Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Не спасли, так раскопаем. В Стеклянный городок отправят археологов перед тем, как строить Широтную магистраль

Не спасли, так раскопаем. В Стеклянный городок отправят археологов перед тем, как строить Широтную магистраль

24 112

Археологи честно просили подвинуть Широтную магистраль скоростного движения, чтобы не задеть исторический культурный слой, но им честно отказали. Трасса пойдет, как пойдет, разве что в авангард выставят ученых.


Акт государственной историко-культурной экспертизы опубликован на сайте КГИОП 25 января. Он оценивает меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурно наследия. Объект этот — культурный слой с фундаментами домов середины 19 века, относящимися к так называемому Стеклянному городку (это такая территория в центре нынешнего сада 30-летия Октября). С чего его понадобилось сохранять? Поверх пустят Широтную магистраль скоростного движения, по которой автомобили будут перемахивать через Неву по новому мосту. Речь идет о втором этапе магистрали — от Витебского проспекта до Союзного.

«Фонтанка» подробно рассказывала о проекте Широтной магистрали скоростного движения. Первый ее этап — это Витебская развязка ЗСД, ее сдадут в 2024 году. Второй — до Союзного проспекта с мостом через Неву, третий — до границы города, четвертый до КАД. Стоимость II-IV этапов оценивается в 300 миллиардов, но концессию на них собираются заключить только в этом году. Зато уже выбран концессионер для V и VI этапов, которые пройдут по территории Ленобласти.

В данный момент для второго этапа пытаются готовить территорию — город объявил несколько торгов по конкретным участкам на обоих берегах Невы, под снос отправляют сотни зданий и сооружений, в основном гаражей и технических построек.

Эти конкурсы пока не затрагивают территорию Стеклянного городка, хотя окружают его со всех сторон. Еще весной стало известно, что просто игнорировать наличие культурного слоя не будут, проведут полевые спасательные работы.

Стеклянный городок находится на левом берегу Невы к югу от Обводного канала. Эти земли в конце XVIII века Екатерина II пожаловала князю Григорию Потемкину-Таврическому, здесь располагалось имение «Озерки». В 1770-х были выстроены стекольный и зеркальный заводы, после смерти Потемкина их выкупила казна, создав Петербургский казенный стекольный завод, его то объединяли с Императорским фарфоровым заводом, то отделяли. Производство существовало до 1917 года, в 1940-х возродилось на базе Ленинградского завода художественного стекла, который закрылся в послевоенное время.


Стеклянный городок образовался из примыкающей к территории завода жилой слободе со школой, церковью (снесена в 1933 году), лавкой и трактиром. К 200-летию Петербурга обсуждался проект «Царского городка»: площадь с садом, от которой отходили бы лучами улицы; он не был реализован, оставшись лишь в названии одной из улиц, — 2-й Луч. Другие названия — Глазурная, Фаянсовая, Стеклянная — тоже намекают на гений места. Памятник здесь выявили в 2018 году. «Участок исторического культурного слоя несет информацию об истории развития Невской заставы в целом и исторического района Стеклянный городок в частности», — говорится в акте.

Если конкретно, то здесь будут втыкать опоры Широтной магистрали скоростного движения. Она вообще на всех своих 17 километрах в черте города будет преимущественно в эстакадном исполнении, так велит застройка. А непосредственно здесь, на подходе к реке, будут эстакады Э18 и Э107 и семь их опор, глубина работ достигает 46 метров. 15-метровая в габарите и 100-метровая в длину Э18 расположится на пересечении с Хрустальной улицей и пойдет параллельно с железнодорожной эстакадой, по которой поезда сейчас подъезжают к Финляндскому мосту. 31-метровая в высоту Э107 примыкает к ней и идет на протяжении 273 метров до будущего разводного моста; при ее строительстве, помимо ж/д путей, придется учитывать зеленую линию метро и ее вентшахту, а также коллекторы Водоканала глубокого заложения.

Фундаменты опор, перекладка инженерных сетей, плита будущей электроподстанции — всё это грозит повредить памятник. Выход один — спасательные археологические раскопки, до проведения которых ничего в землю втыкать нельзя. Их общая площадь составит 21 тысячу квадратных метров. Отдельно подчеркивают: если сами строители наткнутся на что-то, обладающее признаками объекта культурного наследия, все работы сразу на паузу, а в КГИОП — уведомление в течение трех дней.

Что там можно найти в ходе раскопок, примерно понятно, благо в саду 30-летия Октября уже проводили исследование в 2018 году: керамика, клейменые кирпичи, кованые гвозди, осколки стеклянных сосудов, глиняные трубки.

1 из 4

Об этом знают не только археологи. «Фонтанка» рассказывала, что «осколки империи» в Стеклянном городке собирает и атрибутирует группа энтузиастов. Но она работает только с тем, что на поверхности.

1 из 6

Судя по приложенным документам, ученые пытались сперва «передвинуть» Широтную магистраль. По крайней мере, в приложенных документах есть письмо замдиректора Института истории материальной культуры (ИИМК РАН) Натальи Соловьевой руководству проектной организации «Гипростроймост — Санкт-Петербург»: «Просим вас в целях сохранения вышеуказанного объекта археологического наследия рассмотреть возможность изменения проектного решения на вариант с переносом трассы проектируемых линейных объектов за пределы территории памятника». Но для того чтобы перерисовывать стройку такого масштаба, памятнику, видимо, не хватает древности. В ответе просто написано, что ось трассы определили на основе проекта планировки и Генплана, «изменение не представляется возможным».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях