Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Добро пожаловать в космоноосферу. Зачем в школах создают гагаринские классы и при чем тут правое полушарие

Добро пожаловать в космоноосферу. Зачем в школах создают гагаринские классы и при чем тут правое полушарие

13 282
Источник:

В петербургской школе создан первый гагаринский класс. Автор проекта — общество, которое заявляет, что готовит почву для «человека космического» и рассчитывает задействовать оба полушария мозга. «Фонтанка» присмотрелась.

Что такое гагаринский класс

В конце января в 58-й школе Приморского района состоялась торжественная церемония открытия гагаринского отряда. «Высокую ответственность» носить имя первого космонавта взяли на себя ученики третьего класса. Дети произнесли клятву, и им вручили значки с портретом Юрия Гагарина.

Перед школьниками выступил глава Русского космического общества (РКО) и многодетный отец Алексей Гапонов: «Вашему поколению выпала самая удивительная судьба за всю историю нашей страны. Наш народ осваивал эти земли, строил эти города, поднимал науку и культуру. У нас накоплен такой потенциал, и мы стали такими мощными и сильными как страна, как цивилизация, как народ. Именно сейчас мы все это можем положить на алтарь развития жизни». Гапонов добавил, что рисунки петербургских школьников передадут бойцам казачьего батальноа «Скиф» (о нем на сайте организации тоже рассказано подробно).

Идея создания гагаринского отряда пришла от школы в Макеевке, с которой дружит петербургское учреждение. Там уже сформирован такой класс, и Ольга, советник по воспитанию 58-й школы, которая носит имя конструктора Сергея Королева, предложила директору присоединиться. Ей понравилось, что в РКО пропагандируется бережное отношение к природе. Одно из мероприятий, запланированных на теплое время года, — высадка гагаринской аллеи.

«Программа гагаринцев строится из нескольких этапов. На каждом этапе мы будем делать какое-то задание со всеми остальными школами в разных регионах. Например, сейчас каждый ребенок оформляет книжку юного гагаринца. В неё будут записываться личные достижения школьника, достижения вместе с командой и какие книги он читал, причем там не просто книги записываются, а какой главный герой, чем он понравился», — говорит советник по воспитанию.

Что такое Русское космическое общество

Межрегиональная общественная организация в сфере изучения и популяризации космонавтики «Русское космическое общество» зарегистрирована в 2017 году. На сайте РКО говорится, что в основе ее идеологии лежат идеи школы русского космизма. В органах управления РКО созданы такие структуры, как совет чести и права, совет правды и просвещения, зодческий совет, совет здоровья, экологический совет.

В них присутствуют члены Российской академии естественных наук, в том числе её президент Олег Кузнецов. Это общественная организация, репутация которой среди ученых и РАН, мягко говоря, противоречива, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург и вовсе называл ее «сплошной липой». Также в членах президиума РКО состоит космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов Гагарина Валерий Токарев.

РКО работает как обычные общественники: проводит семинары и лекции, выпускает книги по своей тематике. А также организует «военно-космические сборы» для детей, где обещают хулигана превратить в «настоящего человека». В программах таких сборов: уроки по тактике и маскировке, топографии и ориентированию, рукопашному бою.

О чем это все

Руководитель РКО Алексей Гапонов в эфире СОЛОВЬЕВLIVE отмечал, что организация «сражается на фронте культуры и образования». «Тезис Запада — это материализм и капитализм как высшая форма пожирания планеты. Тезис Востока — это идеализм и его представление об активном «ничегонеделании». Русский путь — это путь синтеза. Сегодня русские должны дать миру ту идею, которая снимает эти противоречия», — заявил Гапонов.

В отчете РКО за 2020 год отмечается, что общество намерено развиваться «на базе полноценного космоноосферного пространства». «В этом пространстве Природа, общество, человек и техносфера будут гармонизированы ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ и ЗАКОНОМ РАЗВИТИЯ. Социо-когно-инфо-био- и нано- технологии в нём станут служить ДЕЛУ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ КАК КОСМОПЛАНЕТАРНОГО ЯВЛЕНИЯ.. В этой экосистеме будут созданы условия для формирования ЧЕЛОВЕКА КОСМИЧЕСКОГО. Того, кто по праву придёт на смену Человеку разумному, подготовившему все условия для этого СОЦИАЛЬНОГО АРОМОРФОЗА», — говорится на сайте организации (пунктуация и орфография сохранены).

РКО в своей философии ориентируется на труды Побиска Георгиевича Кузнецова (советского и российского мыслителя, умершего в 2000 году), он продолжает традиции русского космизма. В РАЕН его считают «русским Леонардо да Винчи XX века».

«Если смотреть на Кузнецова как на философа, а не как на ученого, то его взгляд имеет право на существование. Другое дело, что тут уж приходится тогда оценить качество философской системы, и она, может быть, и находится в духе русского космизма. Проблема в том, что когда философские идеи начинают применяться в сфере практических наук или естественных наук, то зачастую ничего хорошего из этого не выходит. Сама философская система Кузнецова — мистическая и очень вольная, не сильно укладывающаяся в каноны, можно сказать, строгой, последовательной философской системы, — прокомментировал «Фонтанке» магистр философии, частный преподаватель, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» Кирилл Загустин. — Если рассматривать идеи Кузнецова как основу для чего-то практико-ориентированного, то это похоже на вещи, которые совершенно не имеют отношения ни к каким достижениям современной науки. Это не более чем какая-то еще одна идея, с которой носятся люди, которые не очень разделяют культурное наследие с действительно практико-ориентированными доказанными вещами».

РКО четыре раза участвовало в конкурсе президентских грантов, в том числе с проектом гагаринской дружины. Но ни разу не получило поддержку.

А космонавтика-то при чем?

В Русском космическом обществе продвигают идею ноосферного образования. Автор этой концепции академик РАЕН Наталия Маслова утверждает, что современные школы не справляются, так как при обучении задействовано только левое полушарие мозга, которое отвечает за логику, из-за чего у школьников возникает перегруз. Маслова считает, что предложила систему, в которой работают оба полушария равнозначно. Её наработки не получили широкого распространения ни в государственных, ни в частных российских школах. Изданные под её именем учебники также не включены в официальный перечень пособий.

Куратор межрегиональных проектов РКО Анна Козлова заверила корреспондента «Фонтанки» в том, что принципы ноосферного образования используются, в том числе, и в организации работы с юными гагаринцами. Она привела в пример экомарафон «Зведолет», в который могут включиться как дети, так и взрослые в возрасте до 150 лет. Участникам обещают лекции и тренинги с экспертами в областях экологии, психологии, педагогики, биологии, философии, с ведущими специалистами в области устойчивого развития жизни.

Отряды гагаринцев уже созданы в Башкортостане, Донецкой и Луганской народных республиках, Брянской, Кемеровской, Вологодской, Калужской областях, Москве.

«Дружина гагаринцев — это всенародное детско-юношеское движение, инициированное нами. Мы не государственная структура, не госкорпорация «Роскосмос» и не какой-то партийный проект. Поэтому у нас нет шаблонного регламента, как у юнармейцев, где все должны маршировать вперед и прямо. Отряды гагаринцев существуют не только в Санкт-Петербурге, но на Донбассе. Поскольку везде разный потенциал и функционал, то активности могут быть разные в зависимости от возможностей и специфики конкретного отдельно взятого места», — отметила Козлова.

По её словам, РКО — единственная на сегодняшний день организации, где есть чётко прописанный образ будущего. «И когда мы работаем с детьми, мы понимаем, куда мы их ведем. У нас есть научные обоснования. Мы опираемся на философскую школу русского космизма, у нас есть научный базис, у нас есть философские корни, мы как проектно-целевая организация делаем дела, — отметила она. — У нас прописано, какого человека мы формируем для того, чтобы человечество могло сохраниться как цивилизация. Важно сохранение и развитие жизни как космопланетарного явления все-таки и выход за пределы Земли в космическое пространство. Опять-таки не с целью хапанья ресурсов и добычи непонятно чего, а с целью созидательной — нести жизнь в далекие миры с Земли».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
58
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях