Более 8 млн копий игры Palworld было продано за шесть дней. При этом на разработчиков не перестают сыпаться угрозы: их обвиняют в плагиате, а также в пропаганде фашизма, рабства и каннибализма. «Фонтанка» — о том, как покемоны с автоматами захватили мир.
Как правило, о будущих хитах игровой индустрии известно очень заранее. И как правило, это высокобюджетные игры, только на маркетинг которых тратятся миллионы долларов. Но иногда, раз в год или два, выстреливает игра, про которую до ее выхода за пределами профессиональной геймерской тусовки мало кто знал. Такими проектами в свое время были Among Us и Fall Guys. Сейчас наступило время Palworld, которая вышла в ранний доступ 19 января. За последние шесть дней она буквально свела с ума всех. Но в отличие от той же Fall Guys, где все умилялись милым зверькам, к Palworld у пользователей возникало много серьезных претензий. Разработчиков из студии Pocketpair обвинили в копирке с покемонов и сомнительных игровых механиках, которые поощряют рабский труд и расчлененку.
Так о чем эта игра?
Если говорить упрощенно, это игра в стиле выживания. Ты просыпаешься на загадочном острове, где живут странные создания под названием «палы». Они подозрительно напоминают всем известных покемонов, но об этом чуть позже. Некоторые из них безобидные, но от других исходит смертельная опасность. Кроме того, вам надо чем-то питаться, чтобы не умереть. Поначалу все приходится делать самому, но довольно быстро игра ставит вас перед фактом: чтобы выжить, придется использовать этих милых мультяшных существ, причем порой самым жестоким образом. Их нужно ловить и буквально отправлять на работу. Водный пал будет поливать ваш сад, физически крепкие создания — переносить тяжелые предметы, а палы с крепкими рогами — рубить деревья.
Конечно же, с ними можно сражаться. В отличие от покемонов, здесь никто не мешает вам вооружить вашего подопечного настоящим оружием, вплоть до шестиствольного пулемета. Играть можно как в одиночку, так и на многопользовательском сервере, но все же Palworld — это не MMO с огромным количеством игроков на одной карте.
Игра больше всего напоминает смесь Pokemon, Genshin Impact и выживальщика с элементами строительства базы. По карте разбросаны зоны с палами различных уровней, каждая из которых имеет мощного босса. Вот в общем-то и вся суть игры. По крайней мере, пока не завершится ранний доступ.
В чем секрет популярности?
Игра похожа на самые популярные на сегодняшний день жанры и тайтлы. Здесь и уже упомянутые Genshin Impact, и ARK: Survival Evolved, и даже последние две части The Legend of Zelda. Но самый главный референс — это конечно мегапопулярные покемоны.
Главная проблема покемонов всегда была в их эксклюзивности. Поиграть в карманных монстров можно только на приставках Nintendo. Теперь такая возможность есть буквально у каждого. Только вспомните, какой хайп поднялся в 2016 году после выхода Pokemon Go на мобильных устройствах. Сейчас история по сути повторяется с той лишь разницей, что вместо покемонов — палы, которые, впрочем, очень подозрительно похожи на тех самых карманных монстров. В Palworld их даже ловить нужно в специальные шары — тот же покебол.
Некоторые пользователи подтверждают данную теорию, прибегая к прямому сравнению. Один из них наложил 3D-модели покемона Ликанрока из Pokemon Scarlet & Violet 2022 года и пала Дайрхаула из Palworld. Совпадение оказалось практически полным.
Ну и окончательно убирает сомнения тот факт, что в 2021 году один из основателей студии-разработчика Pocketpair Такуро Мизобе в одной запрещенной сети сделал пост о том, как нагенерировал при помощи нейросетей дизайн новых покемонов, которых легко можно было принять за новое поколение карманных монстров. О неприкрытом плагиате говорят уже все. Но только если одним геймерам все равно, главное чтобы было весело играть, то у других это вызвало настоящую ненависть.
Почему геймеры требуют расправы
На третий день после выхода Palworld Такуро Мизобе выразил обеспокоенность тем, что художникам игры стали поступать оскорбления и угрозы расправы. Глава Pocketpair подчеркнул, что лично несет всю ответственность за создание игры.
«В настоящее время мы получаем клеветнические комментарии в адрес наших художников и видим твиты с угрозами смерти. Я получил самые разные мнения относительно Palworld, но все производство, связанное с Palworld, контролируется несколькими людьми, включая меня, и я несу ответственность за производство. Я был бы признателен, если бы вы воздержались от клеветы», — написал Такуро Мизобе.
Сама студия Nintendo долгое время молча наблюдала за процессом. Только 25 января дочерняя компания The Pokemon Company, владеющая правами на покемонов, опубликовала первый очень сдержанный комментарий.
«Мы получили много запросов по поводу игры другой компании, выпущенной в январе 2024 года. Мы не давали никаких разрешений на использование интеллектуальной собственности или ассетов Pokemon в игре. Мы намерены инициировать расследование и принять надлежащие меры для устранения любых нарушений, связанных с IP Pokemon», — заявили в The Pokemon Company.
Но проблемы Palworld завязаны не только на авторских правах. Гнев игроков вызывает даже то, что по-настоящему отличает Palworld от покемонов — это отношения человека и внутриигровых монстриков. Если в покемонах, несмотря на все битвы и сражения, центральная идея — это забота и дружба, то в Palworld взаимоотношения человека и палов больше напоминают жесткое животноводство или даже рабство. Если вы постараетесь с ослаблением дикого пала и снимете всю полоску хп, из него могут выпасть шерсть и мясо. То же самое можно сделать специально, если еда на исходе: всегда можно расчленить тесаком пару-тройку мультяшных существ. Причем картинка в этот момент размывается, а от ударов ножом раздаются характерные хлюпающие звуки. Многие увидели в этом пропаганду жестокого обращения с животными и даже фашизма.
Портал Insider Gaming даже поинтересовался у организации PETA, выступающей за этичное обращение с животными и их права, как она относится к жестокости в отношении «покемонов» в Palworld. Зоозащитники ответили, что уже получили ряд жалоб от фанатов симулятора выживания, которые не хотят есть палов и требуют создать в игре гайд для веганов. PETA такую точку зрения всецело поддерживает.
Другой момент — это фактическое рабство, в которое пользователь берет монстриков и заставляет их делать грязную работу. Но кроме самих существ в рабство можно брать и персонажей-людей, а потом продавать их на рынке. Или также рубить тесаком на ресурсы. Баг это или фича, создатели игры пока не ответили.
«Palworld заставляет меня эксплуатировать палов. Я могу увеличить скорость работы моих палов с «нормальной» до «жестокой» и даже «брутальной». Начиная работать быстрее, палы теряют рассудок, становясь несостоятельными, что увеличивает вероятность получения ими травм. Они впадают в депрессию, у них появляются язвы и переломы», — написал обозреватель издания PC Gamer.
Раскритиковал Palworld и Сэм Барлоу, автор нашумевшей IMMORTALITY.
«Я разрываюсь между тем, что пошлость Palworld вызывает у меня отвращение, и тем, что меня восхищает, что наша игровая среда позволяет такой вульгарщине добиваться успеха на самом высоком уровне», — написал Барлоу в Twitter.
Казалось бы, ну чего мы только в играх не видели. Однако именно из-за чудовищной схожести с милыми покемонами подобные внутриигровые механики настолько режут глаз. Впрочем, как показывает статистика продаж, большинство геймеров о таких вещах не задумываются.
«Геноцид, фашизм, сексизм, расизм, рабство и проституция — всё как мы любим», — говорится в одной из самых заплюсованных рецензий на игру в Steam.
В общей сложности в Steam у Palworld 93 процента положительных отзывов из 81,5 тысячи рецензий. Ну и в конце концов, 8 млн человек, купивших игру, вряд ли могут ошибаться. Или могут?
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»