«Автозавод Санкт-Петербург» (прежде Nissan и «Лада Санкт-Петербург») объявил о запуске производства под собственным брендом XCITE. Название «международного партнера» не называется, но в пилотном продукте уже просматриваются узнаваемые китайские черты. В уравнении появилось еще одно неизвестное: попавший под санкции «АвтоВАЗ», которому год назад перешло предприятие, скрылся из списка собственников.
О том, что в Петербурге будут выпускаться автомобили под маркой XCITE, 30 января сообщили на «Автозаводе Санкт-Петербург». С конвейера уже сошла первая партия из нескольких тысяч автомобилей. Старт продаж запланирован на весну 2024 года. Пока же идет наполнение товарного склада и выстраивается диалог с крупнейшими дилерскими сетями.
В названии (XCITE созвучно английскому глаголу «excite» — возбуждать, волновать, будоражить. — Прим. ред.) и в эмблеме (вписанной в овал букве «Х») чувствуется ирония производителя. Ведь потенциальным покупателям в буквальном смысле предлагают решить уравнение с двумя неизвестными, разгадав, что они покупают и у кого.
Рассказать, что будет представлять собой новый автомобиль, «Автозавод Санкт-Петербург» планирует в конце февраля. Пока известно, что модельный ряд будет иметь «внедорожный характер». Цветовая гамма бренда, которая будет использоваться в коммуникации, в том числе для оформления дилерских центров и других рекламных материалов, включает желтый и зеленый. Ожидаются и другие модели. В компании отметили, что бренд собственный, но производство запущено «в сотрудничестве с международными партнерами».
Правда, в сеть уже утекли фотографии автомобиля с шильдиком XCITE под названием X-Cross 7. Опубликовавший их телеграм-канал «Автопоток» видит в дизайне автомобиля черты «китайца» Chery Tiggo 7 Pro. Ранее уже появлялась информация, что новым партнером предприятия будет именно Chery, однако «Автозавод Санкт-Петербург» ее не комментировал. Сейчас в пресс-службе тоже решили сохранить интригу, отметив, что, по условиям сотрудничества, не могут раскрыть имя партнера.
Но если предположения верны, то автолюбителям предложат городской кроссовер с полуторалитровым двигателем мощностью 147 л. с. и вариатором. Стоимость в автосалонах оригинала сейчас начинается от 2,2 млн рублей.
Правда, «АвтоВАЗ» уже отстранился от петербургского завода. В ЕГРЮЛ отображается, что 26 января 2024 года произошла смена учредителей, при этом сама информация о том, кто владеет «Автозаводом Санкт-Петербург», теперь скрыта. Незадолго до этого у предприятия появилась собственная пресс-служба. Впрочем, пост генерального директора продолжил занимать бывший советник главы «АвтоВАЗа» Максима Соколова Иван Миронов.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» оставили без комментария вопрос о том, вышел ли автогигант из состава учредителей «Автозавода Санкт-Петербург». В собственной пресс-службе предприятия сообщили, что информация о владельцах не является публичной.
Но, судя по всему, как минимум партнерские отношения сохранятся. Продукция петербургского завода будет продаваться в дилерских центрах LADA, рассказывал в интервью каналу «Россия 24» в январе 2024 года Максим Соколов. По его словам, под новым брендом на петербургской площадке будут представлены модели в компактном и среднеразмерном сегментах C и D на базе комплектующих «иностранных партнеров».
В объезд санкций
К таинственности по поводу партнеров и владельцев побуждает прошлый опыт.
«АвтоВАЗ» закрыл сделку по приобретению доли в «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» за 1 евро в начале 2023 года, а в середине июня торжественно перезапустил конвейер. На предприятии, получившем новое имя «Lada Санкт-Петербург», начали выпускать кроссовер LADA X-cross 5, в котором рассмотрели адаптированный для российского рынка китайской FAW Bestune T77.
В 2023 году в Петербурге планировалось выпустить 10 тысяч машин, но в итоге удалось произвести около сотни. Для сравнения: мощность предприятия при японцах составляла 115–120 тысяч автомобилей в год.
Дело в том, что из-за санкций США, под которые в сентябре попал «АвтоВАЗ», китайские партнеры приостановили поставки машинокомплектов, которые должны были превращаться на заводе в новенькие LADA X-cross 5.
Сам автомобиль так и не поступил в продажу. На итоговой пресс-конференции Максим Соколов рассказывал, что машины разошлись по корпоративным клиентам. «Я парочку взял себе, передвигаюсь по Тольятти», — поделился он. Нежелание раскрывать название новых партнеров собеседники «Фонтанки», близкие к предприятию, объясняли именно опасениями по поводу наложенных санкций.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»