Результаты исследования о «смертности» бизнеса на днях опубликовала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По ее данным, число предприятий, зарегистрированных в Петербурге, в 2023 году сократилось примерно на 8 тысяч. Это худший результат в стране, подчеркнули аналитики. Городские власти заявили о том, что состояние предпринимательства в Северной столице, напротив, — одно из лучших в России. «Фонтанка» разобралась, о чем на самом деле говорят цифры, и спросила сам бизнес о его самочувствии.
Как считали «смертность»
FinExpertiza в своем исследовании опиралась на данные Федеральной налоговой службы о зарегистрированных и прекративших свою деятельность компаниях, внесенных в ЕГРЮЛ. Так, в Петербурге было зарегистрировано 14 095 новых фирм, а закрыто 21 819. Дельта 7 724 компании — и есть «смертность» бизнеса. По стране в целом тоже наблюдается убыль, хотя примерно у трети регионов, в том числе у Москвы, Московской области и Ленинградской области, — прирост.
Превышение закрытий над открытиями наблюдается уже не первый год. Объясняется это не столько сложной экономической ситуацией, сколько активностью Федеральной налоговой службы. Сама FinExpertiza отмечает, что в целом по стране большинство «выбывших» (68%) исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговиков из-за предоставления недостоверных сведений (номинальный директор, массовый адрес регистрации, участие в управлении множеством организаций, подозрительные финансовые показатели и т. д.). Еще 13,2% признаны недействующими, так как в течение года не сдавали налоговую отчетность и не проводили операций по банковским счетам. И лишь 18% ликвидированы — в рамках банкротства или без него.
Это справедливо и для Петербурга: из 22 тысяч компаний, прекративших существование в прошлом году, хотя бы какие-то налоги городу в 2022 году заплатили меньше половины предприятий (9643). Выручку показывали чуть больше 10% — 2604.
Что касается общей цифры «смертности», то при составлении рейтинга регионов справедливо было бы соотнести ее с общей численностью «бизнес-населения». Всего в Петербурге 208 718 действующих предприятий. По данным СПАРК, в 2023 году было ликвидировано 22 898 компаний, вновь создано — 14 860, что примерно совпадает с данными, которыми оперирует FinExpertiza. Общее число компаний в Петербурге за год сократилось за 2023 год на 3,7%. К примеру, у Самарской области, у которой за минувший год число компаний сократилось на 6,1 тысячи, потери составили целых 7,3%. У Татарстана, у которого «смертность» юрлиц вдвое ниже, чем в Петербурге (3,3 тысячи), относительные потери ненамного ниже (3,2%).
Большинство покинувших рынок Петербурга компаний (мы считали тех, кто все же платил какие-то налоги, а значит, вносил вклад в экономику) относятся к сфере оптовой торговли (кроме автотранспортных средств) — 2744 организации. Строительными работами занимались 1277 ликвидированных предприятий, строительством зданий — 872, розничной торговлей — 434, деятельностью сухопутного и трубопроводного транспорта — 395.
Львиная доля «новичков», которые являются действующими в настоящий момент, в качестве основного вида деятельности указала оптовую торговлю (кроме автотранспортных средств) — 2972 компании. В сфере розничной торговли намерены вести деятельность 883 предприятия. Строительством зданий займутся 1010 организаций, строительными работами — 902, операциями с недвижимостью — 855.
Как оценивают состояние бизнеса в Смольном
Власти Северной столицы видят картину прямо противоположным образом. Петербург по итогам 2023 года вошел в топ-5 регионов России по показателям общего состояния предпринимательской деятельности, уступив только Москве и Московской области, заявил 23 января глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик на своей странице во «ВКонтакте». Рейтинг рассчитывала Цифровая платформа МСП РФ, сообщил центр «Мой бизнес» (СПб ГБУ «ЦРПП»). В числе оцениваемых параметров была и численность организаций.
Согласно реестру малых и средних предприятий на сайте ФНС, с января по ноябрь 2023 года в Петербурге прекратили работу 43 570 компаний и ИП, что является самым низким для города за последние четыре года. За тот же период было зарегистрировано 51 550 новых. Итого прирост составил 7980 субъектов малого и среднего предпринимательства, сообщает «Мой бизнес».
