До тех пор, пока в Петербурге не начнут наконец строить новые этапы Широтной магистрали, главным «хитом» города будет оставаться Большой Смоленский мост. Его начинают возводить справа налево, начиная с развязки на Дальневосточном проспекте.
Что за развязка
Правобережная развязка — это так называемый второй этап объекта, который официально называется довольно путано: «Новая транспортная магистраль с мостом через р. Неву в створе Б. Смоленского пр. — ул. Коллонтай. Участок от пр. Обуховской Обороны до Дальневосточного пр.». Первый этап — это собственно Большой Смоленский мост. На схеме это четко видно.
Пресловутая «новая транспортная магистраль», частью которой как бы является мост и развязка, — это теоретический маршрут от Стачек до Энергетиков, который вынашивают уже много лет. Дойдет до него дело или нет, сейчас сказать сложно, но переправу уже строят. Так что если не рокадный маршрут через весь город, то хотя бы взаимосвязь внутри Невского района должна появиться.
«Фонтанка» подробно рассказывала про проект Большого Смоленского моста, который реанимировали в 2021 году. Документацию для него и для путепровода, в частности, разрабатывало ООО «БКН-Проект» по заказу «Сэтл Сити», который передал все наработки городу. Одной из точек напряжения является необходимость снести несколько зданий на проспекте Обуховской Обороны для стройки, против чего протестуют местные жители.
Первый этап (мост) оценивается в 54,5 млрд рублей, второй (развязка) — в 9,8 млрд. В конце 2023-го на левом берегу установили закладной камень, а перед Новым годом город объявил первый конкурс — на разработку рабочей документации и подготовку территории именно под развязку на правом берегу за 2,6 млрд рублей . В нем будущий объект показали лицом, хоть и в обкусанном виде.
Что она собой представляет
Судя по проекту, развязка — это путепровод через Дальневосточный проспект с выходом основной трассы в створ ул. Коллонтай, а также устройство 9 съездов в различных направлениях.
Протяженность самого основного хода в створе Коллонтай составит 730 метров, это будет шестиполосная дорога с расчетной скоростью 70 км в час. Посередине — разделительная полоса шириной от 7,5 до 11,3 м с трамвайными путями на ней. «В границах путепровода через Дальневосточный пр. разделительная полоса расположена в одном уровне с проезжей частью. На остальных участках разделительная полоса приподнята и отделена от проезжей части бортовым камнем», — говорится в документах. Пути будут подключены к трамвайной сети на Дальневосточном и на Коллонтай.
«Ввиду того, что путепровод является составной частью транспортной развязки на пересечении проектируемых продолжений улицы Коллонтай, Союзного и Дальневосточного проспектов, а также в связи с тем, что проектом не предусмотрено регулярное пешеходное движение по путепроводу, тротуары на путепроводе не устраиваются, — говорится в проектной документации. — Для нужд эксплуатирующей организации по внешним сторонам путепровода устраиваются служебные проходы шириной 0,75 м».
Для съездов указана различная скорость в диапазоне 20–30 км в час и 1–2 полосы движения:
съезд С1 — левоповоротный, однополосный по направлению от Дальневосточного пр. (при движении от Зольной ул.) в сторону ул. Коллонтай;
съезд С3 — левоповоротный, однополосный, от ул. Коллонтай на Дальневосточный пр. в сторону Народной ул.;
съезд С5 — правоповоротный, двухполосный, по направлению от Дальневосточного пр. (при движении от Народной ул.) на ул. Коллонтай;
съезд С6 — левоповоротный, однополосный, по направлению от новой транспортной магистрали (при движении от Октябрьской набережной) на Дальневосточный пр. (в сторону Зольной ул.);
съезд С7 — левоповоротный, двухполосный, с Дальневосточного пр. (при движении от Народной ул.) разделяющийся в дальнейшем еще на два;
съезд С8.1 — правоповоротный, двухполосный, по направлению от ул. Коллонтай на боковой проезд вдоль Союзного пр. и на Дальневосточный пр. (в сторону Зольной ул.);
съезд С8.2 — правоповоротный, двухполосный, по направлению от бокового проезда вдоль Союзного пр. на Дальневосточный пр. (в сторону Зольной ул.).
Кроме того, предусмотрены два подземных перехода: один под съездом С8.2 на пересечении Коллонтай и Дальневосточного, второй — под проезжей частью Дальневосточного проспекта.
Акустические расчеты показывают, что понадобятся шумозащитные экраны высотой 3 метра — по крайней мере на съезде С8.1. Кроме того, надо будет переставлять окна в доме по адресу: ул. Коллонтай, д. 4, к. 1, в четырех зданиях по адресу: ул. Коллонтай, д. 2, и поликлинике по адресу: Союзный пр., д. 3, к. 1.
Если говорить о благоустройстве, то здесь собираются высаживать деревья из рекомендованного списка: дуб черешчатый, ель голубая, ягодная яблоня, липа, крупнолистный и пирамидальный тополь и повислые березы.
Как это будут строить
В адресной программе сам мост и путепровод на Дальневосточном записаны в период 2023–2029 гг. Развязку планируют построить при этом за три года. В обосновании прямо говорится, что по формулам это должны были быть 47 месяцев, но с учетом поточного метода и совмещения, а также при условии, что будет хватать людей и техники, получится ужаться на 15 месяцев.
Проектировщики, впрочем, понимают, что будущая стройплощадка — это «напряженный транспортный узел на пересечении двух транспортных магистралей города, Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай». «Полное закрытие движения автотранспорта на данном транспортном узле на период строительства транспортной развязки практически невозможно, — пишут они. — В связи с необходимостью сохранения движения автотранспорта на период строительства проектом предусматривается схема организации комплекса дорожно-строительных работ, условно разделенная на технологические этапы. Каждый этап предполагает соответствующую схему организации дорожного движения на период строительства с минимально возможными ограничениями движения существующего автотранспорта».
Всего таких этапов будет восемь, для каждого будет своя схема ограничений — от самой легкой, вроде сужения проезжей части, до более масштабной с перекрытием трамвайного движения.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»