Водитель «Яндекс.Такси» Авазбек проявил внимание к пожилой пассажирке. Разговор петербурженки по телефону показался странным после слова «Центробанк». Водитель вмешался в ситуацию и не дал мошенникам завершить схему по переводу денег на «безопасный счет». «Фонтанка» связалась с Авазбеком.
— Расскажите про этот заказ. Как вы поняли, что вашу пассажирку могут обманывать?
— Это было 27 января, обычный заказ. Подъехал со двора, стоит пожилая женщина, помахала мне рукой. Ехали молча. В какой-то момент она начала с кем-то разговаривать по телефону. Слышу, что ей якобы позвонили из Центробанка. Не помню, какие были слова. Наверное, ей сказали, что ее данные попали в руки мошенников. Попросили продиктовать номер СНИЛC и данные. После чего она повесила трубку.
— Что для вас стало маркером в этой беседе, по которому вы заподозрили мошенников?
— Она сообщила свои персональные данные какому-то неизвестному человеку по телефону. Я прекрасно знаю, что ни один из банков не будет звонить и требовать персональные данные и говорить, что на вас оформляют кредит. Банки просто блокируют счет.
— Поэтому вы решили помочь?
— Да, как только она повесила трубку, я сразу же задал вопрос ей: «Кто вам заказал машину?» Она говорит: «Они». Я спрашиваю: «Кто это они?» — «Ну, позвонили из Центробанка». Ей сказали, чтобы она быстро приехала в банк, взяла сама кредит и перевела на какой-то безопасный счет. Вот тут я точно понял, что это мошенники. И ей объяснил, что так поступают обычно мошенники, что не надо ничего оформлять, никуда ездить. Профилактическую беседу провел, так сказать.
— Пассажирка вам поверила?
— Да, почти сразу. По пути ей позвонил сын, тоже объяснил, что никуда не нужно ехать, ничего не надо оформлять. Потом я ее высадил в ближайшем безопасном месте. Мы до этого ехали по Витебскому проспекту, там очень большое движение, невозможно остановиться. Я на другую улицу завернул и остановился там. По адресу уже не ехали. Поговорил с её сыном по телефону. Просил его, чтобы он забрал пассажирку домой, чтобы она никуда не ехала и ничего на себя не оформляла.
— Раз вы заказ не выполнили, он у вас пропал?
— Нет, заказ был по безналичному. Закрылся по счётчику. Разница где-то 50 рублей была. Я потом «Яндексу» все объяснил и видео скинул.
— Подобные ситуации происходили с вашими близкими?
— Ну, бывали случаи, когда звонили мне или знакомым. Но до такого, что уже кредит оформляли, не доходило.
— Пассажирка или её родственники позже связывались с вами, благодарили?
— Нет, связи с ними нет. Потому что они не сами оформляли заказ. С ними контакта нет.
В Петербурге регулярно мошенники звонят пожилым людям от имени спецслужб и банков. Такси в этой схеме используется для подвоза жертвы к кредитному учреждению. Так, в конце декабря 84-летняя пенсионерка покаталась на такси и раздала незнакомцам 800 тысяч рублей. В ноябре таксист вез пожилую пассажирку к банкоматам в ТЦ «Мега Дыбенко». В ходе поездки водитель также понял, что женщину хотят обмануть. Маршрут завершился в полицейском участке.
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»