Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Театры Премьера Фокина по стенограмме осуждающего собрания, кабаре, джаз. Гид «Фонтанки» по фестивалю «Мейерхольдоведение»

Премьера Фокина по стенограмме осуждающего собрания, кабаре, джаз. Гид «Фонтанки» по фестивалю «Мейерхольдоведение»

5 672

Как связаны Мейерхольд и джаз? Мейерхольд и кабаре? Какую систему сценического движения разработал режиссер, и почему он, сторонник Революции, был в Советском Союзе арестован и расстрелян? Об этом зрителям расскажут мероприятия культурно-просветительского марафона «Мейерхольдоведение», приуроченного к 150-летию режиссера. Проект Александринского театра охватит как его собственные сцены, но и другие культурные площадки.

«Это была горизонтальная инициатива: мы просто рассказали нашим друзьям, партнерам, коллегам внутри сообщества, что будет 150-летие Мейерхольда, и если кто-то хочет в нем принять участие, то мы будем рады. И оказалось, что много кто хочет — причем не только в Петербурге. И получился вот такой самоорганизованный Мейерхольд-марафон», — рассказывает генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.

В стенах Новой сцены Александринского театра первые мероприятия проекта пройдут 3 февраля: в 16:00 и в 19:00 состоятся Медиации, которые по-новому позволят открыть для себя само это здание — и тем, кто в нем бывал на спектаклях, и тем более тем, кто не бывал.

«Это возможность погрузиться в атмосферу Новой сцены и понять, как мы работаем, посмотреть те уголки, в которых, может быть, вы еще никогда не были, — комментирует Александр Малич. — Судя по опыту наших медиаций, участники с удовольствием рассказывают о своих впечатлениях и после становятся нашими зрителями (если раньше ими не были)».

Тизер: если посмотреть на Новую сцену через призму творчества Мейерхольда, окажется, что она сама по себе отвечает его замыслам.

«Если узнать, чем он занимался и как он на все смотрел, мы вполне себе соответствуем всему, что он придумывал», — интригует Малич.

Следующее мероприятие марафона пройдет 5 февраля: на основной сцене театра, в Царском фойе, откроется выставка «Александринский театр. Петербургской дом Мейерхольда». На ней можно будет узнать о спектаклях режиссера, которые шли в этих стенах, и увидеть, как они были оформлены, какие костюмы носили актеры.

А на Новой сцене 8 февраля в 19:00 и 9 февраля в 17:00 пройдут две лекции историка театра Вадима Щербакова — «Vivat Academia! Мейерхольд и МХТ» и «Чужой театр. Закрытие ГосТиМа» (16+). Вход на них свободный, по регистрации. На первой зрители попытаются вне конъюнктуры посмотреть на историю пребывания режиссера в главном театре страны, которая в разное время освещалась по-разному. На второй — узнают о событиях в художественной и общественно-политической жизни второй половины 1930-х годов, которые привели к закрытию Театра имени Мейерхольда.

«Вадим Щербаков — один из ведущих мейерхольдоведов, людей, которые досконально знают его историю, — говорит Александр Малич. — Он приезжает к нам из Москвы специально, чтобы прочитать эти две лекции. Это человек, каждое слово которого — на вес золота, потому что он настолько глубоко погружен в предмет, с такими подробностями, с такими интересными аллюзиями на сегодняшний день рассказывает, что эти две лекции просто нужно идти и слушать».

Ключевым событием марафона станет премьера спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» (18+) на Новой сцене. Показы пройдут 9, 10 и 11 февраля (начало в 19:00). Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда», — это та самая статья, которая стала «спусковым курком» к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и его самого.

1 из 5

«В спектакле показана начальная точка этого пути — коллективное обсуждение, а фактически осуждение режиссёра своей труппой и всеми работниками театра, — говорится в аннотации постановки. — Личные недовольства, ущемлённые самолюбия, разногласия творческого характера — все эти мотивы являются основой претензий (как нелепых, смешных, так и разумных, вполне обоснованных), которые высказываются прямо, без обиняков в лицо Мастеру».

В роли Мейерхольда — Владимир Кошевой.

Александринский театр отметит день рождения режиссера тогда, когда тот отмечал его сам, — 10 февраля (хотя официальная дата — 9-го). Потому и большинство событий сосредоточено в эту дату. Так, на Новой сцене пройдут две встречи: в 12:30 «Пространство Мейерхольда» сквозь призму изобразительного искусства, музыки и театра обсудят Иван Чечот, Владимир Раннев, Дмитрий Ренанский (вход свободный, по регистрации). А в 14:30 о петербургских адресах Мейерхольда расскажут Николай Песочинский и Кристина Матвиенко (вход свободный, по регистрации) — публику ждет виртуальная экскурсия по городу. 16+

А между первой и второй лекциями — в 14:00 во дворе Новой сцены — к памятнику Всеволоду Мейерхольду возложат цветы.

