«Блокадная» сирень или детская площадка — перед таким выбором встали жители и чиновники в муниципальном округе «Васильевский». Это не про аромат, это про память места.
Жители доходного дома Вильгельма на Малом проспекте Васильевского острова волнуются из-за возможного уничтожения «блокадной» сирени во дворе. Они вспоминают, что эти кусты сажали дети, пережившие в Ленинграде Великую Отечественную войну. Сирень может расти порядка 120 лет, а значит, и это место памяти могло бы просуществовать как минимум столько же. Но тут возник вопрос о благоустройстве двора.
Старожилы рассказывают, что эти кусты сирени изначально были частью зелёной линии, которую высаживали вдоль Малого проспекта вскоре после войны, в начале 1950-х. Возможно, эти кусты видели и саму блокаду — ведь они были уже большими, когда ими украшали улицу. Со временем возникла необходимость в расширении проспекта, и в 1960-х часть кустов перенесли в другие места. Несколько были пересажены во двор на Малом проспекте В.О., 2.
— Вдоль проспекта сирень сажала мама моего мужа вместе с одноклассниками. Она девочкой пережила блокаду. А потом пересаживали эти кусты в наш двор уже мой муж с дедушкой и отцом. Все они ленинградцы, — рассказывает жительница дома Вера Яковлевна Никифорова.
Каждый год семья Никифоровых с нетерпением ждёт цветения сирени: для них это и память о возрождении жизни после войны, и просто семейная традиция. Есть и другие жители, для которых это ценное место.
— Сирень пересаживали, в частности, мои бабушка и дедушка, которые были в Ленинграде все 900 дней, познакомились в первый день войны, тоже на Васильевском, вместе тушили бомбы на крышах, после войны поженились, — рассказывает Екатерина Спиридонова.
Бабушке и дедушке Екатерины в 1945-м было 13 и 15 лет, пересаживали сирень они уже более взрослыми. После этого им не раз приходилось защищать кусты от желающих поломать их или спилить. В начале нулевых несколько сиреней хотели убрать коммунальщики. Тогда на их защиту вышла бабушка Екатерины: она рассказывала рабочим про войну и про то, как после нее люди мечтали вернуть городу цветущий вид. Тогда отстоять сирень удалось.
В студенческое время у самой Екатерины была примета: если подходишь и быстрым взглядом сразу находишь на сирени цветочек с пятью или семью лепестками — значит, будет удачный день. Особенно это было актуально, разумеется, в летнюю сессию. И, как отмечает женщина, такое предвестие удачи всегда сбывалось. Со временем появилась другая традиция: раз в год, 2 июня, привозить веточку с этих кустов дедушке, который когда-то участвовал в их пересадке.
На сегодня во дворе сохранилось 10 кустов «блокадной» сирени. Женщина уверена, что под ними можно рассказывать детям о Великой Отечественной и о блокаде. Она считает это важным символом.
Однако не все местные жители с ней согласны. Сейчас во дворе нет детской площадки, потому что старую пришлось демонтировать по настоянию коммунальщиков: она мешала ремонту теплосетей. Муниципалитет разрабатывает проект благоустройства с новым оборудованием для детей. Среди жильцов дома провели собрание, предложив им идею оборудовать игровую площадку на том месте, где находятся кусты сирени. На встречу пришли 15 местных жителей, восемь из них проголосовали за эту концепцию.
Муниципалы в поисках компромисса предложили пересадить «блокадную сирень» на другой участок или заменить каждый пострадавший куст новым. Однако защитники места памяти считают, что пересадку исторические кустарники не переживут, а если и переживут, то будут мешать ремонту коммуникаций. Новым же еще предстоит приживаться, и пышного цветения придется ждать не один год. Они вспоминают, что у дома некогда были высажены маленькие пихты, «которые теперь не найти».
— Наша сирень — это общественное благо, символ победы света над мраком, знак для всех живущих, что войны не должно быть, должен быть мир, и весна всегда придет! — считает Екатерина.
Её соседка по дому Вера Никифорова считает, что память о блокаде в целом уходит: есть официоз и много красивых слов, но на деле важные места и символы того времени стираются. Как пример она приводит кладбища, где братские могилы. «Моя прабабушка похоронена на Серафимовском кладбище, и это место уже закрыли новыми могилами», — рассказывает Вера Яковлевна. Что уж говорить о деревьях!
В администрации Муниципального округа «Васильевский» «Фонтанке» сообщили, что проекту детской площадки еще предстоит пройти согласования в КГИОП, «Теплосети» и в комитете по благоустройству. После этого будет необходимо получить на него субсидию (подробнее о принципе распределения денег можно почитать здесь), реализация запланирована на 2025–2026 годы. Сейчас основным вариантом судьбы «блокадных» кустов остается пересадка.
Глава администрации Муниципального округа «Васильевский» Дмитрий Иванов сообщил «Фонтанке», что во дворе на Малом проспекте, 2 планируется пересадка либо «снос» и замена новыми трёх кустов сирени. В рамках проекта планируется создать спортивно-дворовую площадку, которая будет состоять из двух элементов игрового оборудования, двух скамеек и урн. Кроме этого, есть идея проложить новые дорожки, тропинки и провести дополнительное озеленение. Проект может значительно измениться после согласования с органами власти.
На Васильевском острове регулярно стараются высаживать новую сирень: так, весной 2022 года 100 новых кустов появились на Большом проспекте, а в 2020 — 200 кустов на 12-й линии.
Анна Мотовилова, «Фонтанка.ру»
Если вам дороги символические места в Петербурге — деревья, площадки, дома, сохраняющие память о важных для города событиях, делитесь с «Фонтанкой» адресами, историями и фотографиями.