Селлеры, чей товар сгорел на складе интернет-магазина Wildberries, рассказали «Фонтанке», какие понесли убытки. Счет у собеседников идет на миллионы — предприниматели называют суммы в среднем от 1,2 до 3,5 миллионов.
Петербурженка Анна занимается интернет-продажами уже несколько лет, и для масштабирования бизнеса переехала в Китай. На маркетплейсе Wildberries она продавала бижутерию, коврики с подогревом и прочие предметы быта.
На складе в Шушарах, по словам Анны, у нее пропало 1 000 товаров на общую сумму 3,5 миллиона рублей.
— Я лишилась денег, я не продаю товар. Просто он сгорел, вот и все, — сетует Анна.
Как делилась предпринимательница в своем блоге в соцсети, за август ее оборот составил 3,5 миллиона рублей, то есть сумма ущерба, причиненного ей пожаром на складе в Шушарах, как раз сопоставима с ее оборотными средствами, за счет которых она могла поддерживать непрерывность и ритмичность продаж в течение целого месяца.
Одним из требований маркетплейса к селлерам, рассказала «Фонтанке» Анна, было распределять товары на разные склады. Склад в Шушарах они выбирали потому, что по Петербургу там были самые дешевые расценки и логистика.
— Мне повезло — у меня остались товары на других складах. А многие мои коллеги поставляли товары только на склад в Шушарах и в итоге лишились всего, — говорит Анна.
Накануне Wildberries объявил, что начнет возмещать ущерб продавцам с понедельника, 15 января. Однако, по словам Анны, никаких уведомлений она не получала.
Предпринимательница Елена продает в интернет-магазине Wildberries крем и щетки для головы. В Шушарах у нее пропало порядка тысячи товаров на общую сумму 500 тысяч рублей.
Индивидуальный предприниматель Даниил из Петербурга торговал на Wildberries силиконовыми чехлами для Airpods, эргономичными подставками для зубочисток и установками для плавления воска. Ущерб от пожара он оценивает примерно в 300 тысяч рублей — огонь уничтожил 350 единиц товара.
— Если честно, это не серьезный удар, у меня товар по всей России разбросан. Это больно, неприятно, но есть поставщики, кто потерял миллионы. Первый день мы в шоке были, но представили, каково было крупным поставщикам, у нас в сравнении с ними ничего страшного. Отписка от компании была штатная, но пока еще возмещения я не получил. Если выплатят, будет вообще прекрасно.
Склад в Шушарах Даниил выбирал по двум причинам — близко от дома и просто в логистике.
— Не могу сказать про другие склады, но в сравнении с «Озоном» хранение дешевле процентов на 40%. И быстро: на Wildberries весь процесс отгрузки занимал примерно 10–15 минут, мы просто сдавали товар, его сканировали и забирали, все. На «Озоне» все гораздо сложнее происходит, — несмотря на ЧП, Даниил намерен продолжать сотрудничать с Wildberries.
Компания из Москвы «АЛГОРИТМ-212» размещала на маркетплейсе мягкие игрушки для детей, как, например, кот-подушка Басик, стоимость игрушек колеблется в диапазоне от 500 рублей до 2 тысяч.
— В Шушарах была очень удобная логистика для поставок из Москвы. И хранение дешевле в 2–3 раза, чем на других складах. В компании у каждого склада есть свой логистический коэффициент: чем свободнее склад, тем коэффициент ниже — для того, чтобы спровоцировать наполнение товаром. Благодаря низкой расходной части продавцы могли поставить на товар цену меньше, — объясняет представитель компании Никита.
По предварительному подсчету размер ущерба, причиненного пожаром в Шушарах, в компании оценивают в 1–1,2 миллиона рублей. По оценкам компании, сумма для них не критичная — компания работает по всей стране, на Петербург приходится лишь небольшая часть оборота. Уведомлений о возмещении компенсации «Алгоритм» пока еще не получил, но в компании считают, что требовать от маркетплейса немедленных выплат было бы несправедливо.
— У многих был неликвидный товар, оборачиваемость которого доходила до полугода, а возместят его в полном объеме, так что поставщики еще и в плюсе останутся, — считает Никита.
Впрочем, на возмещение 100% стоимость товара селлерам рассчитывать не стоит. Как рассказал «Фонтанке» владелец нескольких крупных ПВЗ в Петербурге, в договоре с продавцами четко прописаны условия возмещения потерь.
— Это не 100% от продажной цены — минусуются транспортные расходы и комиссия, — поделился он.
Свои товары на маркетплейсе Wildberries размещали и такие гиганты-производители, как Melon Fashion Group, владелец брендов Zarina, befree, Love Republic и Sela, и БТК групп, владелец товарного знака URBANTIGER, однако развивать тему причиненного пожаром ущерба они не стали.
— Мы не комментируем, — сообщил представитель владельца брендов Zarina, befree, Love Republic и Sela.
В БТК групп запрос «Фонтанки» оставили без ответа.
Еще один продавец из Петербурга ранее пожаловался, что на складе Wildberries в Шушарах у него сгорело более 100 «вибраторов и писюнов» на общую сумму 600 тысяч рублей.
По предварительным оценкам экспертов, ущерб от пожара может составить порядка 15 миллиардов рублей, но это с учетом самого здания, оборудования и хранившихся на складе товаров. В самой компании общий размер потерь пока не подсчитали.
Утром в понедельник, 15 января, команда Wildberries заявила в официальном телеграмм-канале для партнеров, что начала рассчитывать компенсации продавцам. А уже к вечеру представитель маркетплейса сообщил, что первые выплаты продавцам уже произвели.
— Размер компенсации рассчитали, исходя из среднерозничной цены на товар за вычетом стандартных расходов — комиссии маркетплейса и стоимости логистики, — рассказал он.
Выплаты продавцы будут получать поэтапно. Как уточнили в компании, первое возмещение рассчитали, отталкиваясь от предварительной оценки, в дальнейшем сумму будут уточнять. Также компания будет выяснять, где находились товары селлера в день пожара, поскольку некоторые товары могли уже направить в пункты выдачи либо еще не приняли на склад.
Размер компенсации селлеры увидят в личном кабинете, позже каждому направят детальный отчет. Сумму выплаты в компании пока не разглашают.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»