Активисты-градозащитники усиливают дежурства около здания ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности из-за опасений, что подготовка к сносу под строительство жилья возобновилась. 24 января на место прикатила строительная техника. На руках у рабочих были ордера ГАТИ.
Около 8 утра в пабликах градозащитников в соцсетях появился призыв собираться у здания Всероссийского научного института целлюлозно-бумажной промышленности на 2-м Муринском проспекте, 49, — туда приехала строительная техника. Аналогичная информация появилась и в чатах горожан, которые ратуют за спасение здания от сноса.
Активисты оперативно подтянулись на место и не дали рабочим установить забор, происходящее активисты фиксировали на видео. «Мы не воруем [забор], оно нам не нужно! Грузите обратно и увозите!» — потребовали жители в ответ на претензии рабочих, акцентируя, что их требования законные, а работы — нет.
К зданию прибыла полиция и представители администрации Выборгского района. В беседу с жителями вступила женщина, которая представилась Аллой Мартыненко, ведущим специалистом отдела строительства и землепользования Выборгского района, на сайте администрации такой сотрудник, действительно, значится.
Она напомнила собравшимся, что территория находится в частной собственности, а работы по сносу не ведутся, но есть два ордера ГАТИ. По словам Мартыненко, один из них касается установки опор линий электропередачи для троллейбусов. «Значит, они были подключены вот там и вот там, — показала женщина. — И на сегодняшний день линия электропередачи оттуда уходит и переключается на новые опоры, которые будут установлены».
В ответ жители возразили: во-первых, ордера ГАТИ были выданы на территорию, которая не является частной, а во-вторых, троллейбусы мимо ВНИИБа не ездят. Это действительно так: все выданные ГАТИ ордера касаются работ за границами земельного участка, на котором стоит здание. А по 2-му Муринскому проспекту мимо здания курсируют только трамваи и автобусы.
Местный житель, активист и один из истцов по защите ВНИИБа Александр Алаханов напомнил Мартыненко, что разрешение на строительство и любые работы запрещены в рамках обеспечительных мер, наложенных судом, а наказание за неисполнение судебного акта прописано в 315-й статье Уголовного кодекса РФ.
«Сейчас в Следственном комитете расследуются два наших заявления о преступлениях, о нарушениях 315-й статьи [УК РФ], а еще о воровстве этого здания целиком на миллиарды рублей. Поэтому все наши действия здесь по защите здания законны», — пояснил Алаханов.
«Не надо считать нас дурачками. Оно (здание. — Прим. ред.) уже, как дом Басевича, доводится до аварийного состояния! — прокричал другой мужчина за кадром. — Да над нами издеваются. Нас дурачками считают, похоже».
В числе прибывших горожане заметили и представителей знаменитой по историям со сносами в центре Петербурга компании СК «Прайд». В результате рабочие уехали ни с чем, но около трех десятков жителей еще оставались у ВНИИБа.
В комментарии «Фонтанке» Александр Алаханов рассказал, что техника утром подъехала сразу с двух сторон: со 2-го Муринского проспекта и со стороны проспекта Пархоменко, где стоит временная подстанция. «Они загнали туда экскаватор, этот бульдозер», — пояснил Алаханов.
Горожане защищают институт, построенный в стиле сталинского неоклассицизма, от сноса, как минимум, с 2019 года, регулярно проводят встречи около ВНИИБ и отстаивают сохранность здания в судах.
Какие документы выданы на территорию около ВНИИБ
Еще в 2022 году ГАТИ выдала ордер АО «Неф» на «складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, а также материалов, оборудования, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства работ». Цель работ: «установка временных опор для электроснабжения, кабелей связи и т. п». Ордер действует до 23 сентября 2024 года. На карте это как раз пять синих квадратов у проезжей части.
Второй ордер был выдан в декабре 2023 года компании «ЭМ-110» для производства земляных работ при работах на инженерных коммуникациях, речь идет об электрокабеле. Третий (два участка у восточной части здания) — в ноябре прошлого года компании «СК "Прайд"» — для складирования строительных материалов в целях размещения защитной пешеходной галереи для текущего и капитального ремонта зданий. Заказчик по всем работам — застройщик ЖК на месте ВНИИБ.
Разрешение на строительство выдали ООО «Специализированный застройщик 2-й Муринский». Госстройнадзор продлил действие документа до 20 марта 2025 года. В настоящее время документ оспаривается в суде и, что важно, не действует в рамках обеспечительных мер. В первой инстанции защитникам не удалось добиться отмены разрешения, а настоящее время рассматривается уже апелляция.
Также активисты борются за то, чтобы здание получило статус памятника — это бы поставило под запрет его снос. Cейчас процесс уже «доехал» до кассации.
Согласно данным СПАРК, «Специализированный застройщик 2-й Муринский» принадлежит Кириллу Крутикову (24%) и московскому ООО «Финансово-строительная корпорация застройщиков».
Кроме того, в Следственном комитете сейчас находятся материалы по двум обращениям горожан — еще в октябре 2023 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обратил внимание на ситуацию с ВНИИБ. После того как было отказано в возбуждении уголовного дела, в конце ноября председатель СК дал задание представить повторный доклад.
Как пояснил Алаханов, речь идет об обстоятельствах приватизации здания, в том числе о том, каким образом располагавшееся под зданием бомбоубежище, режимный государственный объект, перестало носить этот статус и было приватизировано в частную собственность.
В чате защитников здания жители уже обсуждают, как распределять дежурства и где надо расставить сторожей, чтобы мониторить, не подберется ли техника к ВНИИБу в ближайшие дни.
Впрочем, Алаханов пояснил, что дежурства у здания не прекращались, более того, за происходящим на территории горожане следят через онлайн-камеры.
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»