Как связаны Мейерхольд и джаз? Мейерхольд и кабаре? Какую систему сценического движения разработал режиссер, и почему он, сторонник Революции, был в Советском Союзе арестован и расстрелян? Об этом зрителям расскажут мероприятия культурно-просветительского марафона «Мейерхольдоведение», приуроченного к 150-летию режиссера. Проект Александринского театра охватит как его собственные сцены, но и другие культурные площадки.
«Это была горизонтальная инициатива: мы просто рассказали нашим друзьям, партнерам, коллегам внутри сообщества, что будет 150-летие Мейерхольда, и если кто-то хочет в нем принять участие, то мы будем рады. И оказалось, что много кто хочет — причем не только в Петербурге. И получился вот такой самоорганизованный Мейерхольд-марафон», — рассказывает генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.
В стенах Новой сцены Александринского театра первые мероприятия проекта пройдут 3 февраля: в 16:00 и в 19:00 состоятся Медиации, которые по-новому позволят открыть для себя само это здание — и тем, кто в нем бывал на спектаклях, и тем более тем, кто не бывал.
«Это возможность погрузиться в атмосферу Новой сцены и понять, как мы работаем, посмотреть те уголки, в которых, может быть, вы еще никогда не были, — комментирует Александр Малич. — Судя по опыту наших медиаций, участники с удовольствием рассказывают о своих впечатлениях и после становятся нашими зрителями (если раньше ими не были)».
Тизер: если посмотреть на Новую сцену через призму творчества Мейерхольда, окажется, что она сама по себе отвечает его замыслам.
«Если узнать, чем он занимался и как он на все смотрел, мы вполне себе соответствуем всему, что он придумывал», — интригует Малич.
Следующее мероприятие марафона пройдет 5 февраля: на основной сцене театра, в Царском фойе, откроется выставка «Александринский театр. Петербургской дом Мейерхольда». На ней можно будет узнать о спектаклях режиссера, которые шли в этих стенах, и увидеть, как они были оформлены, какие костюмы носили актеры.
А на Новой сцене 8 февраля в 19:00 и 9 февраля в 17:00 пройдут две лекции историка театра Вадима Щербакова — «Vivat Academia! Мейерхольд и МХТ» и «Чужой театр. Закрытие ГосТиМа» (16+). Вход на них свободный, по регистрации. На первой зрители попытаются вне конъюнктуры посмотреть на историю пребывания режиссера в главном театре страны, которая в разное время освещалась по-разному. На второй — узнают о событиях в художественной и общественно-политической жизни второй половины 1930-х годов, которые привели к закрытию Театра имени Мейерхольда.
«Вадим Щербаков — один из ведущих мейерхольдоведов, людей, которые досконально знают его историю, — говорит Александр Малич. — Он приезжает к нам из Москвы специально, чтобы прочитать эти две лекции. Это человек, каждое слово которого — на вес золота, потому что он настолько глубоко погружен в предмет, с такими подробностями, с такими интересными аллюзиями на сегодняшний день рассказывает, что эти две лекции просто нужно идти и слушать».
Ключевым событием марафона станет премьера спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» (18+) на Новой сцене. Показы пройдут 9, 10 и 11 февраля (начало в 19:00). Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда», — это та самая статья, которая стала «спусковым курком» к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и его самого.
«В спектакле показана начальная точка этого пути — коллективное обсуждение, а фактически осуждение режиссёра своей труппой и всеми работниками театра, — говорится в аннотации постановки. — Личные недовольства, ущемлённые самолюбия, разногласия творческого характера — все эти мотивы являются основой претензий (как нелепых, смешных, так и разумных, вполне обоснованных), которые высказываются прямо, без обиняков в лицо Мастеру».
В роли Мейерхольда — Владимир Кошевой.
Александринский театр отметит день рождения режиссера тогда, когда тот отмечал его сам, — 10 февраля (хотя официальная дата — 9-го). Потому и большинство событий сосредоточено в эту дату. Так, на Новой сцене пройдут две встречи: в 12:30 «Пространство Мейерхольда» сквозь призму изобразительного искусства, музыки и театра обсудят Иван Чечот, Владимир Раннев, Дмитрий Ренанский (вход свободный, по регистрации). А в 14:30 о петербургских адресах Мейерхольда расскажут Николай Песочинский и Кристина Матвиенко (вход свободный, по регистрации) — публику ждет виртуальная экскурсия по городу. 16+
А между первой и второй лекциями — в 14:00 во дворе Новой сцены — к памятнику Всеволоду Мейерхольду возложат цветы.
