Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Скоро будет снова как в Детройте. Автозаводы Петербурга пополняют кадры

Скоро будет снова как в Детройте. Автозаводы Петербурга пополняют кадры

42 073

Сразу три автомобилестроительных завода Петербурга решили пополнить штат — «Автозавод Санкт-Петербург» (ранее известный как «Ниссан мотор рус»), «Хендэ Виа Рус» и «Аурус Моторс».

Новая «дочка» АВТОВАЗа сделала упор на соискателей с высшим образованием, производитель автодвигателей, которым до сих пор владеет Hyundai, ищет уверенных пользователей корейского, а «Аурус Моторс» готов назвать зарплатный потолок лишь по итогам встречи.

Инженер со знанием английского

АВТОВАЗ разместил в Северо-Западном регионе восемь вакансий по нескольким основным направлениям — финансы и бухучет, юриспруденция, IT, кадры и по технической части. Объявления о найме опубликованы на рекрутинговой площадке hh.ru 24 января.

Информация о заработной плате, на которую может рассчитывать соискатель, указана лишь для электромеханика службы технического обслуживания. Специалисту, в чьи обязанности входит в течение 12-часовой смены обеспечивать надежную работу технологического оборудования, готовы предложить оклад 81,6 тысячи до вычета налогов, что по факту составит от 71 тысячи рублей на руки, зато предусмотрено страхование жизни и компенсация расходов на фитнес.

Для инженера-электроника в обязательном порядке требуется опыт программирования промышленных контроллеров Siemens, наличие опыта взаимодействия с Omron, Mitsubishi и Reliance приветствуется. Еще один важный навык для соискателя — знать специализированную лексику на английском, поэтому со знаниями языка ниже уровня Upper Intermediate лучше не беспокоиться.

Еще серьезнее в компании подойдут к отбору юриста: он должен иметь высшее образование и опыт работы не менее 10 лет. А вот инженер по поставкам автокомпонентов обязан не только иметь корочку о высшем образовании, но и свободно общаться на английском. Зарплата для соискателя не указана, но другие предприятия Петербурга готовы платить столь ценному кадру от 100 тысяч рублей.

IT-специалист нужен не абы какой, а с опытом ведения проектов — ему предстоит координировать разработку и внедрение решений в области информационных систем. В среднем по отрасли работнику с такими навыками легко, судя по количеству предложений на рекрутинговом сайте, найти зарплату в районе 120–130 тысяч.

От бухгалтера по расчету с поставщиками и учету компонентов и начальника отдела по охране труда ничего, кроме трехлетнего опыта, не ждут, а вот старший контролер финансовых систем нужен такой, чтобы уверенно говорил на английском и неплохо понимал речь на слух. Чью — не указано.

Всем, кому повезет быть нанятым, судя по размещенным объявлениям, предстоит трудиться в промзоне с ближайшей станцией метро «Комендантский проспект» в Петербурге. Приятным бонусом станет ДМС после испытательного срока, компенсация расходов на фитнес и развозка до места работы. Кому-то по результатам работы ежеквартально будут прилетать премии.

С учетом того, что на предприятии налаживают выпуск автомобилей нового бренда на базе комплектующих «иностранных партнеров», наличие в штате работников со знанием английского выглядит вполне закономерным: еще не так давно он считался международным, а китайский, откуда родом значительный объем автокомпонентов, пока еще на пути к тому, чтобы таковым стать. К слову, честно говорят о необходимости знать китайский пока только в группе AGR. Это новый владелец завода Volkswagen в Калуге. На также недавно выкупленный ею Hyundai в Петербурге сотрудников пока не ищут.

Вполне закономерным выглядит расширение штата «Автозавод Санкт-Петербург» — новый бренд, по заверениям АВТОВАЗа поступит в продажу уже этой весной. А тех человеческих ресурсов, которые остались на промплощадке после ухода из России Nissan, ожидаемо может не хватать: от 2,2 тысячи человек остались 1,5 тысячи.

Впрочем, на заводе набор сотрудников с расширением производства не связывают.

— Автозавод регулярно ведет набор сотрудников под производственный план по всем брендам. Производственный коллектив — это всегда живой процесс (переводы, увольнения и т.д.), поэтому автозавод всегда находится в поиске высококвалифицированных кадров, — ответили «Фонтанке» на предприятии.

До последнего момента сведения об облике и названии автомобиля нового бренда, который будут выпускать на площадке «Лада» в Петербурге, держались в секрете. Даже после того, как стало известно о регистрации нового товарного знака. Как стало известно «Фонтанке», обет молчания автозавод прервет под конец месяца — первые релизы могут стать достоянием общественности уже в следующий вторник.

Косвенное свидетельство реанимации

Еще оптимистичнее выглядит потребность в новых сотрудниках у «Хендэ Виа Рус». В начале октября 2021 года свежепостроенный завод обещал наладить в Петербурге «массовое производство двигателей» количеством 233 тысячи штук ежегодно, а затем локализовать блоки цилиндров и их головки, коленвал, поршни и прочие компоненты. Случись так, это было бы первое в России производство автодвигателей и переход на качественно новый уровень локализации сборочных производств. Но в связи с событиями на Украине уже построенный завод так и встал, не начав работать в полную силу.

Надежда на возрождение производства затеплилась, когда Hyundai Motor заговорил о продаже завода в Петербурге: в контур сделки мог войти и завод по производству двигателей. Не сложилось — в собственность группы AGR перешли только производственные площадки в Каменке и Шушарах (в прошлом — завод компании GM, где после покупки Hyundai собирался начать выпуск моделей Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage).

