Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Мало метро и пробки до полвторого ночи. Как Смольный собирается менять транспортную систему за 2 триллиона

Мало метро и пробки до полвторого ночи. Как Смольный собирается менять транспортную систему за 2 триллиона

50 085

Смольный готовится менять транспортную программу Петербурга на 2 триллиона рублей. «Фонтанка» всмотрелась в мир будущего с транспортными узлами и новыми линиями метро, который пока есть только на бумаге.


Обновленный проект программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» подготовлен в Петербурге. По данным «Фонтанки», ответственным за ее исполнение назначен комтранс, но перечень соиcполнителей и участников широк — по сути все, кто могут что-то здесь построить или запустить. До 2029 года на нее заложено чуть больше 2 триллионов рублей, из которых 1,7 триллиона — городской бюджет, порядка 300 млн — внебюджетные средства и около 6 млрд — федеральные деньги.

Проблемы


Список проблем, указанных в паспорте программы, велик:

  • увеличение затрат времени при поездках по городу: в центре на машине — примерно 10–15 км/час, в плотной застройке подальше — 20–26 км/час, а на заторовых направлениях — 6–10 км/час; системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, это 20% от всех пересечений, кое-где стоят до 1:30 ночи.

  • строительство дорог не успевает за жилыми кварталами;

  • магистрали недостаточно увязаны, не хватает дублеров, развязок;

  • дороги загружены грузовыми потоками;

  • мало интеграции между электричками и наземным транспортом;

  • развитие метро не синхронизировано с развитием промышленных зон и жилищным строительством;

  • необеспеченность приоритетов для общественного транспорта;

  • подвижной состав недостаточно быстро обновляется.

Транспортная система в целом «не в полной мере удовлетворяет потребности жителей Санкт-Петербурга», говорится в документе, опросы показывают только 66,2% довольных, а целевой показатель — 89,4%. Догма, из которой исходит программа, — трехступенчатая система приоритетов: сначала пешеход, потом общественный транспорт, потом автомобили.

Дороги


Дороги изнашиваются. Сейчас доля нормативных — 71,2%, хотя президентский указ от мая 2018 года предписывал довести ее до 85% к 2024-му. В целевых показателях на 2029 год — те же 71,2%; то есть, по Кэрроллу, придется очень быстро бежать, просто чтобы хотя бы оставаться на месте. Для движения вперед нужны дополнительные деньги.

На появление колдобин влияет и сам недостаток дорог — в частности, переправ: «Среднее расстояние между мостами колеблется от 6,4 км (р. Нева) до 0,3 км (кан. Грибоедова). Наибольший дефицит мостовых переходов ощущается на р. Б. Неве, р. М. Неве и р. Б. Невке. Особенно актуален вопрос строительства новых мостовых переходов через р. Неву в западных и юго-восточных районах Санкт-Петербурга. Расстояние между Литейным и Большеохтинским мостами составляет 4,6 км, между мостами Александра Невского и Володарским — 6,4 км». Изменить ситуацию должны Большой Смоленский мост и Широтная магистраль с ее переправой.

Ремонтом и капремонтом занимается КРТИ и пул его подрядчиков, а вот убирать и содержать дороги — работа подрядчиков комблага. Четыре городских предприятия сейчас переформируют в бюджетные учреждения, чтобы раздавать им задания без конкурсов. Одному достанутся Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Центральный, Московский, Фрунзенский, Невский, Красногвардейский районы, второму — Курортный, Кронштадтский, Выборгский, Приморский и Калининский, третьему — Петродворцовый, Колпинский и Пушкинский, четвертому — Кировский и Красносельский. В год на их работу будет уходить 23–25 млрд рублей.

Метро


Больнее вопрос в этой отрасли сложно придумать. На подземку приходится около 49% всех пассажирских перевозок, это самый быстрый общественный транспорт (32–40 км/ч против 15–18 км/ч по земле без учета часа пик), с наименьшим интервалом — 2,11 минуты. И, несмотря на это, у нас все еще те же самые 5 линий на 125 километров, 72 станции с 83 вестибюлями и 7 пересадочных узлов, его провозная способность остается на уровне 400 тысяч пассажиров в час. В часы пик заполнение поездов превышает нормативное в 1,3–1,7 раза, половина вестибюлей работают с перегрузкой, пассажиры тратят 20 минут только на то, чтобы войти.

Зона пешеходной доступности станций прямо сейчас покрывает 37,3% застройки. Но это среднее по больнице: в центре Петербурга — 58%, на севере — 24 %, в восточных районах — 23,5%, в южных — 12,7%. «Не обслуживаются метрополитеном Красносельский район Санкт-Петербурга, значительные части Приморского, Красногвардейского, Фрунзенского, Калининского, Выборгского районов», — признают в Смольном.

Планы города по строительству метро — это часть местного фольклора. Цифры и названия колеблются в зависимости от того, в какой документ их включают и чиновнику какого уровня докладывают. Буквально только что президенту рассказывали о намерении ввести к 2028 году 13 станций, а к 2030-му — 26 станций и депо. В проекте программы прописаны к концу 2029 года всего 7 станций, которые должны нарастить подземку до 133,6 км. Но перемещение объектов по программе — обычное дело, это зависит от бюджета на конкретную трехлетку и от готовности «Метростроя Северной столицы» деньги осваивать.

Отдельная история — транспортно-пересадочные узлы, которые по большей части завязаны на станции метро. Это тоже переходящий приз, который каждый новый губернатор принимает от предыдущего. В нынешней редакции программы — это 61 адрес. Посмотрите на список, сравните с нынешним состоянием территории и поразитесь размаху.