Еще одна экскурсия, уже пешеходная, пройдет 11 февраля, начиная с 13:00, и охватит Музей театрального и музыкального искусства и Новую сцену Александринки. Она называется «Сквозь историю к современности».
Также в программу «Мейерхольдоведения» включены и мероприятия на других площадках, в том числе и театральная премьера: на сцене Кабаре «ШУМ» 8 февраля в 19:00 и 21:00 сыграют премьеру постановки Павла Михайлова «Доктор Дапертутто» (таков был псевдоним Мейерхольда) (18+). Публику ждет фантазия по мотивам пьес Александр Блока, Карла Гоцци и Артура Шницлера.
«Это спектакль о любви, о детстве, о взрослении, — говорится в аннотации постановки. — Через любимых героев Мейерхольда — Коломбину, Пьеро, Арлекина — этот спектакль проведет зрителей по всевозможным сюжетам и методам, которые проходил Мейерхольд в поисках «своего» театра. От сверхмарионетки к биомеханике. От маски к гимнастике. От синтеза всех искусств до одинокой партии флейты».
Жанр кабаре появился в афише марафона не случайно. Дело в том, что Мейерхольд основал в Петербурге кабаре (под этим понятием скрывается жанр театральной миниатюры) — в особняке Зинаиды Юсуповой на Литейном.
«Кабаре «Шум» — маленькая модная петербургская площадка, которая вдохновилась нашей затеей с Мейерхольдом, — рассказывает Александр Малич. — И, как известно, Мейерхольд тоже делал кабаре в Петербурге — оно называлось «Лукоморье». Правда, оно находилось не там, где находится «Шум», а на Литейном рядом с улицей Белинского. Но, так или иначе, ребята, узнав, что мы делаем, сразу вдохновились и предложили нам целую программу в своем стиле».
В Александринском характеризуют сотрудничество с Кабаре «ШУМ» как эксперимент и внедрение в новую аудиторию. Для самого Мейерхольда в свое время подобный шаг оказался неудачным. Но сегодня шансов больше.
«Кабаре «Лукоморье» работало по вечерам, до ночи они играли миниатюры, — рассказывает Александр Малич. — Идея эта довольно быстро себя исчерпала, потому что подход Всеволода Эмильевича не годился для того, чтобы реализовать спектакли в таком пространстве. У него в голове все было гораздо более масштабно, такая малая форма ему, видимо, не очень хорошо покорялась. Но факт остается фактом: он открывал кабаре в Петербурге, и именно поэтому коллеги из «ШУМа» решили перекинуть такой мостик к себе».
Еще один вечер марафона в Кабаре «ШУМ» будет посвящен джазу — 9 февраля в 20:00 к публике выйдут DIZZY DUTCH DUCK. Параллельно джаз в честь Мейерхольда будут играть в Филармонии джазовой музыки: там концерт в 19:00 начнет джаз-бэнд Федора Кувайцева. И джаз — это еще одна интересная страница биографии юбиляра.
«Мейерхольд не только слушал джаз, но и стоял у его истоков в Советском Союзе, — рассказывает Александр Малич. — Первый джазовый коллектив в стране — джаз-бэнд Валентина Парнаха — был реализован на его деньги в 1922 году. И тогда же Парнах читал лекции о джазе, на которые ходили Эйзенштейн и Мейерхольд».
Ну и еще одну грань Мейерхольда — его систему сценического движения — марафон раскроет на мероприятии в галерее ИТМО под названием AIR 10 февраля в 18:00. Это «Биомеханика» в виртуальной реальности.
«ИТМО — наши давние партнеры, лаборатория новых медиа работает с нами много лет по разным программам, мы все время разрабатываем с ними разные проекты, — объясняет этот пункт программы Александр Малич. — Например, если подойти к памятнику, который находится у нас во дворе, и навести смартфон на QR-код, можно увидеть цифрового Мейерхольда. Так вот один из важных тезисов, которые пропагандировал Мейерхольд, связан с биомеханикой, с движением актера. И коллеги из ИТМО вместе с нашей лабораторией новых медиа придумали, как это показывать в виртуальном пространстве. Это целый перформанс в очках виртуальной реальности!»
Культурной программой для широкой публики марафон «Мейерхольдоведение» не завершится: 19 февраля в Александринском театре пройдет научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр».
Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда.
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».