Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Над Toyota взошла «Северная звезда». Шефство над заводом в Петербурге берут КАМАЗ, Газпром и Aurus

Над Toyota взошла «Северная звезда». Шефство над заводом в Петербурге берут КАМАЗ, Газпром и Aurus

33 580

Бывший завод Toyota под Петербургом меняет производственные планы. Как стало известно «Фонтанке», Минпромторг намерен передать площадку в Шушарах в управление совместного предприятия КАМАЗа и Газпрома. «Минпромторг передает им площадку НАМИ. Будут делать всю линейку — автомобили бизнес-класса, джипы, автобусы», — сообщил источник, знакомый с планами компаний.

По его словам, выпускать планируется как машины с двигателем внутреннего сгорания, так и гибриды с газовым двигателем. Модели будут сходить с конвейера под брендом Aurus. Сроки запуска производства пока неизвестны.

«Фонтанка» направила запрос в Минпромторг, но не получила комментарий на момент публикации. В пресс-службе ФГУП «НАМИ», который стал владельцем площадки после ухода из России Toyota, сообщили, что не комментируют вопросы о бывшем заводе Toyota.

АО «Шушары-Авто» планировало в 2023 году начать собирать там грузовой габаритный автомобиль гражданского назначения БАЗ-S36A11, а в 2026 году — линейку электромобилей E-Neva. Эти планы не были реализованы.

Подтверждение смены производственных планов можно найти в открытых источниках. Директор АО «Аурус Моторс» и ООО «Аурус» Андрей Панков возглавил созданное в декабре АО АЗ «Северная звезда». Сама компания принадлежит некой Ирине Ростовой, но ее почта зарегистрирована на домене kamaz. На днях в ЕГРЮЛ отразилось, что Андрей Панков также стал директором АО «Шушары-Авто», обратил внимание телеграм-канал «Русский автомобиль». А на рекрутинговом портале hh.ru появилось несколько вакансий от «Аурус Моторс» с локацией «Поселок Шушары». Сам Андрей Панков отказался от общения с журналистом «Фонтанки». В пресс-службе Aurus сообщили, что в настоящий момент не имеют «официальных дополнительных комментариев».

ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Газпром» подписали несколько договоренностей о сотрудничестве. В одном из соглашений, заключенных в Петербурге весной 2022 года, шла речь о создании новых моделей пригородных и междугородних автобусов большого класса для нужд газовой корпорации. Предполагается, что до 2029 года КАМАЗ произведет и передаст дочерним обществам Газпрома 400 единиц газомоторных транспортных средств. В другом соглашении сообщалось, что КАМАЗ разработает для Газпрома модели внедорожного автомобиля на природном газе.

Шушары — не единственная новая площадка для Aurus. В ноябре 2023 года производство седанов Aurus Senat запустили в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Название местного партнера не раскрывалось. Но сообщалось, что планируется также открытие салона по продаже и кастомизации автомобилей. В дальнейшем — выход на рынки других ближневосточных стран. Результаты этой работы не обнародовались.

Сейчас Aurus принадлежит ФГУП «НАМИ» (63,5%), арабскому фонду Tawazun (36%) и «Соллерсу» (0,5%), который стал производственным партнером проекта. В октябре 2023 года стало известно, что Газпром может войти в капитал Aurus. Сообщалось, что газовая корпорация может получить до 40% автопроизводителя от его крупнейшего акционера — подведомственного Минпромторгу госинститута ФГУП «НАМИ».

Автоэксперт Максим Кадаков считает, что на предприятии в Шушарах СП Газпрома и КАМАЗа могут выпускать машины Е-класса (ближайшие аналоги Toyota Camry, «пятерка» BMW, Audi A6, Mercedes E-класса) и F-класса (ближайшие аналоги — Мерседес S-класса, «семерка» BMW, Genesis G90). Они должны быть значительно дешевле седана Aurus Senat и значительно дороже таких машин, как «Москвич 6» и Lada Aura, «отмечает он в своем телеграм-канале.

Сейчас Aurus выпускает в Елабуге седан Senat и внедорожник Komendant. Но там происходит только сборка, для производства более массовых моделей площадка Toyota подходит больше. «Кроме того, в Петербурге пока еще жив мощный кластер поставщиков, которые могут делать пластик, сиденья, электронику и прочие комплектующие», — комментирует Максим Кадаков.

Что касается сроков, то, по мнению эксперта, в 2025 году можно рассчитывать максимум на предсерийные прототипы. «Конечно, при условии, что это наша разработка с нуля, а не перелицовка чужих (китайских) машин», — комментирует он. Хотя двигатели и коробки передач, а то и вовсе платформенные решения все же придется заимствовать.

По данным «Русского автомобиля», китайским партнером может стать GWM (бренд Haval), с которым НАМИ вел переговоры, а также Hongqi, которые ранее собирались выпускать на бывшем заводе Mercedes в Подмосковье. Собеседник в «Автодоме», который является дилером Aurus и владельцем площадки Mercedes, подтвердил, что существует договоренность о сборке Aurus в Петербурге, но при этом планы «в скором времени» начать выпуск в Подмосковье в силе (ранее глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что это произойдет в 2024 году). Что именно будут собирать на каждой из площадок, собеседник «Фонтанки» не уточнил.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях