Накануне 80-й годовщины освобождения Ленинграда от фашистской блокады стал известен точный адрес, в котором жили родители Владимира Путина в первый год войны, в самую страшную блокадную зиму. Создатель проекта «Петербург. Дома и люди» Валерий Григорчук нашел адрес, по которому они были прописаны и с которого старшего брата будущего президента — совсем малыша — забрали, чтобы эвакуировать из города. Григорчук предлагает простую и понятную идею, как не забыть все известные имена погибших в блокадном городе.
Вспомнить поименно
Казалось бы, через 80 лет, прошедших со Дня освобождения от блокады, к тем страницам истории добавить уже нечего. Петербургский суд признал блокаду Ленинграда геноцидом, установил, что это военное преступление унесло жизни 1 093 тысяч человек. Мы знаем, какие известные люди стали ее жертвами. Но другие сотни тысяч погибших? Как их звали, где они жили? Достоверно установлено около 630 тысяч имен.
— Однажды я вдруг подумал: а сколько человек погибло в блокаду в моем доме? В 35 томах Книги памяти «Блокада», проекте «Возвращенные имена» нашел погибших по одному адресу. Потом по другим адресам. Смотрю на дом и вижу, сколько в нем человек погибли, большинство — от голода и холода, почти все — в первую блокадную зиму, с декабря 1941-го по апрель 1942 года. Ужаснулся, — рассказал «Фонтанке» Валерий Григорчук. Так родился проект «Петербург. Дома и люди» и сайт http://1703.su. Если набрать название улицы и номер дома, открывается список погибших жителей — номер квартиры, фамилия, год рождения и год смерти, возраст, место захоронения. В последней графе чаще всего отмечено: «неизвестно» или «Пискаревское кладбище».
За большими цифрами не видно конкретного человека. А если его имя важно знать тем, кто живет по «блокадным адресам»? Важно тем, кто знает, где жили их родные, близкие, но хочет знать о них больше. Проект поможет найти человека, сведения о котором затерялись в семейной истории. В конце концов, это просто память о людях. Проект в буквальном смысле дает возможность чтить всех поименно, в том числе тех, у кого не осталась потомков. Да, места захоронения практически половины жертв блокады неизвестны. Но есть информация о том, где жили более 550 тысяч из них.
Идея собрать всех погибших в блокаду в конкретном доме на одной странице не оригинальная. Новое в предложении Валерия Григорчука — на каждом пережившем блокаду доме (таких около 5 000) рядом с адресным знаком установить особенную табличку с условным названием «Блокадный адрес» и QR-кодом — ссылкой на страницу дома в Интернете. Когда проект получит развитие, у каждого такого дома с блокадной историей найдется заинтересованный в ней человек, который станет ее хранителем. И возможно, дополнит новыми страницами — историей самого дома и рассказами о людях, живших в нем в разные времена.
По словам исследователя, «возможно, дом — лучшее место, чтобы мы вспоминали о наших предках. Ведь мы вспоминаем людей не потому, что они умерли, а потому что они жили, где они жили, что делали, творили, работали и любили. Люди продолжают жить, пока о них помнят. В блокаду люди погибали целыми семьями, и у многих не осталось потомков. Наш долг — помнить, даже если мы живем c ними в разные времена».
В первом приближении — исследовании всего двух домов Григорчук нашел 14 ранее неизвестных имен и новую страницу в истории семьи президента Владимира Путина.
Справка
Реализация идеи не требует больших затрат.
Необходимо внести изменения в постановление правительства города «Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга» в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства. Это позволит легализовать на домах таблички. Стоимость изготовления и установки табличек гораздо меньше расходов на некоторые праздничные мероприятия. Плюс поддержка и развитие сайта, — говорит Григорчук. Эти предложения он изложил в письме на имя губернатора Александра Беглова. Ответным письмом получил одобрение вице-губернатора Натальи Чечиной: «Реализация проекта по увековечиванию жертв блокады Ленинграда путем размещения QR-кодов на знаках адресации на многоквартирных домах внесет свой вклад в сохранение памяти о погибших ленинградцах».
Витю Путина забрали из дома на Обводном, 47
Имя Путина Виктора Владимировича, старшего брата президента России, — в 25-м томе Книги памяти «Блокада». Дата рождения: 1940 год; дата смерти: июнь 1942 года.
Владимир Путин в журнале «Русский пионер» рассказывал о том, что знал о брате, о родителях. О том, как отец на Невском пятачке был в конце ноября 1941 года тяжело ранен, а во время лечения в ленинградском госпитале отдавал жене и маленькому сыну свой паек. О том, что ребенка в приказном порядке у матери забрали, чтобы спасти от голода — эвакуировать. Забирали его с Обводного канала. Но не уберегли, мальчик заболел дифтеритом и умер, а семья долгие годы не знала, где он похоронен. Путин рассказал, как «добрые люди» нашли документы на брата и выяснили, что похоронен он на Пискаревском кладбище.
Теперь, получается, еще один добрый человек достоверно узнал, где в то время жили родители Владимира Путина. До сих пор считалось, что они жили в доме №97, сейчас №121, на Обводном канале. Валерий Григорчук изучил домовые книги и нашел точную информацию — по адресу: наб. Обводного канала, 47, кв. 17 (сегодня это дом №57), с 19 января 1942 года была прописана Мария Ивановна Путина. Владимир Спиридонович Путин в это время лечился в госпитале, а когда выписали, тоже прописался по этому адресу 22 апреля 1942 года. Дети в то время прописки не имели. Но то, что Витя жил здесь со своими родителями, подтверждается записями в архивных документах на эвакуацию от 17 апреля 1942 года: «18.04 Путин Витя, 1г 6 м.», а напротив фамилии адрес: Обводный, 47, кв. 17. Это, кстати, позволяет уточнить возраст малыша, прежде был известен только год рождения — 1940-й. А если в апреле 1942-го ему было полтора года, значит, родился в октябре, как и его брат.
Марию и Владимира Путиных вывезли из блокадного города 11 июля 1942 года. В Ленинград они вернулись только в 1945-м. Но не на Обводный, а в комнату на улице Рылеева. Потом довольно быстро переехали в коммуналку в Басковом переулке. Там, как уже всем известно, прошло детство Путина.
Дом, в котором жили Таня и еще 38 погибших
На Лафонской, 3, рядом со Смольным, сейчас находится банк. В блокаду это был жилой дом с номером 1А. Именно сюда со 2-й линии Васильевского острова двоюродная тетя Тани Савичевой перевезла девочку, потерявшую семью и ставшую символом блокадного города. Из этого дома ее отправили в эвакуацию. В Нижегородской области Таня Савичева умерла — организм был истощен так, что спасти ее не удалось.
Валерий Григорчук нашел этот дом в самом начале работы над своим проектом, когда задался целью узнать неизвестные блокадные адреса известных людей. В Книге памяти он насчитал 24 ленинградца, которые жили и умерли в блокаду на Лафонской, 1А. Изучив домовую книгу, Валерий нашел еще 14 погибших, прежде неизвестных имен. 38 человек умерли в блокаду в одном относительно небольшом, тогда 3-этажном, доме.
Поскольку самый доступный исторический документ для исследований — домовая книга, то общее число погибших в каждом доме все равно остается неизвестным: в книгу записывались только совершеннолетние. О гибели Вити Путина или Тани Савичевой нам известно только потому, что исследование велось целенаправленно. Сколько всего детей умерло в Ленинграде, мы никогда, похоже, не узнаем.
Проект «Петербург. Дома и люди» межрегиональной общественной организации содействия развитию социально-значимых проектов «Мой город — мои возможности» очень молодой, стартовал в октябре 2023 года. Чтобы он зажил по-настоящему, по большому счету, нужны не великие усилия, а добрая воля городских властей.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»