В Кировском районе на улице Трефолева есть необычный дом. Это трёхэтажное здание в советском неоклассическом стиле, но внутри — трамвайная подстанция. Здесь же расположены пять квартир, где комнаты получали работники Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления.
Они вместе с семьями живут здесь до сих пор. Это в основном пенсионерки, которые отработали водителями трамваев больше 20 лет.
Это можно даже приватизировать
Осенью 2023 всем жильцам пришли уведомления от «Горэлектротранса» с требованием освободить помещения и сдать ключи. Квартиры, как и всё здание, принадлежат городу, и, по современным представлениям, жить в электроподстанции нельзя. Ещё в 1990-х здание признали нежилым, и квартиры обрели как бы двойственный статус: люди всё-таки получали в них постоянную прописку, жили и исправно получали квитанции на оплату коммунальных услуг. Видимо, сейчас этому решено положить конец.
Люди, получив уведомления, покидать свои квартиры не стали. Пенсионеры живут здесь с 1980–1990-х годов, а их дети и внуки — всю свою жизнь. Большинству из них идти некуда, никакой другой недвижимости нет. ГЭТ подал против жильцов иск: если предприятие его выиграет, то они должны будут освободить дом в течение четырёх месяцев.
На сегодня на Трефолева, 7, живут девять человек в возрасте от семи до 63 лет. В основном женщины, в том числе одинокие. По стечению обстоятельств, за последние полгода умерли три жильца дома, двое из них отработали в трамвайно-троллейбусной системе города больше 40 лет.
Практически все (по документам, за исключением одного человека) стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Старшее поколение — ещё с советских времён, младшие присоединялись к ним, когда появлялись на свет. Но перспектива получить какую-то помощь от государства не просматривается по сей день.
— По старому законодательству те ордера, на основании которых им выдали жилье и прописали здесь, являются по сути своей договором социального найма. Поэтому, на наш взгляд, люди могут даже приватизировать это жилье, только нам этого не дают пока сделать, — говорит адвокат жильцов дома на Трефолева Сергей Подольский.
Позиция защиты в суде будет опираться на те основания, по которым люди получали свои комнаты. Люди хотят добиться права остаться в этом доме или хотя бы получить другую крышу над головой.
Аргументы жильцов можно вкратце сформулировать так:
Все семьи вселялись в общежитие по действующему тогда Жилищному кодексу.
Их вселение и регистрация не были оспорены через суд.
Согласно «Закону о приватизации жилищного фонда» от 1991 года граждане вправе приобрести помещения муниципальные и государственные помещения.
В ряде случаев гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений.
По данным ЕГРП, за квартирами сохраняется статус жилых, несмотря на то, что дом признан не отвечающим санитарным условиям. По советским законам, жилые помещения могли располагаться в нежилых зданиях.
ГЭТ: «Не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям»
«Горэлектротранс» подробно изложил свою позицию в исковом заявлении, которое есть в распоряжении «Фонтанки». Собственно жилая часть — это порядка 270 квадратных метров, отделенных от тяговой подстанции несущей стеной.
Из-за этого соседства, «помещения в нежилом здании не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилому помещению», — пишут юристы организации. Расселять такие «трамвайные» общежития наказал еще Ленгорисполком в 1969 году. Но до конкретной станции №19 «Кировская» это решение не дошло.
В 1990 году санэпидемстанция не продлила квартирам санитарный паспорт и статус общежития. Однако там не только продолжали жить люди, но и появлялись новые. Сейчас «Горэлектротранс» настаивает, что правовые основания для социального найма отсутствовали ещё тогда.
В 2000-м комиссия районного жилищного агентства Кировского района обследовала здание, чтобы попробовать перевести его в жилой фонд. Однако по итогам этой процедуры комитет по управлению городским имуществом принял решение сохранить нежилой статус и расселить всех жильцов. В 2004-м межведомственная комиссия пришла к выводу, что перевести здание в статус жилого невозможно.
В сухом остатке на сегодня: здание нежилое, общежитием не является, служебным жильем тоже, находится в санитарно-защитной зоне. А значит, люди не могут там жить; эти помещения не являются объектом жилищных прав, и на них вообще не распространяется жилищное законодательство.
Больше того, комнаты выдавали сотрудникам в связи с работой на предприятии. Сейчас все они на пенсии, и никто, за исключением одного человека, в трудовых отношениях с «Горэлектротрансом» не состоит. Компания не видит оснований обеспечивать жильём их и их родственников и просит обязать их покинуть квартиры.
«Как будто не заметили, что здесь живут люди»
С виду бывшее общежитие на Трефолева напоминает обычный жилой дом, причем в не самом плохом состоянии: немного облупленный подъезд с отдельным входом в квартиры, комнаты с обычным современным ремонтом, в который годами вкладывались сами жильцы. Индивидуальный туалет, ванная, аромапалочки. Каждая хозяйка, как могла, создавала уют. Здесь явно никто не считает это здание нежилым.
— Я думаю, что вся эта ситуация — результат чьей-то оплошности. В 2000-х, когда они ставили дом на регистрационный учёт, они как будто не заметили, что здесь живут люди. Потом я даже наблюдала удивление: «А как вы здесь прописаны?» Мы были зарегистрированы здесь и раньше и исправно платили квартплату. Нам некуда отсюда уходить, и мы не хотели бы жить без прописки, — говорит жительница дома на Трефолева, ветеран труда Лидия Ивановна.
В «Горэлектротрансе» «Фонтанке» сообщили, что обратились в суд «в целях приведения взаимоотношений сторон, указанных в иске, в соответствие российскому законодательству». «На данный момент вопрос по использованию освобожденных помещений не является своевременным с учетом незавершенного процесса, который описан в иске», — ответили там на вопрос о планах на эти помещения. Напомним, сейчас ГЭТ реализует многомиллиардную программу по модернизации, которая включает в себя не только закупку подвижного состава, но и реконструкцию энергетического хозяйства, включая подстанции.
Анна Мотовилова, «Фонтанка.ру»
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.