Бывший завод Toyota под Петербургом меняет производственные планы. Как стало известно «Фонтанке», Минпромторг намерен передать площадку в Шушарах в управление совместного предприятия КАМАЗа и Газпрома. «Минпромторг передает им площадку НАМИ. Будут делать всю линейку — автомобили бизнес-класса, джипы, автобусы», — сообщил источник, знакомый с планами компаний.
По его словам, выпускать планируется как машины с двигателем внутреннего сгорания, так и гибриды с газовым двигателем. Модели будут сходить с конвейера под брендом Aurus. Сроки запуска производства пока неизвестны.
«Фонтанка» направила запрос в Минпромторг, но не получила комментарий на момент публикации. В пресс-службе ФГУП «НАМИ», который стал владельцем площадки после ухода из России Toyota, сообщили, что не комментируют вопросы о бывшем заводе Toyota.
АО «Шушары-Авто» планировало в 2023 году начать собирать там грузовой габаритный автомобиль гражданского назначения БАЗ-S36A11, а в 2026 году — линейку электромобилей E-Neva. Эти планы не были реализованы.
Подтверждение смены производственных планов можно найти в открытых источниках. Директор АО «Аурус Моторс» и ООО «Аурус» Андрей Панков возглавил созданное в декабре АО АЗ «Северная звезда». Сама компания принадлежит некой Ирине Ростовой, но ее почта зарегистрирована на домене kamaz. На днях в ЕГРЮЛ отразилось, что Андрей Панков также стал директором АО «Шушары-Авто», обратил внимание телеграм-канал «Русский автомобиль». А на рекрутинговом портале hh.ru появилось несколько вакансий от «Аурус Моторс» с локацией «Поселок Шушары». Сам Андрей Панков отказался от общения с журналистом «Фонтанки». В пресс-службе Aurus сообщили, что в настоящий момент не имеют «официальных дополнительных комментариев».
ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Газпром» подписали несколько договоренностей о сотрудничестве. В одном из соглашений, заключенных в Петербурге весной 2022 года, шла речь о создании новых моделей пригородных и междугородних автобусов большого класса для нужд газовой корпорации. Предполагается, что до 2029 года КАМАЗ произведет и передаст дочерним обществам Газпрома 400 единиц газомоторных транспортных средств. В другом соглашении сообщалось, что КАМАЗ разработает для Газпрома модели внедорожного автомобиля на природном газе.
Шушары — не единственная новая площадка для Aurus. В ноябре 2023 года производство седанов Aurus Senat запустили в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Название местного партнера не раскрывалось. Но сообщалось, что планируется также открытие салона по продаже и кастомизации автомобилей. В дальнейшем — выход на рынки других ближневосточных стран. Результаты этой работы не обнародовались.
Сейчас Aurus принадлежит ФГУП «НАМИ» (63,5%), арабскому фонду Tawazun (36%) и «Соллерсу» (0,5%), который стал производственным партнером проекта. В октябре 2023 года стало известно, что Газпром может войти в капитал Aurus. Сообщалось, что газовая корпорация может получить до 40% автопроизводителя от его крупнейшего акционера — подведомственного Минпромторгу госинститута ФГУП «НАМИ».
Автоэксперт Максим Кадаков считает, что на предприятии в Шушарах СП Газпрома и КАМАЗа могут выпускать машины Е-класса (ближайшие аналоги Toyota Camry, «пятерка» BMW, Audi A6, Mercedes E-класса) и F-класса (ближайшие аналоги — Мерседес S-класса, «семерка» BMW, Genesis G90). Они должны быть значительно дешевле седана Aurus Senat и значительно дороже таких машин, как «Москвич 6» и Lada Aura, «отмечает он в своем телеграм-канале.
Сейчас Aurus выпускает в Елабуге седан Senat и внедорожник Komendant. Но там происходит только сборка, для производства более массовых моделей площадка Toyota подходит больше. «Кроме того, в Петербурге пока еще жив мощный кластер поставщиков, которые могут делать пластик, сиденья, электронику и прочие комплектующие», — комментирует Максим Кадаков.
Что касается сроков, то, по мнению эксперта, в 2025 году можно рассчитывать максимум на предсерийные прототипы. «Конечно, при условии, что это наша разработка с нуля, а не перелицовка чужих (китайских) машин», — комментирует он. Хотя двигатели и коробки передач, а то и вовсе платформенные решения все же придется заимствовать.
По данным «Русского автомобиля», китайским партнером может стать GWM (бренд Haval), с которым НАМИ вел переговоры, а также Hongqi, которые ранее собирались выпускать на бывшем заводе Mercedes в Подмосковье. Собеседник в «Автодоме», который является дилером Aurus и владельцем площадки Mercedes, подтвердил, что существует договоренность о сборке Aurus в Петербурге, но при этом планы «в скором времени» начать выпуск в Подмосковье в силе (ранее глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что это произойдет в 2024 году). Что именно будут собирать на каждой из площадок, собеседник «Фонтанки» не уточнил.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»