Расхождение объясняется тем, что в отличие от FinExpertiza «Мой бизнес» учитывает не все, а лишь малые и средние предприятия, но не только юрлица, но и ИП. Прирост идет именно за счет последних, тогда как численность юридических лиц сокращается. По данным реестра, на 10 января в Петербурге 169 432 компании, относящиеся к субъектам МСП, что на 3,3% меньше, чем на 10 января 2023 года. А вот количество ИП выросло на 9% — до 198 928. Так что еще одна причина сокращения числа юрлиц — это переход небольших предприятий в форму ИП.
Правда, количество рабочих мест на предприятиях МСП Петербурга, по данным реестра ФНС, все же сократилось по итогам 2023 года — примерно на 3,5 тысячи. Но при этом наблюдается рост и числа самозанятых, отмечают в «Моем бизнесе». Так что можно предположить, что бывшие наемные работники просто приобрели новый статус.
Что касается видов экономической деятельности, то наибольший прирост малых и средних предпринимателей в Петербурге по итогам 2023 года: в секторе розничной торговли — на 12,24%, образовательной сфере — 11,54%, сфере услуг — 4,6%, сообщает «Мой бизнес».
Как себя чувствует сам бизнес
Предприниматели и эксперты, опрошенные «Фонтанкой», считают, что хоронить бизнес преждевременно, а высокий уровень смертности юрлиц при общем росте числа субъектов МСП объясняют налоговой оптимизацией и дроблением бизнеса.
«Все оптимизируются: упрощенка лучше, чем общее налогообложение, ИП лучше, чем упрощенка, а самозанятый — лучше, чем ИП», — комментирует совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. Это создает неравные условия для крупного бизнеса, добавляет он.
Значительное число вновь зарегистрированных предприятий оптовой торговли может объясняться ростом популярности маркетплейсов. «Даже у нас внутри компании менеджеры по продажам открыли свои ИП, у нас покупают товар и туда поставляют», — говорит Александр Мышинский. По словам предпринимателя, в сфере розничной торговли точек больше не становятся. Но мелкие магазины и их поставщики предпочитают раз в несколько лет открывать новое юрлицо: в течение трех лет действует мораторий на проверки. Старое юрлицо могут бросать, так как закрыть его может быть проблематично.
В сфере салонов красоты число предприятий и правда сократилось, говорит Лялья Садыкова, собственник сети салонов красоты «Лаки Лайк» и общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в индустрии красоты. «За прошлый год после мобилизации барбершопы проредились, в 2023 году отрасль хорошо подчистилась. Были жилые комплексы, где было 20 салонов, сейчас осталось 12», — говорит она. Многие, кто планировал закрыть бизнес, делали это в 2023 году руками ФНС. «Когда ликвидируешь сам, ходишь, что-то доказываешь, сдаешь 33 отчета, а тут через три месяца не проявился — и тебя ликвидируют», — отмечает Лялья Садыкова. Многие предприниматели из ИП уходят в самозанятые.
«Неналоговых платежей безумное количество, малому бизнесу такое количество неналоговых платежей не потянуть», — объясняет она.
Экономист, управляющий фондом стратегического управления «МДГ» Дмитрий Потапенко считает, что делать выводы о состоянии бизнеса по числу зарегистрированных и ликвидированных предприятий некорректно. «Регистрация печати — не равно организация бизнеса, это осознанная подмена понятий всеми игроками рынка. В этом контексте можно косвенно говорить разве что о количестве рабочих мест», — отмечает он. Сокращение числа юрлиц может говорить как о консолидации, так и о дроблении — за счет перехода в статус ИП или самозанятых. «Все начинают дробиться, уходить на более низкую налогооблагаемую базу», — отмечает он. Что касается роста количества МСП, то это может быть следствие роста господдержки, а не роста бизнеса.
Чтобы понять, как чувствует себя бизнес, нужно делать сложные интегральные исследования. Показателем для конкретного сегмента могут быть клиентские чеки. «Берете конкретную отрасль, делите по сегментам и потом смотрите like-for-like на протяжении 36 месяцев, и тогда можно судить — бизнес прирос, упал или что-то с ним произошло», — комментирует Дмитрий Потапенко. Такие данные агрегируют, к примеру, банки, но и они грешат «общим подходом». «Шаурмичная — одна история, ресторан высокой кухни — другая, хотя и то и другое — общепит», — комментирует он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»