Еще одна экскурсия, уже пешеходная, пройдет 11 февраля, начиная с 13:00, и охватит Музей театрального и музыкального искусства и Новую сцену Александринки. Она называется «Сквозь историю к современности».

Также в программу «Мейерхольдоведения» включены и мероприятия на других площадках, в том числе и театральная премьера: на сцене Кабаре «ШУМ» 8 февраля в 19:00 и 21:00 сыграют премьеру постановки Павла Михайлова «Доктор Дапертутто» (таков был псевдоним Мейерхольда) (18+). Публику ждет фантазия по мотивам пьес Александр Блока, Карла Гоцци и Артура Шницлера.

«Это спектакль о любви, о детстве, о взрослении, — говорится в аннотации постановки. — Через любимых героев Мейерхольда — Коломбину, Пьеро, Арлекина — этот спектакль проведет зрителей по всевозможным сюжетам и методам, которые проходил Мейерхольд в поисках «своего» театра. От сверхмарионетки к биомеханике. От маски к гимнастике. От синтеза всех искусств до одинокой партии флейты».

Жанр кабаре появился в афише марафона не случайно. Дело в том, что Мейерхольд основал в Петербурге кабаре (под этим понятием скрывается жанр театральной миниатюры) — в особняке Зинаиды Юсуповой на Литейном.

«Кабаре «Шум» — маленькая модная петербургская площадка, которая вдохновилась нашей затеей с Мейерхольдом, — рассказывает Александр Малич. — И, как известно, Мейерхольд тоже делал кабаре в Петербурге — оно называлось «Лукоморье». Правда, оно находилось не там, где находится «Шум», а на Литейном рядом с улицей Белинского. Но, так или иначе, ребята, узнав, что мы делаем, сразу вдохновились и предложили нам целую программу в своем стиле».

В Александринском характеризуют сотрудничество с Кабаре «ШУМ» как эксперимент и внедрение в новую аудиторию. Для самого Мейерхольда в свое время подобный шаг оказался неудачным. Но сегодня шансов больше.

«Кабаре «Лукоморье» работало по вечерам, до ночи они играли миниатюры, — рассказывает Александр Малич. — Идея эта довольно быстро себя исчерпала, потому что подход Всеволода Эмильевича не годился для того, чтобы реализовать спектакли в таком пространстве. У него в голове все было гораздо более масштабно, такая малая форма ему, видимо, не очень хорошо покорялась. Но факт остается фактом: он открывал кабаре в Петербурге, и именно поэтому коллеги из «ШУМа» решили перекинуть такой мостик к себе».

Еще один вечер марафона в Кабаре «ШУМ» будет посвящен джазу — 9 февраля в 20:00 к публике выйдут DIZZY DUTCH DUCK. Параллельно джаз в честь Мейерхольда будут играть в Филармонии джазовой музыки: там концерт в 19:00 начнет джаз-бэнд Федора Кувайцева. И джаз — это еще одна интересная страница биографии юбиляра.

«Мейерхольд не только слушал джаз, но и стоял у его истоков в Советском Союзе, — рассказывает Александр Малич. — Первый джазовый коллектив в стране — джаз-бэнд Валентина Парнаха — был реализован на его деньги в 1922 году. И тогда же Парнах читал лекции о джазе, на которые ходили Эйзенштейн и Мейерхольд».

Ну и еще одну грань Мейерхольда — его систему сценического движения — марафон раскроет на мероприятии в галерее ИТМО под названием AIR 10 февраля в 18:00. Это «Биомеханика» в виртуальной реальности.

1 из 3

«ИТМО — наши давние партнеры, лаборатория новых медиа работает с нами много лет по разным программам, мы все время разрабатываем с ними разные проекты, — объясняет этот пункт программы Александр Малич. — Например, если подойти к памятнику, который находится у нас во дворе, и навести смартфон на QR-код, можно увидеть цифрового Мейерхольда. Так вот один из важных тезисов, которые пропагандировал Мейерхольд, связан с биомеханикой, с движением актера. И коллеги из ИТМО вместе с нашей лабораторией новых медиа придумали, как это показывать в виртуальном пространстве. Это целый перформанс в очках виртуальной реальности!»

Культурной программой для широкой публики марафон «Мейерхольдоведение» не завершится: 19 февраля в Александринском театре пройдет научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр».

Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда.

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях