Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Депутата из Петербурга хотят оштрафовать за объявления о домашних котлетах и «ноготочках». Как это работает

Депутата из Петербурга хотят оштрафовать за объявления о домашних котлетах и «ноготочках». Как это работает

24 100

Управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу рассмотрит первое дело о немаркированной рекламе. К ответу призвали депутата округа Шушары. В его группе «Детскосельский онлайн» жители разместили объявления об услугах маникюра, продаже пельменей и котлет, прачечной, курсах IT, занятиях в детском клубе и ремонте техники.

Тимур Туктаров переехал в Пушкинский район в 2013 году и почти сразу завёл группу во «ВКонтакте». «Сначала она была посвящена моему ЖК, но затем стала расширяться. Я гулял по району, видел много коммунальных проблем и жаловался на них на портале «Наш Санкт-Петербург». Затем свои жалобы в группу стали присылать жители, я их тоже перенаправлял на портал. Уже тогда каждый день я писал их пачками — штук по 30. Группа росла, я несколько раз пытался её прорекламировать — ходил и разносил листовки по почтовым ящикам». Сейчас на группу «Детскосельский онлайн» подписаны 13 тысяч человек. В 2019 году, ещё будучи студентом, Тимур избрался муниципальным депутатом в совет Шушар. «Это сейчас основная моя деятельность, летом я закончил учиться на юриста, но работу пока не нашёл», — добавляет он.

В начале декабря Тимур получил по электронной почте, привязанной к группе, письмо от управления федеральной антимонопольной службы. В ней перечислены 9 постов, которые были опубликованы в группе «Детскосельский онлайн» с 14 по 22 сентября. То есть через пару недель после того, как вступил в силу новый закон о рекламе. Это — объявления от жителей. Например, 19 сентября Анна предложила подписчикам покупать у неё домашние котлеты и пельмени. 22 сентября рассказать о своих услугах решили мастера по ремонту стиральных машин. 14 сентября жительница Пушкина предложила записаться к ней на маникюр. Также под внимание инспекции попали объявления о наборе моделей на похудение, вызове нарколога на дом, детских кружках, прачечной и курсах по разработке сайтов. «Я не отрицаю, что это реклама, у нас действительно такие объявления можно было подать за 500 рублей. И, если открыть любую районную группу, — так везде. Но почему ко мне тогда прицепились?» — удивляется Тимур.

Судя по тексту письма, в УФАС обратился некий заявитель, после чего и было возбуждено дело. «В муниципальном совете у нас со всеми нормальные отношения, а вот в управляющих компаниях и районной администрации меня не любят — я им постоянно добавляю работы своими жалобами. Сейчас, например, в группе жаловались на неубранный снег», — говорит Тимур. В УФАС имя заявителя не раскрывают.

В управлении федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу «Фонтанке» сообщили, что это первое дело в городе после вступления в силу нового закона о рекламе. Однако подробности комментировать отказались.

Поправки в закон о рекламе действительно предполагают создание единой системы учета всей интернет-рекламы в России и обязательную маркировку каждого объявления. Для этого ещё год назад были выбраны операторы рекламных данных, в том числе «Яндекс», «Сбер», «Озон», «ВКонтакте», куда нужно передавать данные для их обработки и отправки в Роскомнадзор. Каждому рекламному тексту оператор присваивает токен — это специальный код, по которому контролирующие органы могут проверить, действительно ли реклама была верно оформлена. Токен в тексте рекламы нужно разместить в самом начале и он должен быть копируемый, то есть спрятать его на картинке нельзя. Прописывать токен нужно даже поверх «кружочков» в телеграм или в сторис запрещённого Инстаграм*. Менять текст рекламы после регистрации токена уже нельзя. При этом сама регистрация у рекламных операторов платная — в среднем она обойдётся 1% от стоимости рекламы, в некоторых случаях операторы берут ещё плату за хранение информации на серверах. В течение месяца, который следует за месяцем публикации, и рекламодатель, и площадка, разместившая рекламу, должны отчитаться о просмотрах. Также рекламному оператору нужно будет передать сведения о договоре о рекламе, в котором нужно указывать срок, место и стоимость размещения.

Теоретически взаимодействие с рекламным оператором и получение токенов можно делегировать рекламному агентству или бирже по размещению рекламы. Хотя с маленькими заказами им невыгодно работать, говорят участники рынка. В связи с этим за последние месяцы выросла стоимость маркированной рекламы в соцсетях. Кроме того, нюансы новой системы работы с рекламой вызвали потребность в новых специалистах. По данным hh.ru, количество вакансий, в которых упоминается необходимость работы с операторами рекламных данных, в сентябре достигло 416 человек. Рекламной службе «Фонтанки», например, тоже пришлось взять на работу двух новых сотрудников.

Сами поправки начали действовать ещё в прошлом году, однако именно с этого сентября вступили в силу штрафы, которые могут получить участники рекламного размещения, если допустят ошибки в маркировке или выпустят текст без неё. Например, за неверную передачу информации в единый реестр физлицо может быть оштрафовано на 10–30 тысяч рублей, юрлицо — на 200–500 тысяч. За распространение рекламы без токена или с нарушением правил его размещения физлицам грозит штраф от 30 до 100 тысяч рублей, должностным лицам от 100 до 200 тысяч, юрлицам — от 100 до 500 тысяч рублей.

Первый штраф за несоблюдение правил маркировки рекламы в Интернете получил телеграм-канал «Лиса рулит» в ноябре 2023 года. За три поста автоблогера, работающего как ИП, оштрафовали на 300 тысяч рублей. Как говорила журналистам автор канала Елена Лисовская, у постов были токены, но их забыли проставить в тексте рекламы. А в начале декабря из-за отсутствия маркировки оштрафовали автора канала «Мой Нижний Новгород» Илью Ленковца за семь постов. Причем сначала он получил штраф в УФАС в две тысячи рублей за отсутствие пометки о рекламе, а затем штраф 30 тысяч рублей за отсутствие токена добавил Роскомнадзор.

Петербуржец Тимур Туктаров, которому теперь придется столкнуться с этой системой, говорит, что спорные рекламные посты уже удалил. «Я понимаю, что нарушил закон, но надеюсь, что мне вынесут предупреждение (такой меры не предусмотрено, однако раскаяние и удаление немаркированной рекламы может стать смягчающим обстоятельством. — Прим. ред.). У меня инвалидность по ДЦП, для меня такие штрафы — это слишком большие деньги».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

* «Инстаграм» — соцсеть от организации Meta (признана экстремистской в России, ее деятельность запрещена).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях