Накануне в Петербурге прошло настоящее коммунистическое собрание. Всё в лучших традициях советского прошлого: трибуна, красный стол с букетом (правда, не гвоздик, а роз), транспаранты и возгласы «товарищи!» Так сторонников перед выборами президента агитировали Геннадий Зюганов и кандидат от КПРФ Николай Харитонов. В основном они вспоминали 90-е, а ещё говорили про гусей и пчёл. На встрече коммунистов со сторонниками побывала «Фонтанка».
«Проходите, Иван Петрович, пожалуйста, садитесь», — вел под руку ветерана парень в красной накидке. Дедушку усадили на обитый бордовой тканью стул концертного зала бизнес-центра «Инвэко». Наименование здания было единственным неподходящим к событию словом. Даже адрес коммунистического собрания был правильным: проспект Юрия Гагарина, 1. На стенах зала были наклеены звёзды и надпись: «Аплодисменты — это оценка зрителя. Сцена — это возможность прожить несколько жизней». Слушать коммунистических лидеров пришли в основном мужчины и женщины возраста сидящих за трибуной. Но была и молодежь — в разных концах зала стояли комсомольцы с растяжками с названием региона и лозунгом «За Харитонова».
Несмотря на то, что мероприятие было анонсировано как встреча с кандидатом, первые полчаса собравшиеся слушали Геннадия Зюганова. «Когда Слуцкий говорит, что мы придем и что-то сделаем, я говорю: "Ну скажи мне честно, назови пять человек, кого ты возьмешь с собой в правительство". Никого нет — всё это пустая болтовня. Мы спасли честь и достоинство коммунистов. Нас запрещали, судили и преследовали. Меня лично 300 раз судили и допрашивали».
Зюганов заявил, что не единожды спасал страну от кризиса, предлагал программу, действие которой наглядно видно на примере совхоза имени Ленина, «лучшего предприятия Европы», где каждая вторая семья многодетная. «У нашей партии сохранены международные связи. А у "Единой России" в условиях войны, объявленной натовцами, ни одна партия, с кем они подписывали соглашения, не поддержала их. А нас поддержали 132 — сюда приезжали». Среди партийных достижений он отметил и спортивные: команда КПРФ выиграла кубок по мини-футболу: «Всех олигархов обыграли, даже Путин спрашивал: "Как вы научились так играть?"». Наконец, напутствовал Зюганов неизвестных критиков, нужно вспомнить о Ленине. «Когда некоторые начинают говорить о Ленине, я говорю им: начинайте изучать, что говорили великие о великом. Вот Циолковский говорил: "Среди великих Ленин был самым великим"».
Когда лидера партии проводили аплодисментами, к трибуне вышел Николай Харитонов: «Добрый вечер, товарищи». Как и его коллега, он тоже начал с воспоминаний о 93-м годе, когда сам был депутатом РСФСР: «Зюганов единственный проникал за колючую проволоку в Верховный совет, чтобы договориться и выйти бескровно из этой ситуации <…> Никогда не забуду, как москвичи за три дня собрали несколько миллионов рублей. Когда расписывались, в основном это были женщины, они говорили: "Сыночки, держитесь за советскую власть"». Харитонов заметил, что многие сидящие в зале прекрасно помнят события того времени, и перешёл к программным заявлениям. «На смену разрушительного капитализма и грабительства олигархов должна прийти справедливая и эффективная система развития», — воззвал он к залу.
Зрители понимающе кивали. Сам Харитонов заметил, что успел побывать в этот день на Кировском заводе и спросил там директора, собираются ли они строить молодежные и студенческие общежития, но тот, со слов коммуниста, развел руками, сославшись на отсутствие денег. В другом регионе, добавил Харитонов, он встречался с молодежью и спросил, какая у них стипендия. Узнав, что студенты получают 1,5 тысячи рублей, он очень удивился. «Когда я учился, стипендия была 33 рубля 50 копеек. Наверняка в то время учились и сидящие в зале — за рубль можно было покушать нормально и в кино сходить».
После учёбы Харитонов работал в совхозе, затем стал его директором. Своё предприятие, где разводили гусей, он поставил в пример: «К нам за гусятами прилетали даже из Якутии. Нарасхват были <…> А что теперь? Сегодня вопрос стоит, где брать яйцо. У нас что, птицефабрик нет, или мы не можем работать? Когда я работал директором, прекрасно видел, что находятся те, кто просто не хочет доить коров и кормить молодняк». Рецепт выхода из сложившейся ситуации у Харитонова универсальный — отнять и поделить, хотя именно от таких выражений он открещивался. «В начале 90-х годов нам говорили: "Вот сейчас придете, по ребрам дадите и всё отберете". Нет, никто ничего отбирать не собирается. Просто верните то, что приватизировали, то, что по Чубайсу раздали».
После программного выступления к трибуне начали выходить другие коммунистические деятели. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин заметил, что советская система была самой честной и справедливой, а теперь либералы довели страну: даже говядина стала роскошью. Актёр Александринского театра Семён Сытник поставленным голосом призвал сделать «уборку всех театров» от тех, кто «лает из-за бугра на нас, а до этого были обласканы этой властью». Коммунист из Коми Олег Михайлов передал Харитонову обращение от совета старейшин Коми в поддержку его выдвижения. Публицист Юрий Белов произнес долгую речь про русского кандидата — человека «от земли». Бюрократически сдержанно поддерживали Харитонова комсомольцы Новгородской области.
Пока к микрофону выходили желающие сказать хорошие слова про кандидата, по залу собирали вопросы. Все записки сложили стопкой перед президиумом. К сожалению пришедших активистов (в зале сидели противники строительства мусорного комплекса на карьере Дубровка и уже успевшие стать регулярными ходоками по агитационным встречам борцы с реновацией), зачитывать вопросы и просьбы не стали. Коммунистические лидеры обещали все записки детально рассмотреть. Под конец Зюганов вновь выступил с получасовой речью с критикой ЕГЭ, нового учебника истории, политики в сфере ЖКХ, роста цен («солярка 64 рубля стоит, одуреть можно!») и идей захоронить Ленина. «Красная площадь — сакральное понятие, никто туда с грязными руками и глупыми мыслями не имеет права лезть!» Про СВО Зюганов высказался отдельно, заметив, что Харитонов похоронил племянника. Память тех, кто отдал жизнь, почтили минутой молчания. «Сегодня надо оценить обстановку, если бы нашлись силы закрыть границы и погнать эту сволочь… Американцы потирают руки — стравили братьев-славян. Сегодня необходимо стоять и побеждать — другого не дано», — добавил Харитонов. Зал взорвался аплодисментами.
Перебирая записки, Зюганов заметил, что его семья на протяжении 350 лет занималась разведением пчел, а он сам даже выпустил книгу для юных пчеловодов. «Я о пчелах знаю всё. Самое гениальное творение природы и Всевышнего — это женщина, цветы и пчела. Женщина подарила нам жизнь всем, цветы дают семена и прорастают новые растения, а пчела является главным экологом планеты. Если вы пчелу уберете, 80% продовольствия вашего исчезает сразу. <…> Мы с Харитоновым провели первый съезд пчеловодов Европы. <…> Запомните: пчелы не живут у неряшливого и нетрудолюбивого человека. Они требуют прилежания. Они вас примут, когда вы будете с ними ласково обращаться, как с женщиной и цветами».
Завершил встречу Зюганов обращением к женщинам, велев им не наливать 50 грамм мужчинам, пока они в день голосования не сделают правильный выбор.