Совещание c Владимиром Путиным по развитию агломерации Петербурга и Ленобласти интригующе отменили в конце декабря и переназначили на 26 января. «Фонтанка» знает, из-за чего весь сыр-бор.
О том, что ключевое для регионов совещание отменили, стало известно 27 декабря. «Достаточно серьезная тема, объемное совещание, очень важный город и пригороды агломерации, большие проекты развития, которые требуют серьезного обсуждения с городскими властями и с федеральным уровнем», — объяснял тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков столь вдумчивый подход. По данным «Фонтанки», в тот приезд Владимира Путина в Петербург сыграли роль несколько факторов: занятость тематикой Армении и Азербайджана, а также двусмысленные результаты теста на ковид у одного из предполагаемых участников совещания.
Тогда же стало известно, что разговор перенесли на месяц, а конкретнее — на 26 января, когда президент прибудет в Петербург для участия в мероприятиях, посвященных годовщине освобождения Ленинграда от блокады. То, что эти планы в силе, подтвердил Песков.
По данным «Фонтанки», повестку меняли несколько раз. В итоговом варианте все ужали до пары докладов — но объемных. Если собрать то, о чем собирались говорить изначально, и то, что упаковали в план с учетом занятости президента, получается следующее.
Стройка
Это, собственно, главное. В Петербурге и области живет более 7,5 млн человек только официально, в Ленобласти жилья вводят больше (в 2023 году 4,2 млн квадратных метров против 3,5 млн), да и обеспеченность на душу населения у соседей выше (примерно 32 квадрата на человека против 28).
В горизонте до 2030 года это не изменится: план на Петербург и области — 19 млн новых квадратных метров жилья и 24 млн соответственно. Но для этого нужны инвестиционные проекты и комплексное развитие территории. Уже сейчас стройка идет в основном на востоке и севере, ресурс исчерпывается. Колпино, Кронштадт, Курортный и Приморский районы, Пушкинский, Петродворцовый, прилегающие районы Ленобласти — вот новые векторы.
Потенциал основных точек роста, к которым будет тяготеть новое жилье (а это КАД-2, Широтная магистраль, кластер «Горская»», кампусы СПбГУ и ИТМО и др.), составляет почти 60 млн квадратных метров (причем в данном случае большая часть приходится на город). От проектов КРТ ждут еще 7,6 млн в Петербурге и 2 млн в Ленинградской области.
На схеме видно, как разбросаны потенциальные центры жилого строительства по агломерации. Для понимания: 8 синих кружков — это точки роста в Петербурге (самые масштабные — в Пушкинском, 9,5 млн кв. м, и Приморском, 6,5 млн кв. м, районах). 12 зеленых — в Ленобласти; с большим отрывом лидируют Свердловское (7,2 млн кв. м) и Муринское (6,3 млн кв. м) городские поселения. Оранжевые кружки — это комплексное развитие в Петербурге (в лидерах Пушкинский район с 5 млн кв. метров), фиолетовые — в области (например, 1,5 млн кв. м в Красном Бору).
Дороги и метро
По данным «Фонтанки», в докладе для президента есть новые данные по второй кольцевой дороге (подробнее здесь). Уже понятно, что стоимость оценивается в 380 млрд рублей, регион участвует деньгами минимально, в основном деньги пойдут через Автодор и Росавтодор. В итоге надо построить 112 новых километров дороги, реконструировать и расширить — более 90 км. Еще порядка 120 км уже есть в наличии. КАД-2 рассчитана с выходами на «Скандинавию» и «Сортавалу» на севере, на Дорогу жизни и «Колу» — на востоке, на М-11 и Р-23 — на юге, и на «Нарву» на западе. Так как все подается в контексте градостроительного потенциала, то его и рассчитали для каждого объекта; в случае с КАД-2 — 11,5 млн квадратных метров жилья.
В Ленобласти ждут эффекта от КАД-2 для Всеволожского района, ожидается разгрузка региональных дорог и первой кольцевой. В качестве примера: от Тосно до Мурино можно будет добраться за 55 минут, а не за полтора часа, как сейчас.
Второй мегапроект, объединяющий Петербург и область, — Широтная магистраль скоростного движения. Город скоро сдает первый этап (Витебская развязка ЗСД), готовится подписывать концессию на II–IV этапы (от Витебского проспекта до КАД), Ленобласть свою часть уже подписала. Общая стоимость II–VI этапов оценивается в 520 млрд (городской части — в 410 млрд, подробнее — здесь). Транспортный эффект: опять же развитие Всеволожского района, разгрузка КАД, перераспределение 113 тысяч автомобилей с городских улиц в сутки, условия для редевелопмента серого пояса, упрощение вывоза портовых грузов на восток, выгода от экономии времени в пути — 29,1 млрд рублей. Помимо этого расчет на то, что удастся привлечь инвестиции в 1,8 трлн рублей (строительство 9 млн квадратных метров жилья), не считая стройки нежилого назначения.
Важная часть — развитие аэропорта Пулково, который уже стал вторым по внутренним рейсам после Шереметьево и к 2030 году должен обслуживать 28–30 млн пассажиров. Здесь многое зависит от давно запланированной развязки М-11, которая обеспечит доступ к аэропорту со стороны самой магистрали, КАД, Новгородской и Ленинградской областей. Пулковское шоссе должно выдохнуть на 15%, когда перераспределятся 7,9 тысячи автомобилей в сутки (а это будет в 2027 году).
В части метростроения не обошлось без сюрпризов. По данным «Фонтанки», в подготовленных к заседанию материалах поменяли местами два участка Красносельско-Калининской линии: теперь в 2028 году ждут отрезок от «Каретной» до «Суворовской-1» и только через два года — от «Путиловской» до «Каретной».
Второй момент — нарисованное пунктиром продолжение красной линии метро за запланированную станцию «Пулково» до кампуса СПбГУ со станцией «Технологическая долина» рядом со Славянкой. Можно сравнить с предыдущими планами на южное метро.
В целом город целится в обеспечение восточной части Центрального района, новостроек юга (вдоль Петергофского шоссе, у Красного Села и в городе-спутнике Южный, «Балтийской жемчужины»), намывных территорий Васильевского острова, Кудрово. К 2030 году планируют ввод 26 станций и 2 депо. Но, конечно, это для любителей вчитываться в многолетние планы по строительству подземки в городе и сравнивать их с нынешними темпами.
Туризм
Городские чиновники признают, что пандемия и санкции затормозили рост турпотока. В Петербурге в 2022 году он составил более 8 млн человек, в Ленобласти — порядка 6 млн, почти треть приходится на гостей из Москвы и Московской области.
Насколько можно судить, главный инвестиционный хит этой отрасли — рекреационный кластер «Горская». Напомним, соглашение о развитии культурно-рекреационного кластера город подписал с АО «Корпорация Туризм.рф» и Яхт-клубом Санкт-Петербурга на Петербургском экономическом форуме. Общий объем инвестиций составляет 165 млрд рублей. С этим проектом был связан локальный скандал: изначально Петербург видел инвестором для территории компанию «Мегалайн», которую связывали с бизнесменом Евгением Пригожиным, однако затем поменяли и концепцию, и предполагаемого партнера, им стала структура «Газпрома».
«Фонтанка» включала этот проект в перечень то ли замороженных, то ли просто очень неторопливых, но в Смольном настаивают, что продолжают работу по поручению президента, управиться хотят до 2030 года. По данным «Фонтанки», на самом высоком уровне пытаются донести необходимость выделения 45 млрд рублей из федерального бюджета на сопутствующую инфраструктуру — вроде развязки на КАД и дублера Приморского шоссе.
Чиновники рассчитывают, что «Горская» даст эффект на 1,3 млн туристов в год. Но это, может быть, и не главное. Идейно инвестпроект связан с развитием градостроительного потенциала — проще говоря, здесь вокруг должно появиться до 3 млн квадратных метров жилья: за Приморским шоссе и на Сестрорецком намыве, который так и остался в Генплане.
Из интересного: по данным «Фонтанки», именно Горскую рассматривают в качестве потенциального места для верфи, где будут собирать яхты и катера. «Фонтанка» рассказывала, что «Газпром» и КамАЗ намерены взять шефство над производством одноименных автомобилей, которое разместится в Петербурге, на бывшем заводе Toyota. А об интересе к кораблестроительному бренду «Аурус» сообщали еще раньше.
РЖД
Создание железнодорожного узла в Петербурге — это давний проект РЖД и города. Он включает в себя создание грузовых маршрутов, городскую электричку (полукольца Ораниенбаум — Белоостров и Гатчина — Токсово), тактовое движение электричек в пригороды (уже есть в направлении Ломоносова, Павловска и Красного Села, планируется в Выборг, Тосно, Мельничный Ручей, на схеме — пунктиром).
Вероятно, самым близким для горожан является вопрос именно электричек, и в частности направления к Пулково. Но чиновники упирают на то, что организовать их можно, только выведя транзитное грузовое движение из города. А для этого необходимо строить Северо-Восточный (на схеме оранжевым) и Юго-Западный (зеленым) железнодорожные обходы.
Ключевые мероприятия оцениваются в 186,4 млрд рублей. 89 млрд — это так называемые первоочередные: линия Лигово — Пулково — Шоссейная, которая позволит пустить электричку в аэропорт (64 млрд), строительство новых путей на участке Балтийский — Броневая (16,6 млрд), реконструкция участка Сертолово — Левашово (3,3 млрд), разъезды и остановки (5,6 млрд).
32,5 млрд — приоритетные: строительство новых путей на участке от Московского вокзала до Обухово (21,8 млрд), строительство пассажирской станции Волковская, куда переведут часть поездов с Московского вокзала (10,5 млрд). Сюда же включают и строительство грузовых обходов, но без утвержденной сметы.
64,3 млрд рублей — это, собственно, строительство дополнительных путей на участке от Московского вокзала до Обухово II. Цель — под специализированное пассажирское движение. Это и есть та самая высокоскоростная магистраль, по которой пассажиры должны долетать до Петербурга из Москвы за 2,5 часа.