуг, таких как предоставление трапов или автобусов для пассажиров, увеличилась на 20 процентов, что в несколько раз выше заявленного уровня инфляции», — отметили в пресс-службе. Сейчас авиакомпания готовит официальное письмо с просьбой объяснить столь существенный уровень повышения цены. В компании «Руслайн» не стали комментировать тему изменения тарифов. В RedWings на момент публикации не ответили на запрос «Фонтанки».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»