1 из 8

Вопрос обновления поездов тоже стоит остро, на начало года из 2007 вагонов 799 ездили со сроком службы более нормативного. Но на данный момент уже идет поставка 950 вагонов от ТМХ.


Изнашиваются не только поезда. 199 из 299 эскалаторов (то есть 67%) тоже уже с истекшим сроком службы (67 процентов от общего парка эскалаторов). Именно поэтому станции метро будут по очереди закрываться для проведения работ в наклонном ходу: в списке «Площадь Ленина — 1», «Площадь Восстания — 2», «Электросила», «Кировский завод», «Нарвская», «Площадь Восстания — 1», «Московские ворота», «Петроградская».

Наземный транспорт

В Петербурге, помимо метро, 42 трамвайных маршрута, 46 троллейбусных и 462 автобусных (у всех перевозчиков). Городской «Пассажиравтотранс» обслуживает более сотни маршрутов: если он за прошлый год накатал 108,7 млн км, то 4 коммерческих перевозчика, которые получили контракты в ходе транспортной реформы, — 180,6 млн км. «В то же время остается характерной для многих маршрутов наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга низкая регулярность движения в пиковые часы суток, причиной которой являются задержки рейсов в транспортных заторах при движении в общем потоке. По состоянию на 01.01.2024 53 маршрута, обслуживаемые ГУП «Пассажиравтотранс», имеют интервал в утренний пиковый период менее 10 минут», — говорится в паспорте программы.


У наземного электрического транспорта (не считая 12 электробусов ПАТ и трамвая «Чижик») один хозяин — «Горэлектротранс». Подвижной состав предприятия изношен, пишут в Смольном: из 780 троллейбусов 38,8% уже полностью амортизированы, из 747 трамваев — 46,7%. Кабельная сеть — тоже: сверх норматива работает 36%, а ежегодно требуется реконструкция не менее 55,6 км контактной сети трамвая и 68 км — троллейбуса. Основная часть оборудования тяговых подстанций имеет срок работы от 25 до 50 лет, парки тоже надо модернизировать. Необходима реконструкция путей — собственно, все это упаковано в программу предприятия на 128 млрд рублей.

«Фонтанка» писала, что оба предприятия массово закупают подвижной состав в беспрецедентном количестве. Работают и в парках. На площадке трампарка № 3 на Среднем проспекте В. О. сделают комплекс для 80 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Первый трампарк с Московского проспекта перенесут предположительно к Волковскому каналу, так как он не сможет работать, если будет реализован инвестпроект «Измайловская перспектива». Третий трампарк на Большой Посадской реконструируют, как и ОСП «Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк», ОСП «Трамвайный парк № 5», ОСП «Троллейбусный парк № 2».

У «Пассажиравтотранса» тоже много планов: помимо строительства парка для электробусов на Ржевке, это реконструкция парка № 1 на Днепропетровской, строительство парка для газомоторных автобусов в Каменке и еще одного — в Горелово.

Отдельный момент — движение по городским улицам. Средняя скорость трамвая — 13,8 км/час, троллейбуса — 13,82 км/час, автобуса — 14,68 км/час. Одна из причин — нехватка выделенных полос. Эту фрагментарную сеть можно разделить на три ветви:

  • обособленные трамвайные пути общей протяженностью около 150 км (в двухпутном выражении);

  • выделенные полосы для движения автобусов и троллейбусов (Большой пр. П. С. и Б. Пушкарская ул., Невский пр. от пл. Восстания до наб. р. Мойки, Ленинский пр., пр. Медиков, Кантемировская ул., пр. Маршала Блюхера на участке от Кантемировской ул. до Лабораторного пр., реверсивные полосы на Загородном пр. от Владимирской пл. до Звенигородской ул. и Гороховой ул. от М. Морской ул. до наб. р. Фонтанки);

  • выделенные полосы для движения трамваев и автобусов (Лиговский пр. от Кузнечного пер. до Расстанной ул.).

Парковки, такси, велодорожки


Вопреки слухам о Пушкинском районе, программа не дает усомниться: с зоной платных парковок в городе пока закончили: «В 2023 году завершилась реализация проекта по созданию ЕГПП, расположенного на 652 участках улиц, где организовано порядка 48 тыс. машино-мест, из которых 10,0 процента предназначены для автомобилей инвалидов и перевозящих их лиц. По итогам 2023 года введены в действие более 100 тыс. парковочных разрешений. Общие поступления от эксплуатации ЕГПП в 2023 году составили 4,8 млрд руб., включая 3,3 млрд руб. — доходы от оплаты парковочных сессий, разрешений и абонементов и 1,5 млрд руб. — сумма выписанных штрафов за неоплату парковки».

Доводить велодорожки до ума, напротив, предстоит еще очень и очень долго. За прошлый год обустроено лишь 6,6 км, запроектировано еще 3 км. Это при том что до конца 2030 года предлагается создать более 500 новых веломаршрутов (подробнее — здесь).

C 1 сентября в городе заработал новый закон о такси: он определил порядок выдачи разрешений на перевозки, составления реестров, установил регламентный цвет и экологический класс для авто, запретил «охотиться» за пассажирами на автовокзалах и в аэропорту, установив за это штрафы. «Введение нового порядка организации перевозок легковым такси позволило с мая по сентябрь 2023 года вывести из «серой» зоны более 15 000 транспортных средств, количество разрешений на перевозку такси выросло почти вдвое — с 24 000 до 40 000, — пишут в проекте программы. — Впервые разрешения получили более 200 новых индивидуальных предпринимателей. По итогам 2023 года получено более 7 495 заявлений от перевозчиков, в реестр включено 1605 транспортных средств». При этом «Фонтанка» писала, что на обсуждении в ЗакСе звучали не такие позитивные оценки насчет эффекта закона.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
133
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях