Музей продолжает показывать свою богатую коллекцию графики: новую выставку в залах № 324–328 на третьем этаже Зимнего дворца составят эстампы XVI века: с начала столетия до середины 1580-х, когда Нидерланды распались на северные (протестантские) и южные (католические).
Кураторы отмечают, что эта часть графического собрания Эрмитажа очень богата и может дать исчерпывающее представление о развитии нидерландской гравюры на металле. Вы увидите более ста листов: композиции на библейские и мифологические сюжеты, портреты, пейзажи, жанровые сценки, орнаментальную и архитектурную графику. Это работы Лукаса ван Лейдена, Мартена ван Хермскерка, Франса Флориса, Питера Брейгеля Старшего, Яна ван дер Страта.
Нидерланды — особый регион Европы, исторически связанный одновременно с несколькими соседними, что определило языковое разнообразие и насыщенность культуры при всей компактности провинций. «Низкие земли» объединил под своей властью герцог Бургундии Филипп Добрый (1396–1467), пока Англия и Франция выясняли отношения в Столетней войне. Позднее в силу династических причин Нидерланды стали личным владением Габсбургов, что привязало провинции к Испанской империи. За экономический успех Нидерланды называли жемчужиной в испанской короне, однако Мадрид не всегда понимал, как управлять регионом, разительно отличающимся от аграрной и полной социальных контрастов Испании. Нидерланды бунтовали, католические короли карали мятежные провинции, и в итоге Старые Нидерланды разделились на Республику Соединённых провинций (её часто называют Голландией) на севере и оставшуюся под испанским протекторатом Фландрию на юге с центром в Антверпене. Случилось это в 1580-е годы, и к этому времени уже была сильная нидерландская художественная традиция, которая затем подарила миру с одной стороны Рембрандта и «малых голландцев», с другой — Рубенса и узнаваемую фламандскую школу. На новой выставке в Галерее графики речь идёт именно о старонидерландской школе, до разделения на север и юг.
Первый раздел экспозиции составят работы «нидерландского Дюрера» Лукаса ван Лейдена, одного из виртуозов гравюры XVI века. Вы увидите его работы «Изгнание из рая», «Танец Марии Магдалины», «Марс, Венера и Амур», «Зубной врач», «Вергилий в коробе». Отдельный зал будет посвящён работам Иеронима Кока, который основал издательский дом «На четырёх ветрах», который специализировался на высококачественных гравюрах и со временем стал крупнейшим в Европе. Кок издавал как работы художников, ориентировавшихся на Италию, так и «босхианские», как их определяют в музее, фантасмагории Питера Брейгеля Старшего из серии «Семь смертных грехов». Ещё одним мультикультурным акцентом выставки станет фриз «Обычаи и образ жизни турок» длиной четыре с половиной метра, созданный Питером Куком ван Альстом после путешествия в Константинополь в 1533 году.
Завершат экспозицию гравюры Яна ван дер Страта в батальном жанре (вы увидите серию «История Медичи»), его же анималистика и циклы на религиозные сюжеты. Последние, конечно, имели большое значение в регионе, который восставал против насаждаемого Испанией католичества и где радикальные кальвинисты громили католические храмы. Будет на выставке и экземпляр знаменитой «Библии Пискатора» — серии гравюр, композиции которых русские иконописцы XVII века часто брали за образцы, адаптируя под византийский канон.
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры» пройдёт в Галерее графики (залы № 324–328) на третьем этаже Зимнего дворца с 14 февраля по 6 июня 2024 года. 0+