«Хендэ Виа Рус» той же датой, что и АВТОВАЗ, разместила на рекрутинговой платформе пять вакансий, четыре из которых технические и связаны со сборкой двигателей на линии — оператор станков с ЧПУ, инспектор по качеству продукции, оператор сборки линии двигателей. Причем в описании условий труда электромеханика черным по белому указана «работа в помещении завода Hyundai WIA» по адресу: Левашовское шоссе, 20к3 в Сестрорецке. Потребность, среди прочих, в административном специалисте со знаниями корейского языка на продвинутом уровне Topik 5 как бы намекает на оттепель в российско-южнокорейских отношениях и возобновлении производства на заводе.

Уровень заработной платы наниматель не указал, но оговорил обеды, ДМС со стоматологией после испытательного срока, страхование жизни и развозку за счет компании.

Получить комментарии от «Хендэ Виа Рус» по известным ей каналам связи «Фонтанке» не удалось: телефон отключен, адрес почты не найден. Оставленный корреспондентом на сайте вакансий номер телефона так и не зазвенел. Игроки авторынка узрели в размещении вакансий косвенное свидетельство перезапуска заводских мощностей, выкупленных «Арт-Финанс», однако делиться с «Фонтанкой» планами насчет «Хендэ Виа Рус» новый владелец мощностей «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» не стал. Впрочем, зачем его новым сотрудникам знать корейский — непонятно. Ведь собирать они будут все же китайские машины.

Дружный коллектив

Набирает сотрудников и бывший завод Toyota в Шушарах, объявления о найме опубликованы на рекрутинговой площадке 17 января.

ООО «Аурус Моторс» пополняет штат пока что только менеджерами высшего звена: на рекрутинговой платформе размещены вакансии исключительно ведущих — экономиста производственных закупок, бухгалтера, инженера-эколога, казначея и специалиста экономики проектов. Жадных до высокой зарплаты на предприятии решили отсечь на корню и обещают озвучить зарплатный потолок лишь по итогам встречи с соискателем. Никаких особенных требований, кроме 3- или 5-летнего опыта, к соискателям не предъявляют. Даже владение английским на пороговом продвинутом уровне будет не решающим фактором для найма, а всего лишь преимуществом.

Ни слова компания не говорит и о дополнительных «плюшках» к заработку, видимо, «развитая корпоративная культура, дружный коллектив» сами себя хвалят и этого вполне достаточно для финансовой стабильности работника. Впрочем, здесь интрига почти раскрыта: эксперты ожидают запуска на бывших мощностях Toyota производства автомобилей Aurus.

Детройт поставлен на паузу

Еще недавно Петербург с четырьмя крупными автосборочными производствами по праву носил звание автомобильной столицы России. Петростат в 2021 году насчитывал в городе свыше 10 тысячи работников, занятых в отрасли. И это после того, как де-факто встали General Motors и Toyota. Спустя год это число официально упало на 300 человек, а по факту в простое находились тысячи автозаводчан. Многие их них так и не дождались прихода новых хозяев заводов и разбрелись кто куда. Все же проблемы найти работу квалифицированному слесарю в Петербурге нет.

К слову, средняя зарплата сотрудников автозаводов в городе на конец 2022 года отмечалась Петростатом на уровне 113 тысяч рублей. Спустя полгода, по итогам июня 2023 года, эта цифра опустилась в глазах государственной статистики до 94 тысяч рублей. Возможно, итоги 2022 года были искажены повышенными выплатами в декабре тем, кто решил попрощаться с родной проходной навсегда. Нынешние зарплаты, предлагаемые самыми открытыми автомобильными работодателями, оказываются примерно на этом же уровне.

Впрочем, по сравнению с зарплатами на АВТОВАЗе это совсем немало. К примеру, по итогам 2023 года среднюю зарплату по всему персоналу компании дотянули до 71,7 тысячи рублей. А до этого было в среднем на 40,5% больше. По основным рабочим специальностям прибавка в Тольятти составила 57,1% — до 74,4 тысячи рублей, это с 47,4 тысячи рублей годом ранее.

К слову, расцвет «петербургского Детройта» в начале 2010-х годов пришелся и на период наибольшей активности независимых профсоюзов, в которых едва ли не ключевую роль играли как раз рабочие автозаводов. К примеру, на «Ниссане» рабочие отказывались терпеть жару в цехах и активно жаловались и выходили с пикетами. По итогам на предприятие нагрянула толпа проверяющих, а администрация получила штрафы и предписания улучшить условия труда. А когда получившему травму рабочему начальство попыталось недодать положенные выплаты, активность профсоюзов и проверка Роструда ставила менеджеров на место и обязывала признать его пострадавшим на производстве. На Hyundai рабочие добивались более четко прописанных обязанностей в своих трудовых договорах, а на Toyota — улучшения техники безопасности на производстве. Иными словами, все бурлило и кипело, а, главное, проверяющие органы шли навстречу пожеланиям трудящихся.

Отчасти отголосками тех уже давних баталий между трудом и капиталом стали максимально достойные условия увольнения с поставленных на паузу предприятий. Те, кто не хотел месяцами сметать пыль с простаивающих станков, имели возможность получить по пять-шесть окладов. Насколько сохранится высоко задранная иностранными автоконцернами планка профсоюзной активности и культуры производства на теперь уже российских автопредприятиях, станет известно уже очень скоро.

Наталья Вязовкина, Денис Лебедев «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
165
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях